Слайд 1ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1
Слайд 2Литература
Основная:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие.
– Москва: Проспект, 2014. – 448 с. Режим доступа: https://www.book.ru/view/255885
Информационные ресурсы и технологии в экономике: Учебное пособие / [Финуниверситет]; Под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М¸ 2013. – 462 с.
Информатика: Учебное пособие / Под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 410 с.
Логинов В.Н. Информационные технологии управления (для бакалавров). М.: КноРус. – 2015. Режим доступа: http://www.book.ru/book/915915
Дополнительная:
Акперов И.Г., Сметанин А.В., Коноплева И.А. Информационные технологии в менеджменте: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2014. – 400 с.
Информационные технологии управления: Учебник / Б.В. Черников. - 2-e изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 368 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=373345
Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. – 368 с.
Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=322029
Word 2010: Способы и методы создания профессионально оформленных документов: Учебное пособие / Я.Г. Радаева. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 160 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=402060
Бизнес-аналитика средствами Excel: Уч. пос./ Я.Л. Гобарева, О.Ю. Городецкая, А.В. Золотарюк. – 2-e изд., испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 336 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=478466
Основы работы в Microsoft Office 2013: Учебное пособие / А.В. Кузин, Е.В. Чумакова. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 160 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=495075
Слайд 3Понятие управленческой информации
Ее источники и виды. Требования к управленческой информации
Слайд 4Управленческая информация -
совокупность сведений, о процессах, протекающих внутри организации и
в ее окружении, уменьшающих неопределенность управления и принятия решений
Слайд 5Управленческую информацию классифицируют:
по содержанию - кадровая, техническая, финансово-экономическая, правовая, общественно-политическая,
природоохранная и др.;
по назначению - для руководителей и исполнителей, для
одноразовых действий и повседневного руководства, для внешнего или внутреннего пользования;
по степени конфиденциальности - для общего пользования, служебного пользования, секретная, сверхсекретная особой важности, подлежащая разглашению через установленный срок;
по степени достоверности - достоверная и проверенная, подлежащая дополнительной проверке, сомнительная, базирующаяся на домыслах и слухах;
по степени готовности для пользования ею - первичная несистематизированная и необработанная, промежуточная, прошедшая предварительную обработку, и конечная, готовая для анализа и принятия решения по ней;
по объему, источникам, срокам сбора и доставки, способам получения и распространения и другим признакам.
Слайд 6Источники управленческой информации:
вышестоящее руководство, подчиненные им руководители и органы управления,
средства массовой информации,
информационные системы,
периодическая печать,
образцы техники,
техническая документация,
справочники,
бизнес - документы,
фотоснимки,
микрофильмы,
показания приборов и др.
Слайд 7Требования к управленческой информации
Слайд 8Требования к управленческой информации (продолжение)
Слайд 9Виды информации
Фактографическая информация (базы данных, табличная информация).
Документальная (текстовые документы).
Графическая (диаграммы,
схемы, карты, фотографии, планы и пр.)
Видеоинформация.
Имеют различные форматы хранения.
Применяют различные
технологии обработки (технологии БД, технологии текстового поиска, Web- технологии, технологии электронного документооборота, геоинформационные технологии и др.)
Слайд 10Информация
Информационные ресурсы, продукты, услуги
Слайд 11Данные
сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной
форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски)
Слайд 12Информация
- результат обработки данных, адресованный конкретному пользователю и пригодный для
принятия управленческих или иных решений
- сведения о лицах, предметах, фактах,
событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления
Слайд 13Знания
проверенный практикой результат изучения реальной действительности, отражающий содержание объектов, процессов
и явлений
Слайд 14Информационный ресурс
отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы
документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
информационных системах)
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Слайд 15Информационный продукт
совокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего распространения, которая
может существовать как в вещественной, так и в невещественной форме
Основные
особенности информационного продукта:
1) информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию независимо от того, сколько раз она была использована;
2) информационный продукт со временем подвергается своеобразному моральному износу;
3) разным потребителям информационных товаров удобны разные способы предоставления информации, так как потребление информационного продукта требует неких усилий (в этом состоит особенность адресности информации);
4) производство информации требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование.
Слайд 17Информационная услуга
получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов
Рынок информационных
услуг – это совокупность экономических, правовых и организационных отношений по
оказанию информационных услуг, характеризующаяся определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления.
