Слайд 1Индивидуальность как фактор трудовой деятельности. Бихевиоризм о поведении человека
Слайд 2Индивидуальность
При рассмотрении индивидуальности в психологии учитывается и анализируется характер человека
и его темперамент, ищутся основания для выделения конкретного типа человека,
а так же ставится проблема выделения у личности особенных типологических черт и индивидуальных различий, в результате чего индивидуальность описывается как совокупность различных признаков которые присущи конкретному человеку.
Слайд 3Индивидуальность
Понятие индивидуальность употребляется в психологии как синоним слова «индивид» и
обозначает совокупность различных признаков, которые относятся к конкретному организму и
отличают его от других организмов конкретного вида. Она проявляется как в общении, так и в различных способностях в повседневной деятельности человека.
Слайд 4К оригинальным чертам можно отнести например оригинальность интеллекта, что позволяет
личности видеть в воспринимаемой информации то, чего не видят другие,
или сильную волю, что дает человеку сильную выдержку, самообладание.
Слайд 5Способности
Способность является особенностью психики человека, которая определяет возможность продуктивного получения
человеком различных умений и навыков в той или иной сфере
деятельности.
Но наличие самой способности еще не означает, что человек с определенной способностью уже имеет какие то навыки и умения в сфере к которой у него есть расположение, они являются лишь предпосылкой к легкому освоению необходимых знаний.
Слайд 6Люди отличаются между собой как раз своими способностями в том
или ином роде деятельности.
Система способностей включает в себя основные
и дополнительные качества, к основным можно отнести зрительную память или музыкальный слух, к дополнительным можно отнести те качества, которые не относятся к основным, но помогают справляться с основным видом деятельности, например хороший глазомер у строителя.
Слайд 7Индивид является носителем психического: так называемых психических процессов, состояний и
свойств.
Слайд 8Психические процессы – наиболее быстро протекающие реакции организма на окружающую
среду (ощущения, восприятие, воображение, память, мышление);
Слайд 9Психические состояния – более устойчивые реакции организма (эмоциональные состояния, тревожность);
Слайд 10Психические свойства – наиболее устойчивые характеристики психической организации организма (направленность
личности, темперамент, способности, характер).
Слайд 11Социальное взаимодействие (общение) между людьми - основа появления социально-психологических явлений.
Можно выделить пять уровней такого взаимодействия, которые соответственно входят в
сферу исследования социальной психологии.
Слайд 121. Взаимодействие Я-Другой (или межличностное общение). Изучается влияние поведения одного
участника взаимодействия на поведение другого, включая анализ условий и последствий
этого влияния.
2. Группа - индивид. Изучается влияние социального окружения (в т.ч. группы) на поведение индивида.
Слайд 133. Индивид - группа. Изучается влияние индивида на социальное окружение
(в частности, на группу).
4. Группа - группа. Изучается межгрупповое взаимодействие,
взаимное влияние групп.
5. Межкультурное взаимодействие.
Слайд 14Структура социально-психологических феноменов, возникающих в процессе социального взаимодействия:
Слайд 15а) социально-психологические механизмы общения - подражание, внушение, заражение, убеждение, идентификация,
самоутверждение.
б) возникающие в результате общения социально-психологические явления, состояния, процессы -
коллективные чувства, настроения, групповые мнения, впечатления, потребности, групповые ориентации, традиции, обычаи;
Слайд 16в) устойчивые психические особенности различных социальных групп (национальных, демографических, профессиональных),
находящие выражение в установках, ценностных ориентациях, устойчивых социальных чувствах;
г) обусловленные
ими психологические состояния индивида в группе, социально психологические механизмы контроля за его поведением (ожидания, санкции, ролевые предписания).
Слайд 17Теории бихевиоризма
I. Основные принципы бихевиоризма (Уч.пос. «Социальная психология»)
II. Теории социального научения (Уч.пос.
«Социальная психология»)
Изучение личности в бихевиоризме
(Глумаков «Организационное поведение»;
Спивак «Организационное
поведение», конспект)
Слайд 18Бихевиоризм – 20-50 гг. 20-го века.
И. Павлов: Опыты по развитию
условных рефлексов у животных.
Дж. Уотсон: Сформулировал основную идею и некоторые
принципы бихевиоризма
Идея: поведение управляемо внешними стимулами, ситуациями, факторами.
Слайд 19Принципы:
1) - основным предметом психологии является поведение человека от рождения
до смерти;
Слайд 202) - поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает
ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, воображением,
волей, постольку эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека;
Слайд 213) - наблюдения над поведением могут быть представлены в форме
стимулов (С) и реакций (Р).
