Слайд 1Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Лекция
Слайд 2Достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это
позволит проводить учебно-воспитательную работу в полном объеме и добиться при
этом тех или иных успехов
Профессиональная подготовка учителя+ его готовность к самосовершенствованию
При традиционной системе преподавания
Инновационная деятельность педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования
Для осуществления инновационной деятельности
Слайд 3Определение понятия
«инновационная деятельность педагога»
- что-либо новое, если сравнивать его
с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования.
- «Инновация»
- проявление новых элементов или форм. Синоним «новшество».
Инновационная деятельность педагога – целенаправленная работа учителя, основанная на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.
Слайд 4«Педагогические инновации»
1) – различные нововведения, направленные на изменение технологии
воспитания и обучения для повышения их эффективности;
2) – изменения
и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами.
В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.
Слайд 5В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без
исключения ступеней образования.
Это и привело к созданию ФГОС. Целью
данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении.
Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования.
Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и УДО в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.
Слайд 6Признаки инновационной деятельности
Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во
многом зависит от потенциала самого учителя.
Потенциал личности связан с
такими параметрами, как:
наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;
готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;
Слайд 7 образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;
желание совершенствования своей
деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее
будут обеспечивать.
наличие большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески.
знание новых технологий,
способность разработки проектов,
овладение новейшими методиками обучения,
умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.
Слайд 8Специфика новаторства
Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности.
1) предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. (В
силу своей специфики инновационная деятельность чаще всего осуществляется как бы наощупь, т.к. подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта у учителя);
2) на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. (В связи с этим приходится доверять новатору, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества).
3) Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.
Слайд 9Важность новаторства
Важность данного направления вызвана тем, что в современных
условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:
социально-экономических изменений,
предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;
усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;
изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;
вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.
Слайд 10Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности
педагога?
Главной причиной данного направления является конкуренция, с которой каждый коллектив,
предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.
На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.
Слайд 11Классификация новаторства
По своему назначению все новейшие внедрения в систему
обучения условно делят на:
Общие. Это глобальные концепции, имеющиеся в
современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УОиВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
Частные. Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.
Слайд 12По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:
с внедрением
в систему образования комплексного подхода. (Традиционная система получения знаний ориентируется
на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии);
с организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ. Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.
Слайд 13Методико-ориентированная деятельность
При ее применении предполагается реализация той или иной
технологии образования. Это может быть: - использование новейших информационных технологий;
- применение к содержанию образования принципа интеграции. Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение: - развивающее; - дифференцированное; - проектное; - проблемное; - программированное; - модульное.
В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:
Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
Слайд 14Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся
формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому
применению.
Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.
Слайд 15Проблемно-ориентированная деятельность
Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач,
которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.
Деятельность
педагога при этом направлена на формирование у учащихся:
- осознания своей личной и социальной значимости; - умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;
- адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;
- максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».
(Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, профессиональную среду, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной. Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций).
Слайд 16Проблемы внедрения инноваций
Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у
педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их
работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:
- низким уровнем базовой подготовки учителей;
- формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;
- невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;
- отсутствием мотивации из-за перегруженности;
- неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.
Слайд 17Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных
методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в
тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других – индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы. Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов. Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами. Основным результатом при этом явится: - создание инновационной инфраструктуры, которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта; - занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг; - создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.