Слайд 1
Художественная фотография.
Часть 2.
Ман Рэй 1890-1976
Ли Миллер 1907-1977
Ман Рэй -
фотограф, один из 25 наиболее влиятельных художников ХХ века по
оценке американского журнала «Арт-Дьюз»
Слайд 2Эрнест Хемингуэй 1899 – 1961
«Бокс научил меня никогда не оставаться
лежать, всегда быть готовым вновь атаковать… быстро и жёстко, подобно
быку»
В портрете Хемингуэя Ман Рэй не отказывается от традиционного расположения фигуры в кадре: но как точно при этом вписывает её в пространство: от нас, слева и справа – разворачивая фигуру так, чтобы пропал эффект позирования, это, не умаляя портретности, дает ощущение живого жанрового начала. Взгляд модели в сторону избавляет его и нас от прямого контакта друг с другом, но даёт возможность спокойного знакомства с писателем.
Слайд 3В 1918 году Хемингуэй добровольцем отправился на фронт, попал под
миномётный обстрел, получил серьёзные осколочные ранения обеих ног, оперирован немедленно,
удалено 26 осколков, коленная чашечка заменена протезом, более 200 ран. С войны вернулся в начале 1919 года зрелым человеком – уходил в возрасте 19 лет. В начале парижской жизни (1921 год) – а он сфотографирован именно в этот период, по свидетельству современников был «высоким, красивым, мускулистым, плечистым, румяным молодым человеком с карими глазами, квадратной челюстью и мягким голосом»
В 1954 стал лауреатом Нобелевской премии.
Слайд 4Сальвадор Дали. 1904-1989
Катрин Денев 1943-2019
Французская актриса, певица, лауреат премии Оскар
- фильм «Индокитай»; Золотой пальмовой ветви - фильм «Танцующий в
темноте»
Слайд 5Сальвадор Дали говорил о себе: «Сюрреализм – это я». Он
действительно икона этого направления ХХ века в искусстве. Гений-живописец и
великий декоратор – он к своей внешности относился так же, сюрреалистически, декорируя её утончённой формы усами. Лицо как арт-объект – эта максималистская декларация Дали так же максималистски поддержана Ман Рэем.
Катрин Денёв – природой данное явление Женственности. Ман Рэй лишь подбирает для фона её фигуры достойное художественное обрамление. Оно и полуабстрактно, и активно, но только прекрасный фон для жемчужины - Катрин Денёв.
Слайд 6Коко Шанель. 1883-1971
Кики де Монпарнас
Слайд 7Поговорка, «Скажи мне, кто твои друзья и я скажу, кто
ты» - отвечает ясно и просто, кто был Ман Рэй.
Да, исключительно художественные натуры, наделённые трудолюбием и талантом были его друзьями.
Коко Шанель – кутюрье женской моды, актуальной и для нас с вами - одна из них.
Черно-белая фотография как нельзя лучше своим основным качеством – ахроматизмом (черноё-белое-серое) – аристократизм персоны передаёт. Цвет как пятно, как формообразующее и силуэт. Фон решен сценически, кулисой, напоминающей очертания женской фигуры.
Кики де Монпарнас – знаменитая модель парижских художников.
Композиция «фиксированная». Цель экспериментальная, программная. Сопоставление овала человеческой головы, его идеальной законченности с африканской маской, для художников того времени чрезвычайно актуально. Все «больны» африканским искусством, на его основе в Париже Брак и Пикассо создают новое направление - «кубизм».
Слайд 8Гертруда Лоуренс 1898-1952
Подарок - дадаистский артобъект
Да-да – направление в
искусстве 1916-1923 гг.
«Не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они
не достигнут ничего, ничего, ничего».
Слайд 9Гертруда Лоуренс.
Для нас в этой фотографии артистки мюзик-холла важно сопоставление
фрагмента и целого, их масштабов, форм, которые стали возможны благодаря
фотомонтажу. Эстетическое богатство фигуры, практически модной фотографии сопоставляется с эмоционально-психологическим решением верхней части, поднимающимся до высокого звучания.
«Подарок» – это дадаистское произведение Ман Рэйя, как пример того, что он работал разнообразно, не только в фотографии. При ассоциативном восприятии замысел может восприниматься как нечто личное, результат переживания жизненной ситуации.
Слайд 11Каждый выстраивает свою лестницу в небеса. Я думаю, лестница Ман
Рэйя там. Его работа с танцующей балериной – балериной в
полёте и светом люстры-подсвечника с помощью техники фотомонтажа, имеет глубину высокого художественного образа. Чувство фактурности, контраста, пространства, относительная дематериализация мотива, исключение из конкретности реального мира - одни из видимых средств воплощения, остальное на кончиках пальцев.
Вторая фотография так же условно-экспериментальная по заполнению кадра, размеру мотива, отобранности сюжетного мотива – движения руки, наклона головы, характера фрагментарности, освещённости. Артистическое, рафинированное понимание красоты. Ему соответствуют средства выражения.
Слайд 12Ли Миллер 1907-1977 -фотомодель журнала VOGUE
1920-е годы.
Мы начинаем разговор о
модели, ученице, асистенте и музе Ман Рэя Ли Миллер. Их
сотрудничество началось в 1929-1930 году, продолжалось в течение трёх лет. Уроки Ман Рэя дали ей профессиональную подготовку «от модного снимка до портрета».
Слайд 14Ман Рэй продолжает поиск Прекрасного,
стремясь оторваться от реальности –
вы не видите ни пейзажа, ни интерьера, отсюда, его на
первый взгляд надуманные фотоснимки: жесткая фрагментарность,
длящаяся линия красоты, формы, игра с освещением…
Слайд 16Венера Милоская 130-100 гг. до н.э.
Электричество
Слайд 17
Электричество – позировала Ли Миллер.
Живая связь времён: ХХ век
и глубина античного времени. Подражение или личный ориентир к чистоте
совершеннейшей формы имел этот художник, ведя беседу с коллегой, античным мастером II века до н.э.? Ведя свою беседу - следуем за Ман Рэем.
Слайд 18Ли Миллер - военный фотокорреспондент
Слайд 19
В 1944 году Ли Миллер отправляется на фронт по заданию
редакции журнала Voque. Познаёт ужасы войны. Была при освобождении Освенциума,
Дахау - лагерей смерти. Беспристрастно фотография свидетельствует об этом. Но эти снимки исключены мною. Очень тяжёлые.
В освобождённом Париже Ли Миллер делает пейзажный снимок –далевой перспективы. Пожалуй, так строго, и так возвышенно Париж никто не снимал. Запах свободы и запах парфюма – уловила Ли Миллер в только что освобождённом городе – сведения взяты из письма редактору.
Слайд 22Ли Миллер:
хороший портрет человека «не когда он не знает
, что его фотографируют, а когда он ведёт себя максимально
естественно»
Слайд 23
Задание из двух вариантов на выбор, возможно оба по вашему
желанию:
1.Сделать фотографию, тема которой «Красота в повседневности», стремясь увидеть
наиболее совершенное движение, форму, линию. Это может быть и потягивание кошки (но кошками меня не закидайте), и переплетение веток дерева, и рука ваших близких…. Учитывайте формат, вписывание мотива в композицию, освещенность, пространственное решение. Всё подчиняйте вашей задаче.
2. Выполнить фотопортрет. Добивайтесь выразительности образа через эмоции, состояние, поворот или наклон головы, удалённость-приближенность, расположенность в кадре, вхождение в пространство – полубоком – пробуйте вариации этого положения, фронтально, срезы кадра, ракурс…