Слайд 1И.Г.Сухин,
старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования,
г. Москва
Научный подход в курсе «Шахматы – школе» к развитию
мышления детей
Слайд 2Два парадигмальных подхода к введению шахмат в школьную программу
Зарубежный подход:
«Шахматы в школе».
Российский подход:
«Шахматы – школе».
Слайд 3 Принципиальное отличие подхода, заложенного в курсе «Шахматы
– школе», от зарубежных аналогов
Сегодня существуют два
взгляда на введение шахмат в школьную программу. Первый из них (антинаучный) характерен для большинства зарубежных стран – «Шахматы в школе». При таком подходе учеников учат играть в шахматы, а развитие мышления выступает как ожидаемый, но побочный результат.
Второй путь – российский– охарактеризован в 1980-е годы академиком Б.С. Гершунским как «Шахматы – школе». При нем на уровне целеполагания выявляется все ценное, чем могут быть полезны шахматы для общеобразовательной школы, и на этой основе разрабатывается научно обоснованный курс шахмат. В этом случае шахматы рассматриваются как инструмент развития, и процесс обучения основам шахматной игры выступает как средство для достижения цели. Этот путь в мире пока реализован только в отечественном курсе И.Г.Сухина «Шахматы – школе».
Слайд 4Зарубежный подход «Шахматы в школе» к сентябрю 2019 года реализуется
во всех зарубежных учебниках и учебно-методических комплектах (УМК), написанных для
начальной школы, и почти во всех отечественных (в том числе в курсах «Шахматы в школе» и «Шахматы в школы»)
Российский подход «Шахматы – школе» реализован только в Федеральном здоровьесберегающем надпредметном курсе «Шахматы – школе».
Слайд 5Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу
1. Определение базового
научнообоснованного целеполагания, ориентированного на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой
образования.
Слайд 6 Видный отечественный методолог
Н.Г. Алексеев учил, что
невозможно решить общую проблему (к примеру, развитие мышления) в общем
виде – это методологически неверно. Для этого нужно выбрать точную, конкретную цель, правильное направление, и это поможет решить проблему в целом.
Поэтому в курсе «Шахматы – школе» цель – поэтапное, нефорсированное развитие у детей способности действовать «в уме», имеющее фундаментальное значение для начальной школы.
Слайд 7Гроссмейстер Ю.С.Разуваев:
«Просто научить учеников в школе играть в шахматы
– это ерунда, а не цель. Пока же, на уроках
детей всего лишь учат играть в шахматы, а потом перенаправляют в кружки. Это неправильно. Мы должны достигать значимых для системы образования целей, а это, прежде всего, – развитие способности действовать "в уме"».
Слайд 8Целеполагание российского федерального курса «Шахматы – школе» – чётко структурированное
поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме».
Слайд 9Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу
2. Разработка научного обоснования
для написания курса шахмат в начальной школе.
Слайд 10Российский курс «Шахматы – школе» опирается на:
1) культурно-историческую теорию
формирования высших психических функций (Л.С. Выготский);
2) теорию о поэтапном
формировании умственных действий (П.Я.Гальперин);
2) культурологическую теорию содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);
3) работы о стадиях развития способности действовать “в уме” (Я.А.Пономарёв и др.);
4) новейшие исследования в области нейронаук.
Слайд 11Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу
3. Разработка общеобразовательной программы
курса шахмат в начальной школе.
Слайд 12Программа первого года обучения «Шахматы, первый год» курса «Шахматы –
школе» впервые опубликована в журналах «Начальная школа» (1994, №9) и
«Вестник образования» (1994, №9).
Программа второго года обучения «Шахматы, второй год» курса «Шахматы – школе» опубликована в журналах «Начальная школа» (1995, №8) и «Вестник образования» (1995, №9).
Программа третьего года обучения «Шахматы, третий год» курса «Шахматы – школе» опубликована в журналах «Начальная школа» (1997, №10) и «Образование» (1998, №4).
Программы трёх лет обучения «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» и «Шахматы, третий год» приведены в сборниках «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)» (М.: Просвещение, 1998), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая» (М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002).
Отдельным изданием программы впервые вышли в 2010 году: И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»:
Для начальных классов общеобразовательных учреждений»
(Обнинск: Духовное возрождение,
2010, 2011, 2013, 2016. – 40 с.).
В 2019 годы изданы и рабочие программы курса.
Слайд 13Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу
4. Написание курса шахмат
для начальной школы.
Слайд 14ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ»
Слайд 15Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу
5. Кто должен преподавать
шахматы в начальной школе?
Слайд 16К 2019 году во всех зарубежных странах пришли к пониманию,
что преподавать
шахматы в начальных классах должны именно учителя начальных классов.
А
вот в России это поняли ещё в 1993 году.
Слайд 17Важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу
6. Как следует готовить
учителей начальных классов?
Слайд 18
На курсах повышения квалификации, которые должен проводить учёный - автор
курса.
В курсе «Шахматы - школе» подобные занятия проводятся по
новой образовательной технологии - «Технологии развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала» или
«Шахматно-задачной технологии И.Г.Сухина».
Слайд 19Курсы повышения квалификации: Обнинск: 03-12-2013.
На курсах И.Г.Сухина слушатели постранично
работают с учебником «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые
чудес и тайн полны».
Слайд 20
Главная цель курса «Шахматы - школе» – поэтапное развитие способности
детей действовать «в уме»
В 1960-е годы Я.А.Пономарёвым было установлено, что
важнейшая не сводимая к простому накоплению знаний и умений интеллектуальная способность, которая развивается в ходе обучения, – это способность действовать «в уме».
