Слайд 2Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических
задач, распределения ресурсов и последовательность в достижении целей в течение
продолжительного периода времени
Слайд 3Принципы общей экономической стратегии
Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения
всей корпорации, а не отдельного индивида или подразделения;
Стратегический план должен
обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными;
Стратегические планы должны быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости осуществлять их модификацию и переориентацию;
Стратегия должна быть разработана высшим руководством, но ее реализация должна предусматривать участие всех уровней управления
Слайд 4Виды стратегий
Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает
с деловой
Слайд 5Потенциал организации – это ресурсы всех видов, которые могут быть
использованы для достижения целей предприятия
Слайд 6Научно-технический потенциал характеризует способность организации к производству новых знаний и
технических решений(изобретений, промышленных образцов, ноу-хау)
Слайд 7Инновационный потенциал – степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного
проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так
и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т.д.)
Слайд 8Положения по оценке инновационного потенциала
Обобщающая оценка инновационного потенциала является комплексной
и многоуровневой.
Оценка инновационного потенциала не сводится к одному абсолютному показателю
и основана на сопоставлении комплекса показателей организации с соответствующими характеристиками инновационного потенциала предприятия-лидера, основных конкурентов или со средними по отрасли и т.д.
Слайд 10Характеристика продуктового блока
Удельный вес продукции, находящейся на стадии выведения на
рынок и стадии роста
Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам качества
Удельный
вес конкурентоспособной продукции
Уровень обновления ассортимента продукции
Удельный вес продукции, имеющей патентную защиту, и т.д.
Слайд 11Характеристика функционального блока
Затратные показатели
Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса
Показатели обновляемости
Слайд 12Характеристика ресурсного блока
Материально-технические ресурсы
Трудовые ресурсы
Информационные ресурсы
Финансовые ресурсы
Слайд 13Характеристика управленческого блока
Общее функциональное и проектное руководство
Стиль управления
Слайд 14Характеристика организационного блока
Удельный вес подразделений, участвующих в инновационной деятельности, состав
и количество научно-технических подразделений
Наличие обособленной структуры управления инновационной деятельностью, состав
и количество совместных предприятий/структурных подразделений, занятых использованием новых технологий и созданием новой продукции;
Эффективность коммуникационных связей в системе «НИОКР- производство – маркетинг», и т.д.
Слайд 15Факторы оценки инновационного климата
Социальная инфраструктура
Коммуникационная сфера
Природно-географические условия
Технологическая и научно-техническая сфера
Экономическая
и финансовая сфера
Политико-правовая сфера
Стратегическая зона хозяйствования
Слайд 16Инновационная составляющая в стратегиях роста
1. Базисная инновация или коренное улучшение
продукта
2. Инновация улучшения продукта
3. Базисная инновация
Слайд 17Инновационная составляющая в интеграционных стратегиях
1. Изменение оргструктуры: слияние, поглощение,
альянс с поставщиками
2. Изменение оргструктуры: слияние со сбытовой фирмой
3. Внедрение
базисной технологической инновации
Слайд 18Инновационная составляющая в стратегиях диверсификации
1. Базисная (продуктовая и /или технологическая)
инновация
2. Базисная (продуктовая, технологическая и маркетинговая инновации)
Слайд 19
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ
ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ
1. Формулирование (пересмотр) эталонной стратегии
2. Идентификация направлений
инновационной деятельности и типов стратегии
3. Выработка критериев для новых идей
о продуктах и процессах
4. Генерирование идеи
5. Формулирование проектов и их проверка с помощью маркетингового, фин.анализа
6. Разработка нового продукта, включая НИОКР и тестирование
7. Подготовка производства, каналов снабжения и реализации
8. Коммерциализация инновации
Слайд 21Виды наступательных стратегий
стратегия создания нового рынка
стратегия приобретения компании
разбойничья стратегия
