Слайд 1Художники XIX века
Майорова Есения 11 А
Слайд 2Классицизм
В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта.
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании
строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки
Слайд 4«Последний день Помпеи»
Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав
на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном
«Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа»
Слайд 5«Итальянский полдень»
В картине «Итальянский полдень» (как и в «Итальянском утре»)
сюжет взят не из мифологии, не из библии, а просто
из жизни. Брюллов решился нарушить старые эстетические законы, сумел найти изящное в повседневном.
Слайд 7Романтизм
В отличие от классицизма, утверждавшего нерушимость государственных устоев и служение
общественным интересам, новое направление выразило стремление к личной свободе, независимости
от социума. Романтизм привнес много нового во все сферы художественной деятельности.
Произведения лирической направленности позволили отразить эмоции человека. Новым героем становится сильная личность, переживающая несоответствие внутренних устремлений и требований общества. Самостоятельным персонажем выступает и природа. Ее изображение (часто с элементами мистики) помогает передать состояние человека.
Слайд 9Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому
и первый известный нам живописный опыт Венецианова относится к этому
жанру. Это портрет матери – Анны Лукиничны, в девичестве Калашниковой. Заметно, как еще не хватает живописного мастерства двадцатидвухлетнему юноше, как сложно ему даётся передача объема, воздуха и света. Но видно и другое – его способности в передаче разных текстур ткани, достаточная уверенность в рисунке. И главное – ему удалось передать чувства своей модели: некоторое смущение и напряженность матери от непривычной ей роли и своё нежное к ней отношение.
Слайд 10«На пашне. Весна» Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное
сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую
работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки – всё полно загадок.
Слайд 11«Жнецы» На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две
бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой.
Художник написал почти обманку – кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои – их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное – ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.
Слайд 13Реализм
В широком смысле реализм в искусстве определяют как тенденцию развития
художественной культуры, которая продолжает избранные традиции мирового искусства. Мера реалистичности
того или иного произведения – его проникновение в жизнь, отражение важных сторон повседневных событий в художественной форме.
В изобразительном искусстве отличительная особенность реализма – обращение к изображению повседневной жизни.
Очень часто он рассматривается как противоположность романтизму, представители которого задавались целью создать новую реальность.
Слайд 15Сватовство майора
В основе сценария картины заурядный брак по расчету
между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина. В то времечко
подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.
Слайд 16«Портрет детей Жербиных» Изображены Ольга Ивановна Жербина (1839 – 1898),
в замужестве Розенбах и Федор Иванович Жербин (1836 – 1903).
Дети М.И. Крыловой и О.И. Жербина, комерции советника, бывшего городского головы Петербурга, известного деятеля в области благотворительности.
Слайд 17Игроки провели целый вечер во взаимообмане, соперничая, побеждая и терпя
поражения. Все вели себя страстно и расчетливо, но были вместе.
Их объединял стол из зеленого сукна и свет горящей свечи. И все это время тлела надежда на перемены к лучшему. Ночь прошла, и те, кто выиграли, оказались по одну сторону светового рубикона, а тот, кто проиграл – по другую. В картине их разделяет не только свет, но и пространство помещения, и движения.