Слайд 1
иеромонах Варфоломей (Минин)
доктор теологии,
кандидат исторических наук
1918 год.
Владимирская епархия
в условиях гражданского противостояния.
Слайд 2 В ХХ столетии религия и верующие люди подверглись в Советском
Союзе невиданным по масштабам и жестокости гонениям и насилию со
стороны государства, избравшего своей идеологией безбожие.
Юридическим обоснованием религиозных репрессий и гонений на религию и верующих стал «ленинский» декрет 1918 года.
Слайд 3"Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.
Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в
России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ". Декрет 1918 г.
Слайд 4
19 апреля 1918 г. была создана специальная “ликвидационная” комиссия при
народном комиссариате юстиции
для проведения в жизнь декрета от 23
января.
Из названия этого отдела видно, что большевики рассчитывали на быстрое отмирание религии в новом обществе.
Слайд 5
30 августа 1918 года постановлением наркомата юстиции РПЦ официально лишалась
прав юридического лица,
у нее отбиралось все не богослужебное имущество,
в церковной жизни вводился ряд ограничений.
Слайд 610 июля 1918 г. принятие Конституции РСФСР V Всероссийским съездом Советов.
Первая советская
конституция объявила духовенство и монашествующих лишенными избирательных прав. Многих прав
лишались и дети духовенства (в частности, им запрещалось поступление в высшие учебные заведения
Слайд 75 Сентября 1918 года - декрет СНК «О красном терроре».
ВЧК имел
право применять высшую меру без суда и следствия.
Кроме указаний
о массовых расстрелах, в декрете, в частности, говорилось: «обезопасить советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях».
Слайд 8
5 октября — Декретом СНК введена обязательная трудовая повинность для «буржуазных элементов»
Слайд 9Новый мир построим…
26 января 1918 года был издан Декрет, который
оповещал о календарной реформе, переходе с юлианского на григорианский календарь.
14
февраля (1 февраля по старому стилю) в Советской России введён григорианский календарь («новый стиль»).
После 31 января наступило сразу 14 февраля. Продолжительность 1918 года составила 352 дня.
На территориях Белой России продолжал действовать старый стиль.
5 Января 1918 года вступает в силу декрет СНК РСФСР о переходе к новой орфографии.
8 Апреля 1918 года Российский триколор был заменяется красным флагом
12 Апреля 1918 года - декрет Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции»
14 сентября - Декрет СНК о введении международной метрической системы мер и весов.
Слайд 10В 1918 году на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг. в
Определении
"О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь" было
установлено в последнее воскресенье января совершать поминовение "всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников".
Слайд 11Православная Церковь в лице своего Предстоятеля Святейшего Патриарха Тихона возвысила
голос против беззакония и попрания человеческих
норм жизни.
Слайд 12«Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской
земле… Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним…Опомнитесь,
безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское , за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.»
ТИХОН, Патриарх Московский и всея России. Января 19 дня 1918 года
Слайд 13 15(28) августа 1917г. в составе делегации Владимирской епархии на открытии
Поместного собора Русской Православной Церкви (РПЦ) присутствовали архиепископ Сергий (Страгородский)
- управляющий Владимирской епархией, архимандрит Александр (Григорьев), В.Г. Добронравов- преподаватель церковной истории Владимирской духовной семинарии, священник Н.В. Малицкий, А.Н. Овсянников, А.В. Авдиев.
20 января (2 февраля) 1918г. в число членов собора от монашествующих Владимирской епархии вошел иеромонах Афанасий (Сахаров).
Слайд 14Участником Поместного Собора был преподобный Алексий Зосимовский (+1928, 19 сентября/
2 октября).
Ему была оказана честь вынуть жребий с именем
новоизбранного патриарха Тихона (Белавина).
Слайд 15 «Убийство стало неотъемлемой частью духовного сознания –
его окраской...»
Александр Грин. Красные брызги
//Наши ведомости. 12 января 1918 г
И.А.
