Слайд 1Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновационный менеджмент
Демонстрационный материал к конспекту
лекций
Слайд 2Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Ершов Сергей Викторович
Доцент кафедры автоматизации
обработки экономической информации АГТУ
svershov@gmail.com
65-14-58
Слайд 3Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Литература
Управление организацией / Под ред.
А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2002. –
669 с.
Инновационный менеджмент / Под ред.В.М.Аньшина, А.А.Дагаева. – М.: Дело, 2003. – 528 с.
Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Под ред. П.Н.Завлина и др. – М.: Экономика, 2000. – 475 с.
Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: Инфра-М, 1999. – 328 с.
Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. -М.: Информационно-издательский дои “ФИЛИНЪ”, 1997. -336 с.
Слайд 4Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Оглавление
Инновационный менеджмент как область знания
Основы
теории и методологии инновационной деятельности
Государственное регулирование инновационной деятельности
Организация инновационного процесса
на предприятии
Слайд 5Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновационный менеджмент как область знания
Лекция 1. Инновации в рыночной экономике
Лекция 2. Инновации и
инновационный процесс
Слайд 6Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновации в рыночной экономике
Лекция 1
Слайд 7Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Основные термины
Новое решение проблемы,
изобретение, открытие, пока не имеющие коммерческого использования называется новшеством
Новшество,
доведенное до коммерческого использования, становится нововведением
Инновация – это использование в некоторой сфере деятельности результатов интеллектуального труда, направленных на совершенствование процесса деятельности или ее результатов
Слайд 8Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Основные термины
Под инновационным процессом понимают
процесс развития инновации от идеи до продукта, технологии или услуги
и их распространения в хозяйственной практике
Инновационный менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распространением нововведений в соответствии с перспективными целями, научно-техническим потенциалом предприятия и данными маркетинга
Слайд 9Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновационная инфраструктура
Слайд 10Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Инновационный процесс включает
ряд этапов, существенно отличающихся друг от друга.
Особую роль играет фактор
времени.
Высокая степень неопределенности.
Высокая степень риска.
Особая роль личностных факторов
Слайд 11Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Смена направлений и поколений техники
Под
поколением техники понимается система машин, технологических процессов и энергетических источников,
реализующих единую научно-техническую идею и отличающихся общностью функциональных свойств, конструктивных и технологических признаков
Слайд 12Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Технические революции
Слайд 13Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Цивилизации
Слайд 14Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
В истории человечества регулярно повторяются
общетехнические перевороты, выступая в качестве фундамента дальнейшего развития производительных сил.
Историки насчитывают 17 таких переворотов и прогнозируют в начале следующего столетия 18-й. Не все эти перевороты имеют одинаковую значимость, наиболее существенные из них следующие:
палеолитическая революция, положившая начало общественному воспроизводству;
неолитическая революция, ознаменовавшая переход от естественного к искусственному воспроизводству;
революция античного мира, ознаменовавшая переход на использование железных орудий;
Промышленная революция, положившая начало индустриальной эре (машинному производству).
Технические революции
Слайд 15Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Научно-технические революции
Слайд 16Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Первая научно-техническая революция
Базисными направлениями первой
НТР стали электроника и освоение атомной энергии. В области производственной
техники были созданы станки с ЧПУ и обрабатывающие центры, атомная энергетика существенно потеснила тепловую, бурное развитие получили синтетические материалы, открытие лазеров позволило широко использовать их в технологических целях, в результате применения реактивных двигателей настоящая революция произошла в авиации. Селекция и химизация позволили резко повысить продуктивность сельского хозяйства. В области непроизводственной техники набольшим достижением стали космические технологии. Основой военно-технической революции стало создание атомного и водородного оружия и средств его доставки.
Слайд 17Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 18Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновации и инновационный процесс
Лекция 2
Слайд 19Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Этапы инновационного процесса
Фундаментальные исследования
Прикладные исследования
Разработки
Внедрение
Example
Слайд 20Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Этапы инновационного процесса для инновации
Слайд 21Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Соотношение затрат на стадиях инновационного
процесса
Слайд 22Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Phases and Activities
Слайд 23Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Основные категории инновационного процесса
Научные открытия
Изобретения
Нововведения
Слайд 24Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Научные открытия
Под открытием понимается установление
неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений природы, вносящих коренные изменения
в уровень познания.
