Разделы презентаций


И ван Николаевич Крамской и передвижники

Содержание

Крамской И. Н. Автопортрет. 1867. Холст, масло. 52,7 x 44 (овал) Государственная Третьяковская галерея, МоскваБудущий «бунтарь» и «оригинальный человек» родился в уездном городе Острогожске Воронежской губернии. Иван был внуком

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Иван Николаевич Крамской и передвижники
Знаменитый русский художник-портретист, теоретик изобразительного искусства,

создатель Артели художников (1865 г.), один из организаторов и руководитель

Товарищества передвижных выставок (1870 г.), академик живописи.
Иван Николаевич Крамской  и передвижникиЗнаменитый русский художник-портретист, теоретик изобразительного искусства, создатель Артели художников (1865 г.), один

Слайд 2Крамской И. Н. Автопортрет. 1867. Холст, масло. 52,7 x 44 (овал)

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Будущий «бунтарь» и «оригинальный человек» родился в

уездном городе Острогожске Воронежской губернии. Иван был внуком и сыном писаря городской управы и сам, даже не окончив школу, был пристроен писарем. Бедная хата под соломой, мать с ухватом у печи, долгие вечера уездного захолустья, церковный хор и мечта рисовать - таким он вспоминал свое детство.
Крамской И. Н. Автопортрет. 1867.  Холст, масло. 52,7 x 44 (овал)  Государственная Третьяковская галерея, МоскваБудущий

Слайд 3Приезд в город фотографа Я. Данилевского резко изменил тихое течение

этой жизни. Он взял Ивана к себе ретушером. Фотография тогда

была несовершенной. Отпечатки получались бледными и нечеткими. И талантливый юноша по фотографической основе «оживлял» лица и фигуры тушью и красками. Вместе с Данилевским в 1856 г. Иван пустился в странствие по городам России и со временем добрался до Петербурга. Здесь он был принят в лучшую столичную фотографию А.И. Деньера. Иногда ему казалось, что всю свою жизнь он проведет безвестным ретушером в модном салоне.
Приезд в город фотографа Я. Данилевского резко изменил тихое течение этой жизни. Он взял Ивана к себе

Слайд 4И. Н. Крамской
«Портрет фотографа
А.И. Деньера»
1883 г.

И. Н. Крамской «Портрет фотографа А.И. Деньера»1883 г.

Слайд 5Но многочисленные друзья советовали Ивану развивать свои способности, и осенью

1857 г. Крамской был принят в Академию художеств.
Иван был одним

из тех молодых людей, которые поступили учиться «от сохи», и поэтому не только получал художественное образование, но и стремительно наверстывал упущенное.

«В 57 году я приехал в Петербург слепым щенком.
В 63 году уже настолько подрос, что искренне пожелал свободы, настолько искренне, что готов был употребить все средства, чтобы и другие были свободны»,
- вспоминал И.Н. Крамской


Но многочисленные друзья советовали Ивану развивать свои способности, и осенью 1857 г. Крамской был принят в Академию

Слайд 6И. Крамской «Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море». 1861

г. Национальный художественный музей Республики Беларусь Бумага. 142,6 x 105,7


И. Крамской «Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море».  1861 г.  Национальный художественный музей

Слайд 7В 1863 году молодые художники, обучавшиеся последний год, подали прошение

«о дозволении свободно выбирать сюжеты, помимо заданной темы», но получили

отказ.
Архитектор Константин Тон, ректор Академии художеств, даже пригрозил отдать всех подписавших прошение в солдаты.
Темой выпускной картины был определен «Пир в Валхалле», сюжет из скандинавской мифологии.
За успешное выполнение картины молодых художников ожидала шестилетняя стажировка в Италии за государственный счет.
В 1863 году молодые художники, обучавшиеся последний год, подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты, помимо заданной

Слайд 8«БУНТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ»

14 лучших учеников выпуска 1863 г. –
К. Маковский,

А. Морозов, А. Корзухин, Н. Дмитриев-Оренбурский,
Ф. Журавлев, К. Ленох,

А. Литовченко, М. Песков, И. Перов, Н. Шустов,
В. Венич, А. Григорьев, В. Крейтан и их организатор И. Крамской – отказались писать заданную картину «Пир в Валхалле». И они дружно покинули Академию, лишив себя крыши над головой, бесплатных мастерских и материальной поддержки. Молодые художники хотели изображать российскую повседневность, её самые животрепещущие, жгучие проблемы. Цель своей работы они видели не в живописи, а в самой жизни.

