Слайд 1Тема 2. Информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений
2012
Слайд 2Виды информационных систем и уровень управленческих решений
Слайд 3Классификация управленческих решений
Решения, которые нужно принимать менеджерам фирмы, можно
разделить на «структурированные» и «неструктурированные».
Структурированные решения — это повторяющиеся,
соответствующие заведенному порядку решения, для принятия которых фирмой разработана некоторая процедура.
Неструктурированные решения — это, наоборот, решения, которые не соответствуют заведенному порядку и даже уникальны. Для принятия таких решений нет заранее согласованной процедуры, и лицо, принимающее такое решение, должно руководствоваться собственными суждениями, оценками и интуицией или использовать экспертные системы.
Слайд 4Эксплуатационный уровень. Для этого уровня характерны структурированные решения. Круг задач
ориентирован на предоставление экономической информации внешним по отношению к фирме
пользователям — инвесторам, налоговым службам и т. д. В данном случае для анализа используются показатели, получаемые на основе данных стандартной бухгалтерской и статистической отчетности, а также других источников информации.
Информационные системы этого уровня не являются самостоятельными - они обычно выполняются в виде приложений, которые по тем или иным правилам интегрируются в общую корпоративную ИС. Типичный пример: интеграция модулей "1С: Бухгалтерия".
Слайд 5Уровень знаний и тактический уровень.
Информационные системы знания и автоматизации
делопроизводства обслуживают информационные потребности на тактическом и функционально-оперативном уровнях управления
организацией.
На этом уровне и структурированные решения и появляется заметная доля неструктуриованных решений.
Слайд 6Ключевые вопросы управления знаниями:
• Как формировать и актуализировать знания?
• Как сделать знания используемыми?
• Как измерить знания?
•
Как оценить людей, владеющих знаниями?
• Как мотивировать владельцев знаний?
• Как заставить сотрудников делиться знаниями?
• Как выявить скрытые знания и поставить их на службу бизнесу?
Слайд 7Несколько примеров известных программных продуктов по формированию и управлению корпоративными
знаниями:
• продукт "Microsoft SharePoint Portal" как средство управления знаниями (www.microsoft.ru);
• продукт "Система формирования и управления знаниями Excalibur Retrieval Ware" группы компаний АСК (http://www.ask.ru);
• линейка продуктов eDOCS компании Hummingbird (www.hummingbird.ru).
Сюда же можно отнести системы электронного документооборота, например продукт DocsVision (www.docsvision.com).
Слайд 8Принятие неструктурируемых решений.
Системы поддержки принятия решений - СППР (Decision
Support System - DSS).
Эти системы призваны помочь конечным пользователям работать
со всеми типами данных, проводить аналитические исследования, строить модели и разыгрывать сценарии для решения слабоструктурированных и вообще неструктурированных проблем в инновационных проектах.
Слайд 9Отличительные черты информационных систем для принятия неструктурированных решений:
работают практически
без участия профессиональных программистов;
обеспечивают информационную поддержку для решений проблем,
которые не могут быть определены заранее;
применяют сложный многомерный и многофакторный анализ и инструментальные средства моделирования.
На следующем слайде классификация информационных в несколько ином виде
Информационная система предприятия может иметь лишь какие-то из этих систем, или иметь интегрированную систему (о которых речь пойдет позже).
Слайд 11Расшифровка использованных сокращений:
Transaction Processing Systems - TPS (системы диалоговой
обработки транзакций на эксплуатационном уровне ).
Office Automation Systems - OAS
(системы автоматизации делопроизводства);
Knowledge Work System - KWS (системы наработки знания)
Decision Support Systems - DSS ( на среднем управленческом уровне);
Management Information Systems - MIS (управляющие информационные системы и системы поддержки принятия решений )
Executive Support Systems - ESS (системы поддержки деятельности руководителя на стратегическом уровне);
Слайд 12Информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений. Виды информационных технологий
и их составляющие
Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность
методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
Таким образом, основное назначение любой информационной технологии это обработка информации.
Слайд 13Обработка информации
Понятие обработки информации является весьма широким. Цель обработки
информации в целом определяется целью функционирования некоторой системы, с которой
связан рассматриваемый информационный процесс.
Начальная стадия информационного процесса - рецепция (первоначальный сбор информации).
Затем реализуется задача оптимального хранения информации, поиск нужной информации в большом объеме данных, передача информации по каналам связи, анализ и защита информации.
Слайд 14Несмотря на огромное многообразие современных информационных систем, можно выделить следующие
основные технологии, которые неизбежно входят как составляющие в большинство имеющихся
ИС:
1. Сбор, хранение, передача и извлечение данных, основанные на технологии баз данных;
2. Документационное сопровождение процессов управления, электронный офис, электронный документооборот;
3. Сетевые технологии, Интернет/Интранет, как среда передачи, обработки данных и среда принятия решений;
4. Методы углубленного анализа данных с целью выявления скрытых знаний, экспертные системы и системы поддержки принятия решений;
5. Вспомогательные технологии, например, для описания бизнес-процессов и их реинжениринга с последующей корректировкой документооборота;
6. Технологии защиты информации от несанкционированного доступа, спама, вирусных атак и действий хакеров.