Базисные
Средние
Мелкие
Слайд 25Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Изобретения
Изобретением называют новое техническое решение
в любой области деятельности, дающее при использовании положительный эффект
Базисные
Улучшающие
Модификационные
Слайд 26Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновации
Инновации - качественные изменения в
производстве и распространении товаров и услуг. Они могут выражаться как
в новых товарах, так и в новых технологиях, методах управления и рынках сбыта (методах продаж)
Радикальные
Улучшающие
Модификационные
Пример
Слайд 27Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
A critical look at technological
innovation typology
Слайд 28Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 29Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Изменчивость технологии
Последовательность технологических операций, в
результате которых происходит превращение сырьевых ресурсов в готовый продукт, называется
технологическим процессом.
Слайд 30Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Стабильная технология
Слайд 31Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Плодотворная технология
Слайд 32Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Изменчивая технология
Слайд 33Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Классификация инноваций и инновационных процессов
Слайд 34Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Основы теории и методологии инновационной
деятельности
Лекция 3. Теоретические основы инновационной деятельности
Лекция 4. Восприятие
нововведений производственной системой
Слайд 35Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Теоретические основы инновационной деятельности
Лекция 3
Слайд 36Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Парвус (Гельфанд Израиль Лазаревич)
Слайд 37Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Кондратьев Николай Дмитриевич (1892-1938)
Слайд 38Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Современные концепции инновационной теории
В начале
20-х годов русский экономист Н.Д. Кондратьев развернул бурную дискуссию о
длительных колебаниях в рыночной экономике. Его статьи были опубликованы в Европе и Америке, а сам он был членом нескольких иностранных академий и научных обществ. Все это сделало его работы и взгляды довольно известными в научных кругах, поэтому долговременные циклы в экономике стали называть “циклы Кондратьева”
Вопросы конъюнктуры. М: 1925
Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны. М: 1925
Большие циклы конъюнктуры. М: 1925
Слайд 39Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Современные концепции инновационной теории
Исследования и
выводы Кондратьева основывались на анализе статистических данных по большому числу
экономических показателей (индексы цен, заработная плата, рента) различных стран за 100 - 150 лет. С помощью метода наименьших квадратов он выделял из статистических рядов тренды, а затем исследовал отклонения от них, предварительно отсеяв колебания, происходящие чаще, чем раз в девять лет. Длиной цикла Кондратьев считал расстояние между соседними пиками или спадами и обнаружил следующие друг за другом волны с периодом 47 - 60 лет.
Слайд 40Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Современные концепции инновационной теории
Слайд 41Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Современные концепции инновационной теории
Для объяснения
длинных волн используют пять теорий: инновационную, теорию перенакопления капитала, теорию
рабочей силы, ценовую и монетарную теории. Наиболее распространена среди них инновационная теория, основоположником которой считается австрийский экономист Йозеф Шумпетер, работавший в Гарвардском университете США. Шумпетер увидел возможность преодоления кризисов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала
В своей работе «Деловые циклы» (1939) Шумпетер выделяет три цикла, связанные соответственно с началом промышленного производства, появлением железных дорог и использованием паровой машины, использованием электричества и двигателя внутреннего сгорания. Деловые циклы Шумпетера принято называть технологическим укладом производства.
Слайд 42Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Современные концепции инновационной теории
Идеи Шумпетера
развил германский экономист Герхард Менш в своей работе “Технологический пат”
(1975). Менш считал, что в мировой экономике существуют периоды, когда страны впадают в кризис, выход из которого невозможен в рамках существующего технологического уклада и сложившегося международного разделения труда
Слайд 43Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Performance of old and new
technologies (Determinants of radical product innovations. Andreas Herrmann, Torsten Tomczak,
Rene Befurt)
Слайд 44Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
The product innovation process (Determinants
of radical product innovations. Andreas Herrmann, Torsten Tomczak, Rene Befurt)
Слайд 45Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Four types of product innovations
Слайд 46Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Диффузионные процессы в инновационной среде
В
рыночной экономике эффективное нововведение начинает распространяться. Большое значение имеет скорость
распространения нововведения, так как она будет определять степень относительной монополии лидера, использовавшего это нововведение впервые.