Бунтарей спасла дружба и организаторские способности Ивана Николаевича Крамского, объединившего всех в 1865 г. в Артель художников.
«БУНТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ»14 лучших учеников выпуска 1863 г. – К. Маковский, А. Морозов, А. Корзухин, Н. Дмитриев-Оренбурский, Ф.

Слайд 9Сначала все члены артели находились под надзором полиции, поскольку считались

бунтовщиками и почти революционерами. Однако вскоре полицейский надзор был снят:

бунтовщики оказались всего лишь художниками. Артельщики писали портреты, копии с картин, иконостасы, рисовали для журналов, лепили скульптуры и плафоны. По просьбе профессора Маркова, своего бывшего учителя, Крамской выехал в Москву расписывать купол в храме Христа Спасителя. Это был длительный, утомительный, но хорошо оплачиваемый труд. Из 16 тыс. рублей, полученных за четырехлетнюю работу, Ивану Николаевичу достались 4 тысячи, а остальные он разделил между товарищами. Для него, уже отягощенного семьей, тысяча в год была крохами. Но Устав артели и благо для всех - это святое.
Сначала все члены артели находились под надзором полиции, поскольку считались бунтовщиками и почти революционерами. Однако вскоре полицейский

Слайд 10 И. Крамской «Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой». 1867. Холст, масло. 142

х 118 Пермская государственная художественная галерея
За пять лет артельщикам

удалось побороть бедность. Часть из них получила звания академиков: А. Морозов, Н. Шустов,
А. Корзухин, Н. Дмитриев-Оренбургский,
И.Н. Крамской удостоился звания академика за представительные и парадные портреты княгини Е. А. Васильчиковой (1867) и графа Д.А. Толстого (1869), которые экспонировались на академической выставке, хоть и «против воли» автора.
И. Крамской «Портрет княгини Екатерины

Слайд 11В 1869 и 1870 гг. Артель выпустила два альбома литографий

«Художественный автограф» и планировала издавать собственный журнал.
Однако с течением времени

артельщики стали мало-помалу отходить от заявленных высоких принципов. Уже через полгода одни из них стали терять интерес к Артели и даже перестали отдавать «в общий котел» по 10% заработанных денег, обговоренные ранее. У некоторых членов начинают проявляться личные амбиции, желание установить тесные связь с Академией художеств. Камнем раздора стало обращение в 1870 г. академика-артельщика
Н. Дмитриева-Оренбургского в Академию с просьбой реализовать свое право на шестилетний отпуск в Италии, и просьба была с готовностью удовлетворена.
И.Н. Крамской не мог принять этого, хотя и понимал, что существование подобной коммуны утопично. В ноябре 1870 г. он вышел из Артели.
В 1869 и 1870 гг. Артель выпустила два альбома литографий «Художественный автограф» и планировала издавать собственный журнал.Однако

Слайд 12И.Н. Крамской принял активное участие в проекте московского Румянцевского музея

по созданию серии портретов «признанных деятелей культуры». Заказчиком был меценат

В.А. Дашков. Кроме И.Н. Крамского пригласили молодых И.Е. Репина, В.М. Васнецова, В.А. Серова и других. Для «дашковской галереи» И.Н. Крамской написал более сорока портретов. Среди его персонажей: А.Б. Куракин, Н.М. Карамзин, Д.В. Давыдов, И.И. Бецкой, А.И. Мусин-Пушкин, Т.Г. Шевченко, Екатерина II, Ермак Тимофеевич. Все работы выполнены в монохромной гамме маслом с дагерротипов и старых изображений. Ни характер заказа, ни продиктованный выбор не могли особенно вдохновить его. Написав только в течение 1871 г. тридцать портретов, художник жаловался: «Работаю волом. Одурел: по три портрета в день».
И.Н. Крамской принял активное участие в проекте московского Румянцевского музея по созданию серии портретов «признанных деятелей культуры».

Слайд 13Крамской И.Н. «Портрет художника Ф.А. Васильева». 1871

Крамской И.Н. «Портрет художника  Ф.А. Васильева».  1871

Слайд 14И.Крамской. Портреты художников А.Куинджи и В.Васнецова

И.Крамской. Портреты художников А.Куинджи и В.Васнецова

Слайд 15И.Н. Крамской
«Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко»
1871
Холст, масло

84 x 65
Государственная Третьяковская галерея. Москва

Характер живописного портрета у Крамского

тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера.
И.Н. Крамской«Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко»1871Холст, масло 84 x 65Государственная Третьяковская галерея. МоскваХарактер живописного

Слайд 16Выход художника из Артели совпал с зарождением другой организации —

Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Главной целью Товарищество ставило приблизить

искусство к народу посредством передвижений выставок по городам России. И.Н. Крамской стал не только членом-учредителем, но председателем и фактически идейным руководителем организации. Он участвовал во всех выставках Товарищества вплоть до своей кончины.
Выход художника из Артели совпал с зарождением другой организации — Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Главной целью

Слайд 17Крамской И. Н. «Русалки (Майская ночь)» 1871. Холст, масло. 88

x 132 ГТГ
Первая передвижная выставка открылась 29 ноября 1871 г.

