Слайд 1Игры животных
Мустафина Алина
Группа № 391
План:
Значение игры у животных
Формы игр у
животных
Виды игр у животных
Характерные черты игрового поведения
Разница между играми животных
и детей
Слайд 2Игровая активность большинства животных проявляется в ювенильном периоде, когда нет
необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как
питание или спасение от хищников.
Слайд 3Значение игры, по мнению ряда ученых, заключается в возможности детенышей
практиковаться и совершенствоваться в выполнении двигательных актов, формировании общественных взаимодействий,
которые будут необходимы им во взрослой жизни. Кроме того, игра обогащает животное информацией об окружающей среде. Многие формы игры сходны с исследовательским поведением, другие – с социальным, охотничьим, половым и репродуктивным
Эльконин подчеркивал, что игра как особая форма поведения, связана с возникновением в эволюции особого периода индивидуального развития особи – периода детства.
Слайд 4Исходя из понимания игры как развивающейся психической деятельности, ученые классифицировали формы
игры у животных именно на основе характера устанавливаемых ими связей
с компонентами среды , выделив ряд категорий игр. При их описании пользуются следующими условными обозначениями:
И — индивид;
И (И) индивид, замещающий естественного игрового партнера;
О — биологически значимый объект;
О (О) — объект, замещающий биологически значимый объект;
О (И) — объект, замещающий игрового партнера;
С — субстрат игровой активности.
Стрелками обозначаются активно устанавливаемые играющими животными связи.
Слайд 5Подвижные игры есть практически у всех видов. Как правило, они включают
погони, преследование, подкрадывание, бег, прыжки и все элементы охоты за
добычей. Важным компонентом подвижных игр являются игровые схватки, игра-борьба. С уверенностью идентифицировать такое поведение как игру, отличить настоящие стычки от игровых, зачастую невозможно. По-видимому, и сами животные сталкиваются с теми же проблемами, потому что игровая схватка может легко перейти в реальную стычку, если один из партнеров действительно причинил другому боль.
Слайд 6Игры с предметами (манипуляционные игры) некоторые авторы считают наиболее «чистым» проявлением
игры животных. В работах К.Э. Фабри описаны видовые особенности манипуляционных игр
хищных (лисы, медведи, еноты, кошки) и некоторых других млекопитающих. В ходе игры с предметами формируются, упражняются и совершенствуются важные компоненты охотничьего, гнездостроительного, пищевого и других форм поведения взрослых животных. Но игры молодых – это особые действия, не аналогичные действиям взрослых, они представляют собой только стадии их формирования таких действий из более примитивных.
Слайд 7Животные могут играть в одиночку, но, пожалуй, более распространены коллективные, или социальные, игры с
разным составом участников (сверстники, родители). В процессе таких игр отрабатываются
будущие социальные взаимодействия. Совместные игры, которые требуют согласованных действий партнеров, встречаются у животных, которые живут в сложноорганизованных сообществах. В ходе социальных игр используются элементы агонистического поведения и закладываются основы иерархических отношений между участниками.
Слайд 8Один из вариантов социальных игр – игры матери с детенышем. Они
характерны для хищных млекопитающих, но особенно развиты и выражены у
человекообразных обезьян, у которых мать играет с детенышем с первых же месяцев жизни и до окончания подросткового периода.
Слайд 9Высшая форма игры – длительные манипуляции с биологически нейтральными объектами,
познавательная функция при этом приобретает ведущую роль. Считается, что такого
рода игры присущи только приматам, однако данные свидетельствуют, что, например, врановые птицы в первые месяцы жизни также чрезвычайно активно и подолгу манипулируют биологически нейтральными объектами.
Слайд 10Еще один, наиболее сложный вид игр – «образное фантазирование» – игры
с воображаемыми предметами или в воображаемых обстоятельствах. По представлениям ряда
психологов, у животных с высокоорганизованной психикой многие игры с предметами содержат «сочетание частично незнакомого и жизненной фантазии».
Слайд 11Характерной чертой игрового поведения животных является тот факт, что в
большинстве случаев оно сопряжено с перестройкой и сменой функций тех
стереотипных фиксированных комплексов действий, которые составляют поведение взрослого животного. Зачастую они относятся к разным его категориям (половое, охотничье и т.п.), но переплетены в единый клубок.
Исследовательница Луазос выделила ряд типов таких перестроек:
может быть изменена последовательность движений;
отдельные двигательные акты, входящие в последовательность, могут быть более интенсивными или многократно повторяться;
нормальная последовательность действий или отдельные движения, входящие в последовательность, могут оставаться незавершенными в результате перехода к посторонним действиям;
в игре могут перемешиваться акты, обычно связанные с совершенно разной мотивацией.
Слайд 12При сопоставлении игр животных с играми детей исследователь наталкивается на
те же трудности, что и при сравнении поведения животных и
человека вообще. Трудности эти возникают из-за необходимости всестороннего учета коренных, качественных отличий поведения человека от такового даже наиболее высокоорганизованных животных, например, шимпанзе .
Слайд 13В некоторых ранних играх детей младшего возраста, которые только и
можно сопоставить с играми детенышей животных, обнаруживаются определенные компоненты, гомологичные
формам(зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов.) игровой активности детенышей высших животных.
Так, пример, А. Н. Леонтьев усматривал «специфическое отличие игровой дельности животных от игры, зачаточные формы которой мы впервые наблюдаем у детей преддошкольного возраста», прежде всего в том, что игры последних представляют собой предметную деятельность. Последняя, «составляя основу осознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка»
Слайд 14Важнейшие качественные отличия даже ранних игр детей связаны с активным
сознательным воспитанием ребенка взрослыми в условиях постоянного общения с ним,
его целенаправленным приобщением к искусственному миру предметов человеческого обихода и социальной ориентации его поведения.
В этом же русле совершается и специфически человеческое овладение ребенком речью — процесс, несопоставимый с развитием коммуникативных систем животных. Именно путем установления таких связей начинается передача от одного поколения к следующему общественно-исторического опыта.
Слайд 15Список литературы
Зоопсихология и сравнительная физиология. Учебнометодический комплекс /И.Н. Плещинский, Н.В.
Звёздочкина. – Казань: Казанский федеральный университет, 2010. – 120 с.
А.
Зорина Игры животных - Мир психологии 1998. № 4. С. 95-117
Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976.
Фабри К. Э. Классификация игр животных. — Бюллетень МОИП, Отд. биологический, 1982, т. 87.