Слайд 1Имя существительное как часть речи
Слайд 2Мы верим, всё у нас получится,
Удачным будет этот день,
Преодолеем
все мы трудности,
Лишь было бы учиться нам не лень.
Слайд 3Тринадцатое февраля
Классная работа.
Имя существительное как часть речи.
Слайд 4Цели урока
отличать имя существительное от других частей речи;
узнать значение
и морфологические признаки существительного как части речи;
научиться находить существительные
в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Слайд 5Значения существительных
Существительное
Живые организмы
Предметы
Явления
Действие как предмет
Вещества
Признак как предмет
Слайд 6Образуй имя существительное
Храбрый – храбрость
Смелый
– смелость
Весёлый –
веселье
Ходить – ходьба
Прыгать – прыжок
Косить – косьба
Вывод:
1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных.
2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.
Слайд 7Распределить слова в соответствии с их значением.
Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба,
ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова.
Названия людей.
Названия предметов.
Названия признаков.
Названия действий.
Названия животных.
Названия явлений.
Слайд 8Проверка
1.Названия людей - Олег, пилот, тракторист.
2.Названия предметов - зеркало, тетрадь, велосипед.
3.Названия признаков - смелость, радость,
синева.
4.Названия действий - молотьба, стрельба, бег.
5.Названия животных – олень, собака, корова.
6.Названия явлений - гроза, ветер, гололедица.
Слайд 9
РАСПРЕДЕЛИТЕ
Кто?
Что?
алфавит
инженер
шофер
холод
портфель
столяр
свитер
корова
ЧТО?
инженер алфавит
шофер портфель
столяр свитер
корова холод
Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО?
/
/
/
/
/
/
/
/
Слайд 11Как изменяются имена существительные
По числам
Единственное число
дерево
Множественное число
динозавры
По падежам
Падеж
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чем?
Просклонять слова
лиса, стол
Слайд 12Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода
Дом
Избушка Окно
мой
моя
моё
Мужской род
Женский род
Средний род
Слайд 13Синтаксическая роль в предложении
Россия – моя Родина.
Моя родная страна –
Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я
живу в России.
Каким членом предложения является слово
Россия?
Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.
Слайд 14Имя
Имя
существительное
(предмет)
-----------
‒•‒•‒•‒•‒
Что?
Кто?
Ед.ч.
Мн.ч.
М.р.
С.р.
Ж.р.
Т.п.
Д.п.
Р.п.
И.п.
П.п.
В.п.
Признаки существительного
Слайд 15Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает
на вопросы
кто? или что?
Имена существительные бывают мужского, женского
или среднего рода.
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
В предложении имена существительные
являются подлежащим, дополнением или
обстоятельством.
Слайд 16тест
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает
предмет.
Б) Имена существительные изменяются по спряжениям.
В) Собственные имена существительные
пишутся с большой буквы.
Слайд 172. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Прыгающий
Слайд 183.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
Слайд 194.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре
мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение
Г)Обстоятельство
Слайд 205.Укажите существительное женского рода
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г)
На краю
Слайд 21Тест. (взаимопроверка)
Ключ:
1.Б
2.Б
3.Б
4.Б
5.А
Слайд 22Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось …
Я узнал,
что …
Мне понравилось …
Я могу похвалить себя за …
Мне было
трудно …