в Академии художеств и прошла с большим успехом. Однако работы И.Н. Крамского были не так уж заметны: он выставил «Русалок» (1871), а также ряд портретов.
Крамской И. Н.  «Русалки  (Майская ночь)»  1871.  Холст, масло. 88 x 132

Слайд 18Ударными экспонатами стали «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в

Петергофе» Н. Ге и «Грачи прилетели» А. Саврасова.

Ударными экспонатами стали «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Ге и «Грачи прилетели» А.

Слайд 19Крамской Иван Николаевич «Христос в пустыне».1872. Холст, масло. 180 x 210

ГТГ
Зато на Второй выставке в 1873 году он выставил

картину «Христос в пустыне» (1872). Полотно вызвала долго не утихавшую полемику. В картине И.Н. Крамскому удалось высказаться по поводу важного для русской интеллигенции вопроса о нравственном выборе, встающим перед каждым, кто понимает общественную ответственность своей деятельности. Эта картина достойно вошла в историю отечественного искусства.
Крамской Иван Николаевич «Христос в пустыне».1872.  Холст, масло. 180 x 210  ГТГ Зато на Второй

Слайд 20
Созданный И.Н. Крамским образ далек от церковных канонов. Он не

претендует и на универсальность живописного идеала. Суть картины не в

передовых эстетических принципах передвижничества, а в подлинности мировидения художника. На вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?» Я позволял себе, — писал Н.И. Крамской, – дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». «Итак, это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей», — утверждал живописец в письме к писателю В.М. Гаршину.

Созданный И.Н. Крамским образ далек от церковных канонов. Он не претендует и на универсальность живописного идеала. Суть

Слайд 22По словам Крамского: «…и у прежних художников Библия, Евангелие и

мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей

и мыслей». Сам он в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию.
По словам Крамского: «…и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно

Слайд 23«Христос в пустыне». Фрагмент

«Христос в пустыне». Фрагмент

Слайд 24«Христос в пустыне». Фрагмент

«Христос в пустыне». Фрагмент

Слайд 25В начале 1873 г. Совет Академии художеств решил присудить Н.И.

Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Художник ответил

письмом в Совет с отказом от звания, оставаясь верным юношеской независимости от Академии. Звание профессора ему так не было присуждено. Хотя в 1871 г. за портреты княгини Е.А. Васильчиковой (1867 г.) и графа Д.А. Толстого (1869 г.) ему присвоили звание академика.

Н.И. Крамской получил несколько предложений продать картину. Он медлил, ему хотелось получить за нее как можно больше.
П.М. Третьяков стал первым, кому художник назвал цену — 6000 рублей, деньги весьма немалые по тем временам. Напомню, что месячный прожиточный минимум россиянина составлял тогда 25 руб. Меценат торговался, но сразу же приехал из Москвы и приобрел полотно за назначенную сумму.
В начале 1873 г. Совет Академии художеств решил присудить Н.И. Крамскому звание профессора за картину «Христос в

Слайд 26Крамской Иван Николаевич «Портрет Льва Толстого» 1873. ГТГ Холст, масло. 98

x 79,5
И.Н. Крамской, закончив работу над портретом и подводя

своеобразный итог своим впечатлениям, писал И.Е. Репину: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».
Крамской Иван Николаевич «Портрет Льва Толстого»  1873. ГТГ  Холст, масло. 98 x 79,5 И.Н. Крамской,

Слайд 27 И.Н. Крамской. «Портрет Толстого» Фрагмент

И.Н. Крамской. «Портрет Толстого» Фрагмент

Слайд 28И.Н. Крамской
«Портрет художника Григория Григорьевича Мясоедова»
1872
Холст, масло 39,4 x 24,8
Государственная

Третьяковская галерея
Москва
И.Н. Крамской
«Портрет художника Ильи Ефимовича Репина»
1876
Холст, масло 102 x

70
Государственная Третьяковская галерея
Москва
И.Н. Крамской«Портрет художника Григория Григорьевича Мясоедова»1872Холст, масло 39,4 x 24,8Государственная Третьяковская галереяМоскваИ.Н. Крамской«Портрет художника Ильи Ефимовича Репина»1876Холст,

Слайд 29И.Н. Крамской
«Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева»
1878
Холст, масло 90 x 72
Петербургский

