Слайд 2Заметка
Заметка — это простейшая форма оперативного сообщения, в основе
которой лежит общественно значимый факт.
В печатной периодике заметка – главный
носитель новостной информации.
Слайд 3Виды заметок:
Хроника – изложение самого факта в нескольких предложениях без
подробностей и комментариев (напр.: хроника дня, криминальная хроника)
Заметка – информационное сообщение,
имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.
Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.
Слайд 4Структура заметки:
заголовок,
подзаголовок (при необходимости),
лид,
основная часть (в которой сообщаются
подробности и уточняются названные в лиде факты).
Слайд 5Формула «5w»
Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов:
Кто, Что, Где, Когда и Почему.
Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии.
Слайд 6Наиболее часто для написания заметки журналисты используют: прямой инфор-мационный лид
(например, «Открытие фотовыставки «Мой Петербург» состоялось 25 октября в библиотеке
города»),
лид-цитату (текст начинается со слов известного лица, непосредственно связанного с событием),
лид «немедленная идентификация» (герой новости известное лицо, которое совершает какие-либо действия),
лид-вопрос (дальнейший текст обязательно должен содержать ответ на поставленный в лиде вопрос).
Слайд 7Примечания:
1. Заметка никогда не начинается с цифры,
(например, «25 октября в библиотеке города состоялось открытие фотовыставки
«Мой Петербург») – начинать с цифры, значит совершать стилистическую ошибку. Только в том случае, когда делается акцент на дате или времени происшествия, можно начинать материал с цифры.
2. Имя человека – героя публикации, участника события, эксперта и т.п. – пишется всегда перед фамилией.
Слайд 8ИНФОРМАЦИОННАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и широким
освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление,
действие.
Публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем здесь нет задачи выявить взаимосвязь описываемого предмета, проникнуть в его суть.
Основное – сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.
Слайд 9Информационная корреспонденция близка по своей сути к репортажу, однако таковым
не является. Автор корреспонденции как правило, не присутствует на месте
события в момент его совершения. Не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения.
Корреспонденция описывает обычные события, локальные ситуации, процессы. Задача автора – изложить суть дела, сообщить определенную, достаточно развернутую информацию относительно того или иного события или явления.
Слайд 10ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ
Представляет собой изложение хода того или иного мероприятия с
минимальным количеством журналистских отступлений.
Цель журналиста – проинформировать читателя о
событии, при этом изложив максимально точно его главные подробности.
Отчет используется в газете как инфор-мационный материал, позволяющий достаточно подробно рассказать, что происходило и говорилось на том или ином собрании, совещании, заседании, торжественных меропри-ятиях и прочее.
Слайд 11ИНФОРМАЦИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ
Беседа с человеком, воплощенная на бумаге.
Процесс написания интервью облегчается
тем, что журналист занимается расшифровкой и редактированием записи состоявшейся беседы.
Интервью максимально информативно и объективно, ведь в данном случае событие описывается и оценивается не журналистом, а его непосредственным участником. Кроме того, интервью может создавать так называемый эффект присутствия, что значительно повышает интерес читателя к сообщению.
Слайд 12Кажущаяся «легкость» в написании интервью (на завершающем этапе) является следствием
тщательной и длительной подготовки к нему.
В интервью 90% работы
выполняется журналистом на подготовительной стадии:
Продумывание вопросов, которые войдут в готовый материал.
Обязательный сбор предварительной информации о собеседнике и теме разговора, чтобы беседа получилась предметной, профессиональной и была интересна не только журналисту, но и собеседнику, и читателям.
Слайд 13При подготовке интервью необходимо учитывать, что устная речь любого человека
всегда отличается от письменной.
Устная речь большинства людей далека от
совершенства, изобилует оговорками, стилистическими ошибками, просторечными выражениями и т.п.
Поэтому при подготовке материала к публикации журналист, как правило, подвергает обработке слова собеседника, приводит их в соответствие с нормами письменной речи. При этом необходимо сохранить смысл сказанного.
Слайд 14Репортаж
Отличительной чертой этого жанра является создание у читателя эффекта
присутствия при том или ином событии. Вместе с журналистом читатель
как бы становится соучастником события, переживает его в одно и то же время с автором и другими участниками.
В репортаже всегда рассказывается о самом свежем, «сиюминутном» событии; не бывает репортажей о событиях, происходивших несколько недель назад.
Слайд 15Информационная природа репортажа не исключает возможности использования в нем элементов
аналитических жанров, мини-интервью с участниками, комментариев и т.п.
Эффект присутствия
формируется за счет внимания к деталям, подробностям происходящего. Репортаж, как правило, содержит описание деталей события: подсмотренных автором мини-сценок, необычных подробностей и т.п. При подготовке репортажа наиболее ярко проявляется умение журналиста замечать необычное в окружающем мире, фиксировать любопытные «мелочи», улавливать настроения людей.
Слайд 16Элементы, образующие репортаж
Последовательное восприятие событий;
Наглядность (образная картина путем использования деталей,
подробностей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц);
Предельная документальность;
Эмоционально окрашенный стиль
повествования;
Живое общение с участниками событий;
Активная роль личности репортера, авторского «Я».