Слайд 47Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Логистическая кривая
Слайд 48Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Логистическая кривая
Слайд 49Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Образование технологического разрыва
Длительность цикла определяется
тем временем, которое необходимо не только для возмещения полной стоимости,
вложенной в данную технологию, но и для её прироста желаемыми темпами. При желаемом нормативе эффективности Е ожидаемая максимальная отдача в момент времени t, будет определяться формулой
Слайд 50Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Окупаемость нововведений
Слайд 51Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Моделирование производственного процесса с использованием
производственной функции
Слайд 52Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Обобщенный производственный показатель
Слайд 53Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Двухфакторный производственный процесс
Должна существовать на
множестве положительных значений K и L;
Должна быть непрерывной
Должна быть однородной
- F(K,L)= F(K,L)
Для любых K и L выполняется требование F(0,L)=F(K,0)=0
Монотонно возрастает при увеличении одного из факторов
Имеет непрерывные отрицательные вторые производные
Слайд 54Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Двухфакторная производственная функция
Слайд 55Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Характеристики производственной функции
Фондовооруженность труда
Коэффициент эластичности
по фондам
Коэффициент эластичности по труду
Предельная норма технологического замещения
Слайд 56Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Двухфакторный производственный процесс. Экзогенный НТП
Слайд 57Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Влияние НТП на экономический рост
Слайд 58Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Эндогенный НТП. Модель Эроу
Важной особенностью
производственной функции Эроу является увеличение отдачи при увеличении масштабов производства
Кривая обучения
Слайд 59Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Эндогенный НТП. Модель Ромера
темпы экономического
роста прямо пропорционально зависят от величины человеческого капитала, сосредоточенного в
научном секторе;
с увеличением ставки процента на капитал темпы экономического роста снижаются.
Слайд 60Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Восприятие нововведений производственной системой
Лекция 4
Слайд 61Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Влияние степени признания нововведения на
скорость его освоения
Слайд 62Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Общесистемная восприимчивость
Диверсифицированность производства
Уровень стандартизации
Коммуникационные свойства
производственной системы
Слайд 63Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Коммуникационные свойства производственной системы
Слайд 64Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Восприимчивость технологической системы
Целостность технологической системы
Наукоёмкость
выпускаемой продукции
Изменчивость технологии
Научно-технический уровень технологической системы
Слайд 65Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Целостность технологической системы
Целостной называется система,
каждый элемент которой связан с остальными элементами. Чем выше целостность
системы, тем меньше число участков, на которых можно реализовать нововведение независимо от других участков. Целостная система восприимчива к радикальным нововведениям
Система, в которой элементы не связаны между собой, называется обособленной. В таких системах могут осуществляться мельчайшие изменения в любом элементе. Обособленная система восприимчива к модификационным нововведениям
Слайд 66Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Наукоёмкость выпускаемой продукции
Наукоёмкость продукции определяется
степенью использования новых достижений науки и техники в разработке продукции.
Чем выше наукоемкость продукции, тем большую роль в ее создании играют исследовательские подразделения, высококвалифицированный персонал и высокотехнологичное оборудование. Технологические системы, ориентированные на наукоёмкую продукцию, открыты для любых нововведений нововведений.