Владимиров
Слайд 16"В чем же оказалась наша самая большая беда? Конечно, в
поругании святынь народных: не важно, что снаряд сделал дыру в
Успенском соборе - это легко заделать. А беда в том духе, который направил пушку на Успенский собор. Раз он посягнул на это, ему ничего посягнуть и на личность человеческую".
21 февраля 1918 г.
М. Пришвин. Дневник
Слайд 17
13—21 января 1918 года
в Петрограде по приказу народного комиссара
общественного призрения Александры Коллонтай красные матросы пытались «реквизировать» помещения Александро-Невской лавры.
В
ходе этих действий был убит протоиерей Пётр Скипетров,
уроженец Владимирской земли.
Слайд 18Из воспоминаний протоиерея Ф. Орнатского:
«… Около 3 часов дня
в Лавру к митрополиту направились протоиерей П. Скипетров вместе с
другим владимирцем протоиереем Н.В. Покровским. Услышав крик монаха, бежавшего по направлению к собору: «Там безобразничают», протоиерей Скипетров быстро взбежал в коридор митрополичьего дома, увидел там дуло ружья, направленное на женщину, и, обращаясь к красногвардейцу, сказал:
«Что вы делаете, как вам не стыдно? Вы забыли Бога».
Слайд 19В рубрике «Письма с Собора»
Владимирские Епархиальные Ведомости сообщают о
убийстве:
«Жертвою сатанинской злобы пал один из достойнейших петроградских пастырей,
владимирец по происхождению и воспитанию, протоиерей П.И. Скипетров.
Слайд 20Насильственные действия вызвали грандиозный крестный ход и «всенародное моление»
за
гонимую Церковь.
21 января 1918 года в центре Петрограда прошел
грандиозный крестный ход в котором приняли участие жители из Московского и Нарвского районов, с Лиговки, Покровки, с рабочих окраин Выборгской стороны.
По свидетельству независимых от большевиков газет число протестующих составляло около полумиллиона человек.
Слайд 21священник
Константин
Петрович
Снятиновский
Убит
в Переславле Залесском.
1918 г.
Слайд 22Священник Евгений Елховский:
«В Переславле красноармейцами был застрелен священник Константин Снятиновский.
Передавалось так: когда подошли к дому отца Константина сколько-то человек
с винтовками, он в это время читал перед иконами вечернее правило к Таинству причащения. Здесь его арестовали и повели, дочь же его хотела было, вышедши за ворота, сопровождать отца до места, но ей запретили, пригрозив, что пристрелят. И она воротилась… в эту же ночь он был застрелен где-то на улице, а потом будто бы еще с признаками жизни, брошен на крыльцо больницы».
Слайд 23 Владимирский край согласно первой Всероссийской переписи 1897 года в своей
основе был представлен православным русским населением.
По переписи во Владимирской
губернии в 1897 г. Православие (вместе с единоверчеством) исповедовало подавляющее большинство населения — 94%.
Православное христианство является на продолжении более тысячи лет религией, которую исповедуют подавляющее большинство населения Владимирского края.
Слайд 24Границы Владимирской епархии в 1917 году совпадали с административно-территориальными границами
Владимирской губернии.
В 1921-1922 гг. часть территории Владимирской губернии перешли
в ведение Московской и Нижегородской губерний.
В течении 20-х гг. ХХ века Владимирская губерния постоянно уменьшалась в своих размерах, уступая свои уезды и волости близлежащим губерниям.
Слайд 258 (21) мая 1917 года Чрезвычайный съезд духовенства и мирян
Владимирской епархии единогласно постановил: «Удалить архиепископа Алексия из Владимирской епархии...
как члена «Союза русского народа» и связанного с Распутиным, за деспотичное управление и дерзкое обращение с духовенством... Архиепископ Алексий настраивает против нового правительства, читая свои проповеди, в которых называет новое правительство проклятым, оно создано не от Бога, а от самого сатаны».
