Слайд 1КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1850-1931)
русский и советский учёный-историк и социолог,
педагог.
Слайд 2Кареев Н.И. родился в 1850 году в Москве. Детские годы
провёл в деревне Аносово Смоленской губернии. В 1869 году окончил
5 московскую гимназию и поступил в Московский университет.
Слайд 3В 1873 году окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета,
причём первоначально он выбрал славяно-русское отделение и академика Ф. И.
Буслаева как научного руководителя, но под влиянием лекций и семинаров В.И. Герье на четвёртом курсе перешёл на историческое отделение.
В начале 1885 года переехал в Санкт-Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом в Санкт-Петербургском университете и на Высших женских курсах.
Слайд 4В 1889 году участвовал в основании Исторического общества при Петербургском
университете, позже став его председателем (1890-1917), а также редактором издаваемого
обществом «Исторического обозрения».
Слайд 5С 1896 года преподавал историю на Курсах воспитательниц и руководительниц
физического образования, возглавляемых Петром Францевичем Лесгафтом. В сентябре 1899 года
уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 году) и на Высших женских курсах, но продолжил преподавать в Александровском лицее.
Слайд 6Во время Революции 1905-1907 годов вошёл в ряды кадетской партии
и был избран членом Первой Государственной думы. В июле-августе 1914
года пять недель находился в немецком плену. В середине сентября 1918 года был арестован вместе со всей семьёй в Зайцеве (в имении своего родственника О. П. Герасимова в Смоленской губернии), находился под домашним арестом пять дней.
Скончался 18 февраля 1931 года в Ленинграде. Похоронен на Смоленском кладбище.
Слайд 7В творчестве Н.И. Кареева можно выделить три темы, перекликающиеся с
работами его учителя, В. И. Герье:
Французская революция;
русско-польские отношения;
проблемы философии истории
Слайд 8Третье теоретическое направление было ознаменовано пониманием задач философии истории, в
которой Кареев выделял:
историологию (теорию исторического процесса – выявление его
движущих сил, факторов и т.п.);
историософию (искание смысла истории, оценка исторических событий, установление цели истории);
историку (теория исторического знания – познание истории).
Вместе с методологией истории, которая разрабатывает вопросы исторического построения и критики источников, философия истории вырабатывает научный инструментарий историка. Увлечение теорией исторического процесса – историологией предопределило то прочное место, которое Кареев Н.И. занял в ряду первых русских социологов.
Слайд 9Н. И. Кареев видел в методике складывающуюся дисциплину, состоящую из
теоретической (принципиальной) и практической (технической) части. К теоретической части он
относил цели и задачи преподавания истории в средней школе, содержание и объем школьных курсов истории, принципы и критерии отбора содержания (фактов), приспособление содержания к возрасту учащихся, рассматривал также соотношение отечественной и всеобщей истории в школьных курсах. В практической части на первом месте стоял «вопрос о том, как следует вести преподавание, «одно дело – принципы преподавания, другое – техника». Здесь он считал нужным знакомить педагогов с опытом лучших учителей истории, с наиболее удачными учебниками и учебными пособиями.
Слайд 10В основе преподавания истории и в средней, и высшей школе
лежит научность, которая «должна, заключаться в строгом соответствии с фактической
истиной». Сама же наука содержит в себе бесстрастный и бескорыстный теоретический интерес чистого знания, и «поскольку история вводит нас в познание того, что было, она является именно чистым знанием, ценным само по себе, каковым оно может быть и для взрослого человека, интересующегося историей, и для любознательного школьника».
Слайд 11Основные труды Кареева Н.И. по проблемам философии истории:
Заметки о преподавании
истории в средней школе, 1900 год;
Теория исторического знания, 1913 год;
Историология (Теория исторического процесса), 1915 год.
Сочинения, специально предназначенные для молодёжи:
Письма к учащейся молодежи о самообразовании, 1894 год
Идеалы общего образования
Выбор факультета и прохождение университетского курса
Слайд 12Самый главный вклад Кареева Н.И. в методику преподавания истории ознаменован
трудом «О школьном преподавании истории».
В этой работе содержатся следующие
разделы:
Основная цель общего образования
Цель школьного преподавания истории
Содержание курса всеобщей истории
«Приспособление» исторического содержания к возрасту учащихся
Воспитательное значение истории
Техническая сторона преподавания истории.
Слайд 13Спасибо за внимание!
Презентацию подготовила
студентка группы И/б-17,
Хомич Виктория