стратегия непрерывного
совершенствования («кайзен»)
стратегия сравнительных преимуществ
лицензионная стратегия
Слайд 22Виды стабилизационных стратегий
оборонительная
оппортунистическая
зависимая
защитная
селективная (избирательная)
Слайд 23Условия осуществления наступательной стратегии
эффективная инновационная деятельность
руководство фирмы, склонное к новым
идеям
хорошее знание рынка
эффективный маркетинг
сотрудники творческого склада
возможность распределения риска
Слайд 24Создание нового рынка: на основе новой идеи производится уникальный продукт,
не имеющий аналогов
Слайд 25Приобретение компании – стратегия, предполагающая поглощение фирмы, имеющей значительные нематериальные
активы
Слайд 26Разбойничья стратегия – стратегия, сущность которой заключается в том, что
на основе новой технологии фирма выпускает на рынок известный продукт,
имеющий значительно улучшенные характеристики, что уменьшает общий размер рынка
Слайд 27Стратегия непрерывного совершенствования («кайзен»)- стратегия, заключающаяся в совершенствовании производственных технологий
и качества благодаря высокообразованному и профессионально подготовленному персоналу, которому придается
ключевое значение
Слайд 28Стабилизационные инновационные стратегии используются фирмами, не претендующими на первенство вывода
новшества на рынок, но стремящимися удержать лидирующие позиции
Слайд 29Оборонительная стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на
рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер
Слайд 30Оппортунистическая стратегия – это стратегия, при которой предприятие занято поисками
такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования
и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке
Слайд 31Зависимая стратегия предполагает, что фирма ориентируется на разработки товара и
технологии крупных ведущих компаний. ЕЕ цель – самосохранение на основе
выполнения контрактных работ для данных компаний
Слайд 32Селективная стратегия предполагает концентрацию ресурсов на определенных, наиболее эффективных направлениях,
что создает условия для перехода к наступательной стратегии
Слайд 33Варианты пространственного выделения инновационной деятельности
создание так называемых «резерваций»
формирование научных лабораторий
создание
проектной группы
использование матричной структуры для реализации инноваций
организация внешних венчуров
выделение нового
предприятия
кооперирование с поставщиками или сбытовыми организациями
Слайд 34Изучение зарубежного опыта показывает:
успех сопутствует тем организациям, чьи стратегии нацелены
на активное использование их внутреннего потенциала для изменения внешнего окружения,
а не простого приспособления к нему;
ни разработка, ни осуществление эффективной стратегии, ни успешные организационные изменения невозможны, если у организации нет функционирующего механизма обучения и управления знаниями
Слайд 35«Шейк-тест» Дж. Дэя (устойчивость стратегии)
Пригодность (оценивает, обеспечивает ли инновационная стратегия
устойчивое преимущество компании)
Обоснованность (оценивает реалистичность стратегии и качество информации, на
которой она основана)
Осуществимость (оценивает, обладает ли компания необходимыми навыками и ресурсами для реализации выбранной инновационной стратегии)
Последовательность (оценивает согласованность элементов инновационной стратегии между собой)
Уязвимость (оценивает риски и возможные чрезвычайные ситуации, характеризующие инновационную стратегию)
Финансовая привлекательность (оценивает экономическую выгоду, которую получит компанию в результате реализации выбранной инновационной стратегии )
Слайд 36Уязвимость стратегического плана
Значимость фактора риска для стратегического выбора
Контроль над факторами
со стороны фирмы
1
2
3
4
квадрант точной настройки
квадрант уязвимости
Стратегический квадрант
Нестратегический квадрант
Слайд 37Возможная траектория развития организации
«Конструкторы»
«Строители»
«Пионеры»
«Коммивояжеры»
Слайд 38Факторы уязвимости
погоня за модой
узкое использование
технологическая зависимость
один канал сбыта
большие капиталовложения
заданные извне
жесткие условия
развитие на базе неподконтрольных фирме товаров/услуг
Слайд 39Факторы стабильности
опора на «вечные ценности»
разнообразное использование продукции
многочисленные технологии
сеть из нескольких
каналов сбыта
лизинг, аренда. совместная собственность
отсутствие жестких условий
развитие на базе неизменных
потребностей