Слайд 67Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Изменчивость технологии
Слайд 68Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Научно-технический уровень технологической системы
Слайд 69Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Государственное регулирование инновационной деятельности
Лекция
5. Национальный научно-технический потенциал
Лекция 6. Государственная поддержка и налоговое
регулирование
Лекция 7. Патентно-лицензионное регулирование
Слайд 70Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Национальный научно-технический потенциал
Лекция 5
Слайд 71Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Научно-технический потенциал страны отражает ее
способность в использовании достижений НТП в своей экономике. Это прежде
всего запас и уровень накопленных знаний в сочетании с условиями, обеспечивающими использование этих знаний. Можно выделить следующие составляющие научно-технического потенциала
накопленные знания;
специалисты, владеющие этими знаниями, пополняющие и использующие их;
материально-техническая база;
возможности информационного обмена;
организационные факторы.
Управление ИД в РФ
Слайд 72Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Взаимосвязи научно-технического потенциала
Слайд 73Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Три вида продукта
Слайд 74Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Предметные области технологических процессов
Слайд 75Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Ограниченность рыночных механизмов в инновационной
сфере
Высокая стоимость НИОКР
Высокий порог безубыточности
Неоправданное дублирование затрат
Невозможность осуществления на коммерческой
основе
Высокая степень риска
Народно-хозяйственный эффект намного превышает коммерческий
Монопольное обладание научно-техническими достижениями
Слайд 76Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Составляющие государственной политики научно-технического развития
Слайд 77Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Экспертные оценки различных технологий
A -
информационные технологии;
B - биотехнология;
C - новые материалы;
D - космические технологии;
Слайд 78Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Государственная поддержка и налоговое регулирование
Лекция
Слайд 79Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Прямое регулирование
Слайд 80Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 81Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 82Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Государственное финансирование нововведений
Слайд 83Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Механизмы государственной поддержки НИОКР в
промышленности
Российский фонд фундаментальных исследований
Государственные научные центры
Федеральный фонд производственных инноваций
Фонд содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Внебюджетные фонды
Российский фонд технологического развития
Слайд 84Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Российский фонд фундаментальных исследований
Слайд 85Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
РФФИ
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)
создан указом Президента Российской Федерации № 426 от 27 апреля
1992 года по инициативе крупнейших ученых страны.
Российский фонд фундаментальных исследований — самоуправляемая государственная некоммерческая организация в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации, основной целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, и которая призвана построить новые отношения между учеными и государством.
Российский фонд фундаментальных исследований поддерживает фундаментальные исследования по следующим основным областям знаний:
математике, механике и информатике (01);
физике и астрономии (02);
химии (03);
биологии и медицинской науке (04);
наукам о Земле (05);
наукам о человеке и обществе (06)
информационные технологии и вычислительные системы (07);
фундаментальные основы инженерных наук (08).
В соответствии с Уставом Фонда, принятие всех решений о выделении средств для поддержки тех или иных проектов фундаментальных исследований, осуществляется по результатам экспертизы, проводимой независимыми экспертами и экспертными советами, состоящими из активно работающих ученых — авторитетных специалистов в своих областях фундаментальных знаний.
Один из основополагающих принципов работы РФФИ — адресность финансирования: Фонд целевым образом финансирует не организацию в целом, а группу ученых, выполняющую именно тот проект, который одобрен экспертами РФФИ.
Фонд предоставляет средства на безвозвратной некоммерческой основе. Непременным условием предоставления средств Фондом является обязательство ученого, группы ученых или научной организации опубликовать результаты исследований, проведенных на средства Фонда, и сделать их общественным достоянием.
Слайд 86Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Бюджет РФФИ
Слайд 87Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Государственные научные центры
В целях сохранения
в России научных школ мирового уровня и развития научно-технического потенциала
указом президента от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской федерации» предусмотрено прямое целевое финансирование этих центров из госбюджета.
fasie
Слайд 88Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Федеральный фонд производственных инноваций
Финансируемые области
Основные направления деятельности Фонда:
обеспечение финансирования выделяемых государством капитальных вложений, предназначенных
для поддержки инновационной деятельности в области строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов, на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством;
выполнение своих уставных задач в качестве поручителя, гаранта по обязательствам юридических и физических лиц;
контроль целевого использования финансовых средств, выделяемых Фондом хозяйствующим субъектам или полученных ими при содействии Фонда, и приостановка финансирования в случае выявления нарушений целевого использования средств;
проведение мероприятий, направленных на привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование, в том числе организация конкурсов, выставок, аукционов;
организация обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Работа Фонда строится на возвратной основе. Отличительной чертой программ и мероприятий, осуществляемых Фондом, является быстрая окупаемость проектов (1‑2 года).