В августе 1917 года архиепископ Алексий (Дородницын) уволен Синодом на покой,
причём возможности выступить
с оправданием ему не дали.
Слайд 2628 ноября (11 декабря) 1917 г. владыка Сергий (Страгородский) был
утвержден архиепископом Владимирским и Шуйским. Владыка Сергий (Страгородский) был на
Владимирской кафедре
с 10 (23) августа 1917 г.
по 3 (16) июня 1922 г.
Слайд 27
Положение во Владимирской епархии ее монастырей и приходов было связано
с непрекращающимся насилием над верующим народом со стороны властных структур
и ее репрессивных органов.
Приходы Владимирской епархии испытывали особое давление со стороны новой власти. Характеризуя положение во Владимирской епархии, Архиепископ Сергий в своем выступлении на Соборе 16.02.1918г., отмечал, что « …в условиях революционного хаоса во многих местах народ, опасаясь репрессий, отхлынул из церковных советов. Многие церкви оказались фактически никем не опекаемыми и не оберегаемыми. Это дает возможность фактически и основание новым властителям отбирать храмы как бесхозные, раз народ церковный их не защищает…
Гонения на Церковь в 1918-1920 гг. новой власти явились первой попыткой открытого наступления на Церковь, духовенство и верующий народ.
Слайд 28 23 января 1918г. Владимирский губернский исполнительный комитет получает за подписью
Лациса определение НКВД о необходимости принять все имущество Церкви «под
строжайший контроль».
Главная святыня Владимирской земли - Успенский собор во Владимире был передан в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса).
Имущество храма и сами здания перестали принадлежать Церкви и верующему народу. Приходы должны были заключать соглашения с местной властью на право использования в богослужебных целях храмов и церковного имущества.
Слайд 29В августе 1918 г.
власти приняли решение об упразднении
Владимирской
духовной
семинарии
и Владимирского женского
епархиального училища
Слайд 30Монастыри Владимирской епархии начинают закрываться в
1918-1920 гг.
В 1920г.
было закрыто
28 монастырей.
В 1923г. начинается массовое закрытие монастырей.
Слайд 31В июле 1918 г.
Владимирский
Богородице-
Рождественский монастырь
был занят войсками
внутренней охраны губернского
отдела
ВЧК.
Слайд 3225 июля 1918 г. на совместном заседании
Церковно-епархиального совета и
Духовной консистории
был выражен протест против закрытия Богородице-Рождественского монастыря.
Слайд 33В 1918 году во Владимире прошел крестный ход и произошло
столкновение с красноармейцами.
Слайд 34
Кампания по вскрытию мощей святых во Владимирской епархии начинается на
основании постановления Народного комиссариата юстиции от 1 февраля 1919 г.
Специальные комиссии должны были производить вскрытие мощей в присутствии духовенства и оформлять протоколы.
Начало массовых кампаний по вскрытию мощей начинается с центров Православия - Владимирской и Тверской губерний.
Слайд 35К лету 1918 г. в России началась полномасштабная гражданская война.
Выступления против новой власти произошли
на территории Владимирского края
в Муром, Владимире и Коврове
Слайд 36С 8 по 10 июля 1918 г. произошло восстание в
Муроме.
Восстание получило благословение епископа Муромского Митрофана (Загорского).
9 июля 1918
г. после захвата города восставшими «состоялся крестный ход, и в соборе был отслужен благодарственный молебен по случаю освобождения города от большевиков». Восстание было подавлено.
Слайд 37В Муроме прошли расстрелы. 8 августа Лев Троцкий отдает распоряжение
о создании в Муроме, Арзамасе и Свияжске концентрационных лагерей.
В
Муроме это заведение расположилось предположительно в Спасском монастыре. Был арестован и епископ Митрофан (Загорский)
Слайд 38
13 (26) октября 1918 года Патриарх Тихон обратился с посланием
к Совету Народных Комиссаров. Послание завершается призывом призывом:
"Отпразднуйте годовщину
своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами поливаемая (Лк. 11, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52)".