Слайд 1Художественная культура мусульманского Востока.
Творцу молитесь; он могучий,
Он правит ветром, в
знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.
Он милосерд; Он
Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету.
И да падет с очей туман.
А.С. Пушкин.
Слайд 2Мусульманский Восток.
В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую
часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами,
что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.
Слайд 3Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры.
В
переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века
н.э.
Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»).
Основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.).
В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка.
С этого года начинаются мусульманские летописи.
Слайд 4Арабский халифат.
Первый руководитель – Мухаммед.
Территория включала в себя Сирию, Палестину,
Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании.
Арабский
язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны.
В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.
Слайд 5Коран («чтение»).
Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха.
Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все
записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями.
Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда.
Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.
Слайд 6Общие положения Корана
Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха.
Последний и
главный пророк – Мухаммед.
После смерти человека ожидает Божий суд, и
тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни.
Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним.
Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.
Слайд 7Практические обрядовые заповеди ислама.
Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение
перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который
требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.
Слайд 8Какие течения выделились в исламе?
Существует три основных направления, на
которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм.
Сунниты (от
араб. «люди традиции») – выступают за власть халифа, который должен принадлежать роду курейшитов, быть богословом высшего ранга, справедливым и мудрым.
Шииты считают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и может принадлежать только наследникам Мухаммеда. Признаваемая форма государственного правления – имамат, имам – светский и духовный глава общины.
Хариджиты считают, что главой религиозной общины может быть избран любой правоверный мусульманин.
Слайд 9Культура ислама. Архитектурные памятники.
Мечеть Харам Бейт-Уллах (Священный, запретный дом Аллаха)
Слайд 10Архитектура ислама.
Мечеть Омара или Куббат ас-Сахра (Купол Скалы)
Слайд 11Мечеть Омара была построена в 687-691 гг, в период правления
халифов из рода Омейя.
Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в
Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос.
Слайд 12Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента.
Каллиграфические надписи на стенах
мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное
приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.
Слайд 13Мечеть султана Ахмеда (Голубая мечеть)
Слайд 14Мавританский стиль.
Соборная мечеть в Кордове.
Ее особенность – 850 колонн,
выполненных из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира, протянувшихся
в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.
Слайд 15Альгамбра.
«Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо,
если вглядишься в мою красоту».
Придворный поэт
Ибн - Зумрук
Слайд 16Альгамбра. Резные арки
и ниша с орнаментом.
Слайд 17Альгамбра. Миртовый двор дворца Комарес и Львиный дворик.