университет
Санкт-Петербург

И.Н. Крамской«Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева»1878Холст, масло 90 x 72Петербургский университетСанкт-Петербург

Слайд 30И.Н. Крамской. Портреты писателей И.Гончарова и М.Салтыкова-Щедрина

И.Н. Крамской.  Портреты писателей И.Гончарова и М.Салтыкова-Щедрина

Слайд 31И. Крамской Портреты художника И. Шишкина

И. Крамской  Портреты художника  И. Шишкина

Слайд 32И.Н. Крамской «Портрет П. Третьякова»

И.Н. Крамской  «Портрет П. Третьякова»

Слайд 33 И.Н. Крамской «Портрет крестьянина Мины Моисеева»
Крупным явлением искусства стали изображения

русских крестьян: “Полесовщик” (1874), “Созерцатель” (1876), “Мина Моисеев” (1882), “Крестьянин

с уздечкой” (1883).
И.Н. Крамской  «Портрет крестьянина Мины Моисеева»  Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян:

Слайд 34И.Н. Крамской
«Мельник»
1873
Холст, масло 73,5 x 58
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

И.Н. Крамской«Мельник»1873Холст, масло 73,5 x 58Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Слайд 35Крамской И. Н. «Портрет Александра III». 1886. Холст, масло. 129 х

91,5 Государственный Русский музей, СПб
В конце 1870-х – начале 1880-х годов


И.Н. Крамской уже общепризнанный мастер портрета, имеющий неограниченное количество заказов, в том числе и в великосветских кругах. Он пишет парадные портреты аристократов и высокопоставленных особ Российского империи.
В начале 1880-х годов И.Н. Крамской, неожиданно для членов Товарищества, принялся портретировать царскую семью
Крамской И. Н. «Портрет Александра III». 1886.  Холст, масло. 129 х 91,5 Государственный Русский музей, СПбВ

Слайд 36Крамской И. Н. «Портрет императрицы Марии Федоровны». 1881. Холст, масло. 55

х 47 ГЭ
В портрете императрицы Марии Федоровны живописец достиг высочайшего

исполнительского мастерства. Здесь сказалась его приверженность к тональной живописи. Тональность понималась И.Н. Крамским как гармония соседствующих цветов. На излюбленном черном фоне разворачивается живописная гармония мягких цветовых переходов. Это воспринимается по тонко звучащему лейтмотиву теплых оттенков белого на атласе платья государыни, на кружевах пелерины, на жемчугах колье и на головном уборе. Эффектным завершающим аккордом звучит красная муаровая лента ордена святой Екатерины.
Крамской И. Н. «Портрет императрицы Марии Федоровны». 1881.  Холст, масло. 55 х 47  ГЭВ портрете

Слайд 37Крамской И. Н. «Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе». 1880-е

гг. Холст, масло. 55 х 47 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Крамской И. Н. «Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе».  1880-е гг.  Холст, масло. 55

Слайд 38Портретная галерея царских особ вызвала бурю протестов у передвижников. Отношения

И.Н. Крамского с Товариществом приняли форму неприкрытой конфронтации с упреками

в ренегатстве. И.Н. Крамской, не щадя себя, пошел на конфликт с товарищами и не стеснялся высказывать им критические замечания об их творчестве, что делал, впрочем, и задолго до инцидента.
Портретная галерея царских особ вызвала бурю протестов у передвижников. Отношения И.Н. Крамского с Товариществом приняли форму неприкрытой

Слайд 39Крамской И. Н. «Неизвестная» 1883. Холст, масло. 75,5 × 99. ГТГ
Кто

изображен на портрете? Неизвестная. Сам художник ни в дневниках, ни

в многочисленных письмах не обмолвился о картине ни единым словом. В мемуарной литературе тоже нет никаких сведений. Художник скрыл имя прекрасной героини. О ней ничего не знали ни самые близкие друзья, ни жена. На картину, показанную на 11-й выставке Товарищества передвижников, ходил смотреть чуть ли не весь интеллигентный Петербург. О ней писали восторженные современники, глубокомысленные критики и последующие поколения искусствоведов. Но разгадки до сих пор нет.
Крамской И. Н.  «Неизвестная» 1883.  Холст, масло. 75,5 × 99.  ГТГКто изображен на портрете?

Слайд 41http://artclassic.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.
Коллекция: мировая художественная культура
http://tphv.ru/ - ТПХВ.РУ

Товарищество передвижных художественных выставок

http://artclassic.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.Коллекция: мировая художественная культураhttp://tphv.ru/ - ТПХВ.РУ Товарищество передвижных художественных выставок

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика