мышления возникает потребность для передачи каких-то отвлеченных, абстрактных понятий, которые
с помощью пиктографии передать невозможно. То есть возникает письмо идеями, понятиями, когда обозначаемым является не какой-то жизненный факт, а те понятия, которые возникают в сознании человека. В отличии от пиктографии, в идеографии за каждым значком уже закреплено определенное значение. И идеография – промежуточный этап между пиктографии и собственно письмом. Переход к идеографии был связан с необходимостью передачи абстрактных понятий. Рисунок одновременно может выступать одновременно и в прямом и в переносном значении в идеографии. Что, безусловно, плохо для тех ученых, которые пытаются расшифровать памятники письменности, выполненные при помощи идеографического письма.На этом этапе, во времена уже государственности, необходимо упрощать рисунки, появляются иероглифы. Т.к. возрастает объем информации. Иероглифы – священные письмена, письмена жрецов (буквально «резьба жрецов»). Письмо становится более схематичным.
Далее идут поиски более удобного материала для письма. В Месопотамии – глиняные дощечки, Египет – папирус, в Китае – придумали бумагу.
Поскольку иероглиф мог передавать и прямое, и переносное значение, то уже постепенно стал возникать вопрос алфавита – набора значков для письма. В настоящее время продолжает использоваться идеография – цифры, физические знаки и обозначения, математические знаки.
Недостатками идеографии являются:
Возможность двоякого толкования символов
Трудность графической передачи абстрактных понятий, а также отношений между понятиями.
Выход:
Либо для передачи абстрактных понятий используются значки конкретных предметов, которые близко ассоциируются с абстрактным понятием (понятие день может передаться значком «солнце», а ночь «луна» или «небо и звезды»). Однако при этом еще больше увеличивается многозначность используемых графем.
Или изобретают значительное количество условных по форме знаков, которые лишь искусственно ассоциируется с обозначаемым понятием. Но в этом случае ухудшается запоминаемость знаков. Особенно при переходе за пределы простых сообщений.
Использование принципа ребуса. Поскольку каждое понятие в языке выражается определенным сочетанием звуков, то его знак можно использовать для передачи не самого понятия, а только соответствующего языкового сочетания. Таким образом, складывая звуковые сочетания, можно фонетически передать любое слово. В том числе и те понятия, которые не поддаются изобразительному воспроизведению. В том числе и грамматические показатели (окончания, частицы и т.д.). Большинство древних систем письма прошли все эти этапы. Но самым продуктивным оказался тип ребусный.