Слайд 1Лекция №8 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Цель и задачи
самостоятельных занятий физическими упражнениями;
Методические принципы самостоятельных занятий;
Утренняя физическая зарядка;
Результаты занятий
по физическому воспитанию и контроль.
Слайд 21. Цель и задачи самостоятельных занятий физическими упражнениями
Основной целью самостоятельных
занятий студентов в процессе физического воспитания является сохранение и укрепление
здоровья, расширение знаний и умений, совершенствование двигательных навыков и повышение уровня физических возможностей организма.
Слайд 31. Цель и задачи самостоятельных занятий физическими упражнениями
Задачи самостоятельных занятий
физическими упражнениями:
Освоение и совершенствование двигательных навыков и умений;
Воспитание физических
качеств;
Полезное проведение времени с целью активного отдыха (рекреация).
Слайд 42. Методические принципы самостоятельных занятий
1. Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает
регулярные занятия физическими упражнениями, использование их в зависимости от времени
года, проведение занятий по определённой системе.
2. Принцип индивидуальности. Выбор видов занятий физической культурой зависит от физкультурно-спортивных интересов студентов. Необходим также учёт состояния здоровья, индивидуально-психологических и половых особенностей.
Слайд 52. Методические принципы самостоятельных занятий
3. Принцип рациональности физических нагрузок. Соблюдение
этого принципа предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок, применение нагрузок, повышающих
различные механизмы энергообеспечения организма, оптимальное сочетание нагрузок с отдыхом.
4. Принцип всестороннего физического развития. Целенаправленное развитие основных физических качеств — выносливость, сила, гибкость, ловкость и др. Для этого необходимо использовать различные циклические упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями.
Слайд 62. Методические принципы самостоятельных занятий
5. Принцип врачебного контроля и самоконтроля.
Консультация с врачом поможет студентам выяснить, какие виды физических упражнений
лучше всего использовать в самостоятельных занятиях, с каких физических нагрузок начинать тренировку. Использование самоконтроля позволит с помощью несложных методик оценить правильность тренировки и уровень своего физического состояния.
Слайд 72. Методические принципы самостоятельных занятий
Утомление – нормальное физиологическое состояние. Без
утомления функциональные возможности организма не повышаются.
Восстановление утраченных ресурсов в
организме происходит не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком, называемым сверхвосстановлением, или суперкомпенсацией. Именно она обусловливает повышение функциональных резервов систем и органов, рост тренированности.
Слайд 82. Методические принципы самостоятельных занятий
Если сразу после выполнения физических упражнений
частота пульса
не более 120 ударов в минуту, то нагрузка
считается малой,
120 – 160 – нагрузка считается средней,
более 160 – большой.
Максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.
Слайд 92. Методические принципы самостоятельных занятий
Частота пульса при аэробных нагрузках у
нетренированных людей составляет 130 ударов в минуту и меньше, у
тренированных она может повышаться до 150 – 160.
Частота пульса при анаэробных нагрузках у нетренированных людей находится в диапазоне 130 – 160 ударов в минуту и более.
Слайд 103. Утренняя физическая зарядка
Утренняя физическая зарядка проводится с целью повышения
эффективности физического воспитания путем увеличения общего времени (объема) занятий физическими
упражнениями, повышения уровня двигательной активности в режиме дня студентов.
Задачей утренней физической зарядки является быстрое приведение организма после сна в бодрое состояние. Ее продолжительность – 15-30 минут.
Слайд 164. Результаты занятий по физической культуре и контроль
«Каких результатов я
лично должен достичь и что контролировать?». Определение личного результата -
необходимое условие целенаправленности процесса физического воспитания. Проверка и оценка результатов в контрольных упражнениях самими студентами позволяют определить уровень их физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и уровня двигательных навыков
Слайд 174. Результаты занятий по физической культуре и контроль
Беге на 100
м – быстрота.
Прыжок в длину с места – скоростно-силовые способности
и ловкость.
Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке и приседание на одной ноге – сила отдельных групп мышц у студенток.
Подтягивание на перекладине, подъем ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях – сила отдельных групп мышц у студентов.
Бег на 2000 и 3000 метров, а также в передвижениях на лыжах на 3 и 5 километров - общая физическая выносливость организма студентов.
Слайд 184. Результаты занятий по физической культуре и контроль
«Можно ли считать, что достижение нормативных результатов при выполнении физических
упражнений является достижением цели физического воспитания?»
Слайд 194. Результаты занятий по физической культуре и контроль
Целью физического воспитания
студентов вузов является формирование у них высокого уровня физической культуры,
способности создавать и целенаправленно использовать материальные и духовные ценности физической культуры, разнообразные средства и методы физического воспитания и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Слайд 20Контрольные вопросы
Что является основной целью самостоятельных занятий студентов в процессе
физического воспитания?
Какие задачи решаются при самостоятельных занятиях физическими упражнениями?
Перечислите пять
основных методических принципа самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Слайд 21Контрольные вопросы
С какой целью проводится утренняя физическая зарядка?
Какие упражнения в
основном используются для повышения уровня силы, быстроты, гибкости, ловкости и
выносливости?