Слайд 89Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Внебюджетные фонды
Для развития инновационного предпринимательства
важное значение имеют внебюджетные фонды, создаваемые министерствами, органами исполнительной власти
и промышленными объединениями. Эти фонды образуются за счет добровольного перечисления предприятиями до 1,5% себестоимости продукции и не облагаются налогом на прибыль. Указом №246 создан «Российский фонд технологического развития», куда перечисляется 25% средств специальных отраслевых фондов финансирования НИОКР, создаваемых за счет этих отчислений.
Слайд 90Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Российский фонд технологического развития
Слайд 91Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
РФТР
Российский фонд технологического развития (далее
- РФТР) образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1992, № 18, ст. 1026).
РФТР оказывает финансовую поддержку прикладным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (далее - НИОКР), соответствующим приоритетным направлениям развития науки и техники, перечню критических технологий федерального уровня и ориентированным на внедрение и реализацию конкретных конечных результатов.
Средства РФТР направляются на научные исследования и экспериментальные разработки различной отраслевой направленности в областях:
- создания новых видов наукоемкой продукции;
- создание новых видов сырья и материалов;
- разработки новых и совершенствования применяемых технологий;
- повышения технического уровня продукции;
Средства РФТР не являются бюджетными и формируются за счет добровольных отчислений российских предприятий и организаций.
Средства РФТР предоставляются организациям в форме беспроцентного целевого займа на срок, необходимый для проведения НИОКР и внедрения полученных результатов.
Слайд 92Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Механизмы государственной поддержки НИОКР в
промышленности
Слайд 93Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Косвенное регулирование
Слайд 94Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Налоговое регулирование
Кривая Лаффера
Слайд 95Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
НАЛОГОВЫЕ ПОРОГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО
БИЗНЕСА
Будем учитывать только размер прибыли инвесторов P(t) и ставку налогообложения
прибыли (t). Считаем, что в момент времени t в заданном экономическом пространстве осуществляется n(t) инновационных проектов. Будем полагать, что под каждый проект создается фирма, в случае успешной реализации проекта инвесторы продают акции фирмы и получают единовременную прибыль (t), а в случае неудачи проекта вложенные средства теряются. Будем так же считать, что для начала нового дела требуется стартовый капитал (t), одинаковый для всех проектов, и в ходе осуществления проектов инвесторы вкладывают в единицу времени величину денежных средств (t).
Слайд 96Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
НАЛОГОВЫЕ ПОРОГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО
БИЗНЕСА
Поскольку инвесторы зарабатывают деньги на их вложении в инновационные проекты,
то будет правомерно предположить, что прирост финансирования инновационных проектов в определенный момент времени пропорционален приросту величины прибыли, получаемой инвесторами в результате успешной реализации ранее начатых проектов
,
Где - коэффициент пропорциональности.
Слайд 97Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Прирост величины прибыли в определенный
момент времени можно определить по формуле, отражающей баланс расходования доходов
от реализации успешно завершенных проектов
,
где - текущая ставка налогообложения прибыли инвесторов;
- количество успешно завершенных к моменту времени t проектов.
Прирост количества успешно и неудачно завершаемых проектов пропорционален количеству осуществляемых данный момент времени проектов:
, ,
где l(t), m(t) - соответственно количество успешно и неудачно завершенных проектов к моменту времени t.
Слайд 98Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Из этих уравнений следует выражение
для прироста инвестиций в инновационные проекты
,
где A(t) и n(t) положительны по своему смысловому cодержанию.
Для того чтобы прирост инвестиций в инновационные проекты оставался положительным (наблюдался приток инвестиций), необходимо чтобы выражение в фигурных скобках было больше нуля
, или .