Задача психологии поведения является разрешенной
в том случае, если известны стимул и вызванные им реакции. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиорист получает возможность предсказывать эти явления и руководить ими - два существенных момента, которых требует всякая наука;
Слайд 224) - все сложнейшие человеческие реакции могут быть выведены из
простейших врожденных, сформированных с помощью механизма обусловливания,
т.е. путем формирования
условного рефлекса на основе подкрепления, понимаемого как положительные или отрицательные последствия, следующие за выполнением определенного поведенческого акта.
Слайд 235) - в основе механизма управления поведением может лежать механизм
размыкания условных связей. Подобными приемами излечивают многие нервно-психические расстройства, например,
истерики, различные страхи, половые извращения, в основе этого - обусловливание и размыкание условных связей.
Например, больного просят вообразить ситуацию, которая вызывает страх, затем другую - успокаивающую и т.д. Происходит торможение страха за счет размыкания связи между ним и вызвавшим его объектом.
Слайд 24Научение – это систематическая модификация поведения при повторении одинаковой ситуации.
Слайд 25Допущения:
1) человеческое поведение определяется его прошлым опытом (в одинаковых ситуациях поведение
человека повторяется; новые ситуации приводят к новому (модифицированному) поведению);
2) не следует
анализировать то, как человек понимает ситуацию, а следует обращать внимания на внешние обстоятельства, вызвавшие поведение.
Слайд 26Реактивное научение – реакция вызывается действием известного стимула (ассоциативные связи
– реакция на слова или понимание ч-л.).
Оперантное научение (или инструментальное)
– реакция возникает в ожидании того или иного подкрепления.
Т.е. закрепление необходимого поведения с помощью поддержки или подкрепления.
Беррес Скиннер. Случайное поведение
Имитационное научение – научение в ходе наблюдения за моделью.
Слайд 27Оперантное научение – радикальный бихевиоризм (Беррес скиннер)
Поведение человека непосредственно обусловлено
возможностью подкрепления из окружающей среды, а не внутренними факторами (черты
личности, архетипы, неосознанные импульсы)
Слайд 28Скиннер делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными
стимулами. Этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на
окружение с целью изменить события каким-то образом.
Подобное поведение получило название оперантного (т.е. вызванного оперантным научением).
Оно определяется событиями, которые следуют за реакцией, т.е. за определенным действием следует другое.
Слайд 29Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в
будущем усиливается, и напротив, если последствия не благоприятны и не
подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается.
Скиннер полагал, что оперантное поведение контролируется негативными последствиями, которые ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.
Слайд 30Альберт Бандура
Имитируют поведение:
1) того, кого положительно подкрепляют;
2) того, кто положительно подкрепляет;
3) того, кто
сам является положительным подкреплением.
Слайд 31А.Бандура: теория научения моделирование или имитация
Имитация
Идентификация
Ролевое поведение
Напрямую связаны с социализацией
Слайд 32Необихевиоризм
Мягкая форма бихевиоризма.
Полагали, что такие психологические процессы как мышление, мотивация,
чувства – необходимо принимать во внимание.
Выводится промежуточная детерминанта:
Стимул – психологическое
состояние, образ, план - реакция
Слайд 33 Поощрение или наказание воздействуют
на установки личности или чувства,
а они определяют человеческие действия
Слайд 34Необихевиористы соглашались с большим влиянием внешних стимулов на поведение человека,
но при этом интересовались также личностными чертами, личностью.
Ганс Айзенк: тесты
на IQ; теория типов личности.
Слайд 35Теории обмена исходят из следующих предпосылок:
1) человеческое поведение мотивировано прежде
всего удовольствием и страданием;
2) действия других людей являются основным источником
удовольствия и страдания;
Слайд 363) действия других можно использовать для того, чтобы увеличить получаемое
от них удовольствие;
4) люди стремятся получить максимум удовольствия при минимуме
затрат.
Слайд 37Обмен - это передача чего-либо от одного лица другому в
ответ на что-то еще. Между людьми осуществляется множество обменов -
экономических и социальных.
Обмен предполагает наличие ресурсов. Ресурсы это любой продукт - материальный или символический, который может быть передан в процессе межличностного взаимодействия.
Слайд 38Принято выделять 6 типов ресурсов: любовь, статус, услуги, товары, информацию
и деньги.
Слайд 39А) Очевидно, что разные типы ресурсов предполагают разные правила обмена.
Б) Различие между ресурсами проявляется и в различной возможности их
накопления. Так, объем накопленной человеком информации менее доступен наблюдению, чем объем накопленных денег.
В) Вознаграждения и затраты. Люди предпочитают одни ресурсы другим. Предпочитаемые, желаемые ресурсы воспринимаются как вознаграждения.
Слайд 41Джулиан Роттер
Локус контроля – устойчивая склонность человека приписывать ответственность за
результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или своим умениям и усилиям.
Экстерналы
(внешний локус)
Интерналы (внутренний локус)