Слайд 18Взаимосвязь данных, информации и знаний
Слайд 19Взаимосвязь данных, информации и знаний
Слайд 20Понятие информационной технологии
Слайд 21Информационный процесс
упорядоченная совокупность работ, заданных во времени и пространстве, с
указанием их начала и конца, а также точным определением входов
и выходов
Слайд 22Информационная технология
совокупность методов и средств для сбора, передачи, обработки, хранения
и выдачи информации потребителям с помощью средств компьютеризации и коммуникаций
или без таковых
Слайд 23Информационная технология (определение)
целью сбора, обработки, хранения,
распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей
Технологии, обеспечивающие
и
информационные процессы (поиска,
поддерживающие сбора, анализа
информации
и процедуры доступа к ней)
технологическую цепочку, обеспечивающую выполнение информационных процессов с целью повышения их надежности и оперативности и снижения трудоемкости использования информационного ресурса
Слайд 24Цель информационной технологии
производство информации и принятие человеком, на ее
основе, решения по выполнению какого-либо действия
Слайд 26Классификация ИТ
По масштабу сферы приложения
Глобальные, Базовые, Конкретные
По способу производства информационных
продуктов и услуг
Ручные, Механизированные, Автоматизированные (человеко-машиннные)
По степени новизны
Традиционные, Новые, Новейшие
По
назначению
Прикладные, Функциональные, Инструментальные (обеспечивающие),
Предметные
По типу пользовательского интерфейса
Wimp-ИТ, Silk-ИТ
По способу организации работы вычислительной техники
Автономные, Сетевые
По форме представления информации
Традиционные, Гипертекстовые, Мультимедийные
По величине эффекта от использования ИТ в конкретной предметной области
Инжиниринговые, Реинжиниринговые
По степени распространения
Типовые, Авторские
По режиму взаимодействия пользователя с вычислительной техникой
Пакетные, Интерактивные
По типу используемых программных средств
HTML-технологии, FLASH-технологии, CASE- технологии, ATM-технологии и т. п.
Слайд 27Уровни управления
Перспективное (стратегическое управление)
Тактическое управление
Оперативное управление
Слайд 28Уровни управления
Стратегический уровень - хранение и обработка стратегической информации для долгосрочного
планирования.
Формулируются стратегические планы развития, выстраивается система показателей и задаются
их количественные значения. Т.е., определяются целевые значения показателей.
Высокая степень обобщенности информации.
Принимаются неструктурированные решений.
Слайд 29Уровни управления
Тактический уровень – для принятия управленческих решений необходимо менее
обобщенная
информация, сгруппированная по функциональным областям.
Обрабатывают информацию, поступающую с оперативного уровня, реализуют
решения, принятые на стратегическом уровне.
Принимаются полу-структурированные решения (частично описаются на отчеты, частично на опыт ЛПР)
Слайд 30Уровни управления
Оперативный уровень – текущие задачи управления.
Хранят и обрабатывают часто
меняющуюся информацию в режиме on-line.
На оперативном уровне принимаются структурированные решения (по
известным алгоритмам).
На этом этапе происходит оперативная разработка планов и распределение ресурсов для реализации стратегии.
Слайд 31Связь между уровнями управления и ИТ
Слайд 33Основные технологические операции
Сбор и регистрация информации
Передача информации
Хранение информации
Обработка информации
Операция
ввода и контроля
Сортировка
Поиск
Вычислительные операции
Принятие управленческого решения
Слайд 34Информационная система
это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для
хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Слайд 35Типы информационных систем
Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в
виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных
объектов). Каждый из таких экземпляров или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию отдельно от всех прочих сведений и фактов.
Документальные (документированные)информационные системы.
Единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции (дата изготовления, исполнитель, тематика).
В геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент (маршруты транспорта, коммунальное хозяйство).
Слайд 36Классификация информационных систем по функциональному признаку
Функциональный признак определяет назначение подсистемы,
а также ее основные цели, задачи и функции.
Слайд 37Классификация информационных систем по уровням управления
информационные системы оперативного (операционного) уровня
– бухгалтерская, банковских депозитов, обработки заказов, регистрации билетов, выплаты зарплаты;
информационная
система специалистов – офисная автоматизация, обработка знаний (включая экспертные системы);
информационные системы тактического уровня (среднее звено) – мониторинг, администрирование, контроль, принятие решений;
стратегические информационные системы – формулирование целей, стратегическое планирование.
Слайд 38Применение ИТ в ГУ
Уровни гос. управления:
Высший - органы гос.управления, исполнительной, законодательной
и судебной власти.
Федеральный – уровень министерств, служб, комитетов.
Региональный – администрации
республик, краев и областей.
Абонентский – уровень города, района, организации.
Слайд 39Применение ИТ в ГУ
Задачи высшего уровня управления – стратегическое управление
страной, определение долгосрочных перспектив развития.
Задачи ИТ- ситуационный анализ данных ,
интеграция информации.
Слайд 40Применение ИТ в ГУ
Задачи ИС федерального уровня – обслуживание тактического
и оперативного управления.
Прогнозирование и планирование инвестиционной политики, финансирование проектов. Мониторинг отклонений
текущих показателей.
Федеральные, ведомственные и региональные информационно-аналитические и ситуационные центры.
Слайд 41Применение ИТ в ГУ
Региональный уровень – вопросы развития территорий, охраны окружающей
среды, здравоохранения, социальной защиты и т.п.
ИТ для обеспечения взаимодействия с
органами гос. власти, федеральными органами исполнительной власти, местным самоуправлением.
Слайд 42Применение ИТ в ГУ
Абонентский уровень – задачи: поддержание функционирования хозяйствующих
субъектов, населения, управление муниципальной собственностью.
ИТ – автоматизация ввода данных, формирование
баз данных, технологии взаимодействия с населением, технологии доставки данных в верхние уровни управления.