Слайд 1Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
Слайд 2Цель:
- выявление основной идеи сказки;
- формирование навыка работы
с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям
и художественного пересказа;
- воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.
Слайд 3Понравилась ли вам сказка?
К какому жанру сказок она относится? (волшебным,
бытовым, сказкам о животных)?
Какие особенности народной сказки вы в ней
обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Примеры из текста.
Слайд 4Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная сказка.
волшебные события: превращение лягушки
в девушку, выполнение заданий, махнула левым рукавом – сделалось озеро,
махнула правым рукавом и поплыли по воде белые лебеди
волшебные герои и их помощники: Иван-царевич и животные, которые ему помогают старичок; Василиса прекрасная и мамки-няньки, Кошей Бессмертный, Баба Яга.
волшебная обстановка: избушка Бабы Яги; дуб, на котором хранится смерть Кощея, место (за тридевять земель, в тридевятом царстве)
волшебные предметы: лягушачья кожа, клубок, сундук, яйцо, игла.
Слайд 5Она начинается с зачина: «В неком королевстве, в неком государстве...»,
заканчивается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и
согласии». В притче есть повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками (осыпали), находила, искала. Неизменные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, животные рыскучие, красноватая девушка, солнце ясное, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, высочайшие горы, дремучие леса, черные леса, зеленоватые луга, топкие болота, незапятнанное поле, острая стрела, голубое море, хороший молодец, красноватое солнце.
Слайд 6- О чем эта сказка? Назовите ее героев.
- Кто из
героев понравился вам больше всего и почему?
- Что вы знаете
об этих героях? Что можете о них рассказать?
Слайд 7Подумай и ответь…
- Почему царь избрал такой странный способ выбора
невест для своих сыновей?
- Где нашли невест старшие братья?
- Почему
Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
- Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
- Почему царь не стал противиться этому браку?
Слайд 8Подумай и ответь…
- Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и
жены старших сыновей? Расскажи об этом. Как царь оценивает их
работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
Слайд 9Выразительное чтение эпизода сказки
Слайд 11 Подумай и ответь…
- Почему Иван-царевич сжёг лягушачью
кожу?
- Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой
Слайд 12Подумай и ответь…
- Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
-
Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
- О чем свидетельствует
гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?
- Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
Слайд 13Остановимся в этом интересном месте. В сказках часто герои произносят
волшебные слова. Угадайте, кто говорил следующие волшебные фразы.
«Сивка-бурка вещий каурка.
Стань передо мной, как лист перед травой!»
(Иван; русская народная сказка «Сивка-Бурка».)
«По щучьему велению, по моему хотению».
(Емеля; русская народная сказка «По щучьему велению».)
«Крекс-фекс-пекс!»
(Буратино: А. Толстой – «Золотой ключик».)
«Сим – сим, открой дверь».
(Али-Баба; арабская народная сказка.)
Шел Иван, шел, встретилась на пути избушка на курьих ножках. Он ей говорит «Избушка, избушка, стань по старому, как мать поставила: к лесу задом ко, мне передом»
Слайд 14Зачем в сказке придумана встреча царевича с Бабой-Ягой?
1. Чему
научила Ивана-царевича встреча с ней?
2. Добрая Баба-Яга или нет?
3.
Как удалось царевичу победить Кощея Бессмертного?
4. Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве?
Что олицетворяет описание дуба? (зачитать описание дуба)
5. Какой же он, Иван-царевич? Какие лучшие черты русского
народа воплотились в сказочном герое?
5. Почему в сказках добро торжествует над злом?
Слайд 15В результате встречи с Бабой Ягой, хозяйкой избушки на курьих
ножках, Иван-царевич узнал, как справиться с Кощеем. Нужно найти дуб,
на дубе – сундук, в сундуке – зайца, в зайце – утку, в утке – яйцо, в яйце – иглу. На конце иглы – смерть его. Вы наверное помните, что тут Ивану-царевичу на помощь пришли те животные, которым он сделал добро. И они также отплатили ему добром.
Расправился Иван-царевич с Кощеем и освободил Василису Премудрую. Воротились они домой и стали жить долго и счастливо.
Слайд 17Репродукция картины В.М.Васнецова «Кощей Бессмертный»
Слайд 18Подумай и ответь…
- Почему только после смерти Кощея герои могут
стать счастливыми?
- О чем сказка «Царевна-лягушка»?
- Почему сказка
называется «Царевна-лягушка»?
Слайд 19«Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим
качествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге
в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. В нужную минуту приходят они ему на помощь, здесь вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе.
Слайд 201. Прочитать статью учебника «Герои народных сказок»
(стр. 28)
2. Дать характеристику (письменно) главным героям сказки:
Василисе Премудрой – девочки;
Ивану-царевичу – мальчики.
3. Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и подготовить пересказ (близко к тексту) сказки. (Помощник: стр. 38.)
4. Ответить на вопросы 1-7 к сказке (устно) на стр. 38.
Домашнее задание