Эта способность является одним из важнейших показателей общего развития психики человека, представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности человека оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве).
Развитие способности действовать «в уме» важно для всех видов деятельности человека, так как каждый из них требует выполнения операций в определённой последовательности.
Слайд 21
Известно, что способность действовать «в уме» необходимо специально развивать, причем
её развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание детей
и завершающийся приблизительно в 12 лет.
Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. По этой причине способность действовать «в уме» достигает оптимального развития всего у 5% людей.
Чётко структурированное обучение детей основам шахматной игры является тем оптимальным средством, которое позволяет развить способность действовать «в уме».
Все составляющие курса «Шахматы - школе» и были разработаны для достижения этой глобальной цели.
Слайд 22В Федеральном курсе «Шахматы – школе» реализована шахматно-задачная технология обучения.
Слайд 23«Шахматно-задачная технология»
основана на системно-деятельностном подходе.
Слайд 24“Шахматно-задачная технология” базируется на:
- культурно-исторической теории формирования высших психических
функций;
- культурологической теории содержания образования;
- теории поэтапного формирования умственных действий;
- исследованиях способности действовать “в уме”.
Слайд 25 Важнейшим аспектом обучения педагогов “Шахматно-задачной технологии” является
организация 36–80-часовых курсов.
На курсах 10% учебного
времени занимает знакомство с правилами шахмат и 90% – обучение “Шахматно-задачной технологии” проведения уроков.
Слайд 26 Работа по «Шахматно-задачной технологии» обеспечивает почти 100%
положительную мотивацию, потому что технология работы – задачная, и неуспешных
нет. Задачи – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведет в тупик.
Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ребенка: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, отвечающее за развитие творческого мышления.
Слайд 27 Все составляющие курса «Шахматы - школе» и
«Шахматно-задачная технология» разработаны И.Г.Сухиным на базе новейших исследований в нейронауках
и прежде всего на органичном сочетании холистической и аналитической систем мышления.
Слайд 28ХОЛИЗМ
Аристотель:
«Целое больше, чем сумма его частей».
Слайд 29Пример проявления холизма в шахматах
Ладья - 4,5.
Слон - 3.
Ферзь -
9.
Ферзь > Ладья + Слон
Слайд 30
ПРИОРИТЕТ РОССИИ
Россия с 1994 года стала первой страной в
мире, где разработан именно НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ Федеральный курс шахмат "Шахматы
– школе", преподавать который призваны учителя начальных классов.
Слайд 31ПРИОРИТЕТ РОССИИ
Именно в России разработана новая образовательная технология обучения
«Технология развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала»
или «Шахматно-задачная технология И.Г.Сухина»
Задачная технология обучения по здоровьесберегающему
курсу «Шахматы – школе» обеспечивает
почти 100% положительную мотивацию
у детей.
Слайд 32Книги И.Г.Сухина издавались не только в РФ, но и за
рубежом: в Испании - в 1992 г. с предисловием чемпиона
мира Г.Каспарова, в США - в 2007 г. с предисловием чемпиона мира В.Крамника, а в 2008 году с предисловием чемпионки мира Ж.Полгар. В 2011 г. серия из 7 книг И.Г.Сухина “Chess camp” Рекомендована Шахматной федерацией США.
Слайд 33И.Г.Сухиным написано также несколько шахматных книг для детей дошкольного возраста.
В 2014 году одна из них - «Шахматы для
самых маленьких» - в очередной раз переиздана (под названием «Шахматы для детей»), при этом на обложке издательство «АСТ» указало следующее: «7-ое издание бестселлера».
Слайд 34Это старая истина - нет пророка в своём отечестве. Поэтому,
хотя главный труд
И.Г.Сухина - курс «Шахматы - школе»
- был написан по предложению Министерства образования РФ и получил его высший гриф - «Рекомендовано», центральные СМИ об этом никогда не писали. Чтобы войти в широкое информационное поле, нужны огромные усилия. Миром СМИ правит негатив, позитив СМИ неинтересен. Поэтому задача - сделать так, чтобы все дети России стали немного умнее, - пока отдана в руки энтузиастов. К счастью, их в России пока ещё хватает!
Слайд 35И.Г.Сухин - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии
развития образования Российской академии образования (Москва), Почётный работник общего образования
Российской Федерации, лауреат Фонда Первого Президента Республики Саха, методолог шахматного всеобуча в РФ, кандидат в мастера по шахматам (чемпион клуба "Спартак" Москва, 1977), руководитель Интернет-проектов "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" – http://suhin.narod.ru и "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки (Сайт шахматного всеобуча)" – http://chess555.narod.ru
И.Г.Сухин – автор Федерального курса для начальной школы "Шахматы – школе", автор более ста книг для учителей, родителей и детей, изданных в России, Испании, Турции, Германии, Словении и США суммарным тиражом около 2,0 млн. экземпляров. Ряд работ получили гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ". Тематика книг: шахматные учебники и пособия для начальной школы, детей 2-6 лет, занимательная математика, игры с буквами и словами, разнообразные затеи для начальной школы, литературные тесты, викторины и др.
Слайд 36«Сайт шахматного всеобуча» (http://chess555.narod.ru)
Сайт «Избранные
страницы из книг Игоря Сухина (http://suhin.narod.ru)
Слайд 37Игорь Георгиевич Сухин
Е-мейл: suhin_i@mail.ru
Контактный телефон: 8-499-966-79-48
Презентацию подготовил 19.08.2018
И.Г.Сухин.
Коррекция 10.09.2019.