Слайд 1Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению
Слайд 2Основной задачей индивидуальных
занятий является формирование
навыков восприятия и воспроизведения
устной речи
Слайд 3В первые 1,5 – 2 года дети обучаются
ощущению неречевых и
речевых
сигналов
Слайд 4На индивидуальных занятиях формируются
первичные навыки звуковоспроизведения,
корректируются дефекты голоса, речевого
дыхания, звуков
и их сочетаний,
недостатки воспроизведения слова
Слайд 5На индивидуальных занятиях педагог
добивается первичного умения
воспроизвести тот или иной звук,
закрепляет
произносительные навыки,
которые могут быть утрачены. Также на
этих занятиях проводится работа
по
закреплению в речи незапланированных
звуков
Слайд 6Закрепление произносительных навыков,
сформированных на индивидуальных
занятиях целесообразно проводить на
фронтальных занятиях
Слайд 7Содержание работы по развитию
слухового восприятия на индивидуальных
и фронтальных занятиях, как
правило,
различно
Слайд 8На инд. занятиях ведется работа по
различению, опознаванию и распознаванию
на слух
речи. На фронт. занятиях
проводится работа в первую очередь по
восприятию на
слух неречевых звучаний, а
также по восприятию и воспроизведению
темпо - ритмической стороны речи
Слайд 9Содержание работы со слабослышащими
детьми по развитию их остаточного слуха
на фронтальных
и индивидуальных
занятиях тоже, как правило, не совпадает.
Так, на индивидуальных занятиях
не
ведется работа по развитию неречевого
слуха детей.
Слайд 10На инд. занятиях особое внимание
уделяется распознаванию на слух
незнакомого по звучанию
материала, а на
фронтальных - различению и
опознаванию уже знакомого на слух,
в том
числе и текстового материала
Слайд 11Работа по развитию слухового восприятия
и обучению произношению на
индивидуальных занятиях тесно
взаимосвязаны
Слайд 12Произносительные навыки формируются
при широкой опоре на остаточный слух
детей. При подборе
речевого материала
для работы над произношением отдается
предпочтение тем словам, словосочетаниям
и фразам,
которые дети учатся воспринимать
на слух
Слайд 13На инд. занятиях должен максимально
обеспечиваться индивидуальный подход к
ребенку. Работа с
ним требует учета его
психофизических особенностей
Слайд 14Инд. занятия должны проходить в
занимательной для ребенка форме, с
использованием различных
игрушек,
наглядных пособий, лото, лабиринтов,
вертолин
Слайд 15При индивидуальной работе следует
учитывать тот факт, что остатки слуха и
уровень
его развития у детей различны.
Это должно учитываться как при подборе
усиления,
так и при определении тех
требований, которые могут быть
предъявлены ребенку на данном этапе
Слайд 16При планировании и проведении инд.
занятий необходимо учитывать готовность
ребенка к усвоению
материала на том или
ином уровне
Слайд 17Индивидуальную работу с ребенком
необходимо строить с учетом его реальных
достижений. Если
тот или иной дошкольник
не справляется с полным объемом
программы, то она
сокращается с учетом
его возможностей.
Слайд 18Важную роль в овладении
произносительными навыками играет
способность ребенка к подражанию на
различной
основе, которую необходимо
учитывать при выборе методических
приемов при индивидуальной работе
Слайд 19При планировании работы по развитию
слухового восприятия на индивидуальных
занятиях следует учесть
следующее:
Слайд 20Основным содержанием работы является
обучение различению, опознаванию и
распознаванию на слух речевого
материала;
однако в первые полтора – два года занятий
ведется работа по
выработке условной
двигательной реакции на звук
Слайд 21Речевой материал, который дети учатся
воспринимать на слух, подбирается из
разных тематических
групп. Материалом
занятий по развитию слухового восприятия
является речевой материал как данного
года
обучения, так и всех предыдущих.
Слайд 22На каждом занятии должны иметь место
как различение на слух речевого
материала,
так и его опознавание
Слайд 23Работа по развитию слухового восприятия
ведется с использованием
звукоусиливающей аппаратуры, так и
без
нее. Работе без аппарата уделяется часть
занятия не реже 1 раза
в неделю
Слайд 24На индивидуальных занятиях ведется
работа над различными сторонами
произношения. При планировании и
проведении
занятий учитываются
особенности произношения,
специфические трудности при его
формировании у каждого ребенка.
Слайд 25Работа над речевым дыханием ведется с
теми детьми, у которых нет
длительного
выдоха, являющегося основой речевого
дыхания, а также при значительных
затруднениях в слитном,
на одном выдохе
произнесении слов и фраз.
Слайд 26Работа над голосом ведется с теми
детьми, у которых отмечаются грубые
дефекты
голосообразования: повышение
голоса (фальцет), открытая гнусавость.
Слайд 27На индивидуальных занятиях ведется
работа по вызыванию и коррекции
звуков речи, по
их автоматизации и
дифференциации на материале слогов,
слов и фраз
Слайд 28Работа над словом и фразой занимает на этих
занятиях центральное место.
В процессе
индивидуальной работы дети овладевают
звукослоговым составом слова с учетом своих
произносительных
возможностей. Особое
внимание уделяется сохранению звукослогового
состава при произнесении речевого материала
слитно, с ударением, в нормальном темпе
Слайд 29На каждое занятие выносится работа как
по вызыванию звуков, их автоматизации
и
коррекции дефектов, так и по
формированию точного и приближенного
воспроизведения слова
Слайд 30Важно подчеркнуть, что в первые
полтора года педагог ведет работу по
вызыванию
в речи детей всех звуков,
кроме мягких и аффрикат
Слайд 31На месте тех звуков, которые дети
произнести еще не могут, появляются
многообразные
замены
Слайд 32На втором этапе работы над звуковым составом речи, педагог:
устраняет наиболее
грубые дефекты произношения : сонатность, открытую и закрытую гнусавость, боковые
артикуляции звуков, озвончение и т.п.;
заменяет нерегламентированные субституты на регламентированные (в отношении слабослышащих детей это происходит лишь при дефектной замене);
проводит вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков
Слайд 33При планировании и проведении
индивидуальных занятий следует учесть
специфику произносительных навыков,
над которыми
ведется работа на одном
занятии
Слайд 34Не следует одновременно работать:
а) над устранением открытой и закрытой гнусавости;
б)
над устранением боковой артикуляции свистящих и шипящих звуков и над
вызыванием и коррекцией звука л
Это связано с тем, что устранение одного дефекта провоцирует появление другого
Слайд 35В процессе работы используются
различные виды речевой деятельности:
подражание (сопряженное и отраженное
проговаривание с движениями речевой ритмики и без них)
чтение (с разложением
на части и без него)
называние картинок и ответы на вопросы
самостоятельная речь (рассказывание по картинке, составление ребенком рассказа)
Слайд 36На каждом занятии должна быть
обеспечена смена не менее двух видов
речевой
деятельности. При этом менее
самостоятельные виды речевой
деятельности (подражание, чтение)
должны сменяться более
самостоятельными