Слайд 99Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Пороговые ставки налогообложения инновационного бизнеса
Слайд 100Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Динамика поступлений в фонды венчурного
капитала США
Слайд 101Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Статья 251. Доходы, не учитываемые
при определении налоговой базы
в виде средств, полученных из Российского фонда
фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";
в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором;
Слайд 102Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Статья 262. Расходы на научные
исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
1. Расходами на научные исследования и
(или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
2. Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).
Слайд 103Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Патентно-лицензионное регулирование
Лекция 7
Слайд 104Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Эффект патента на новшество
Слайд 105Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Правовое регулирование интеллектуальной собственности
Слайд 106Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
История охраны интеллектуальной собственности
Мировая практика
История
Российских привилегий
Слайд 107Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Авторское свидетельство и патент
Слайд 108Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Авторское и патентное право
Роспатент
Объекты промышленной
собственности
Закон РФ об авторском праве
Смежные права
Слайд 109Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА
ограничен в пространстве
(право на материальный объект связано с его нахождением
на территории определенного государства и подчинено действующему на этой территории законодательству)
нет территориальных ограничений (права могут быть использованы повсеместно)
владение – фактическое господство над вещью
использование – извлечение полезных свойств ограниченным кругом лиц
распоряжение - совершение действий, прекращающих право собственности (может быть произведено лишь с прекращением прав прежнего собствен-ника)
нет полномочия владения, есть доступность, известность.
использование – распоряжение правом, допускается неограниченным кругом лиц одновременно
распоряжение – всегда остается за создателем интеллектуального продукта, может сочетаться с сохранением права использования за первообладателем, наделением правом использования несколькими лицами.
защита права собственности может быть произведена с изъятием в натуре
изъятие нематериального объекта в натуре невозможно
подвергается физической аморти-зации, поэтому не установлен срочный характер
не подвергаются физической аморти-зации, поэтому имеют срочный характер
Волынкина Марина Владимировна, ректор ИГУМО, заведующая кафедрой инновационного предпринимательства, кандидат юридических наук.
Слайд 110Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Промышленная интеллектуальная собственность
Слайд 111Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Прекращение действия патента
Слайд 112Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Промышленная интеллектуальная собственность
Изобретения
Полезные модели
Промышленные образцы
Товарные
знаки
Наименование места происхождения товара
Фирменное наименование
Недобросовестная конкуренция
Ноу-хау (know how)
Размеры пошлин
Слайд 113Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Ценообразование на рынке промышленной интеллектуальной
собственности. Виды лицензий
Слайд 114Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Защита интеллектуальной собственности
Слайд 115Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Ценообразование на рынке промышленной интеллектуальной
собственности. Виды платежей
Роялти
Паушальные
Смешанные
Слайд 116Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Платежи в форме РОЯЛТИ
Слайд 117Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Размер платежа РОЯЛТИ
Слайд 118Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Паушальные платежи
Фиксированные суммы платежей, выплачиваемые
единовременно, называют паушальными платежами. Паушальные платежи определяются как дисконтированные на
момент выплаты платежи в форме роялти
Ставка дисконтирования берется равной номинальной безрисковой ставке ссудного процента.
В паушальных платежах больше заинтересован лицензиар.
Слайд 119Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Организация инновационного процесса на предприятии
Лекция 8. Стратегическое управление инновациями
Лекция 9. Маркетинг в инновационной
сфере
Лекция 10. Инновационный проект
Лекция 11. Формы инновационных предприятий. Организация осуществления инноваций
Лекция 12. Научно-технический риск при инвестировании в инновационную деятельность
Лекция 13. Эффективность инновационного проекта
Лекция 14. Венчурное финансирование
Слайд 120Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Стратегическое управление инновациями
Лекция 8
Слайд 121Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Содержание стратегического управления инновациями
Стратегическое управление
инновациями – это процесс, в котором анализ сложившейся ситуации, будущих
возможностей и рисков приводит к формулированию долгосрочных намерений, целей, стратегий и мероприятий.
Слайд 122Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Стратегическое поведение предприятия
Слайд 123Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 124Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Использование логистической кривой для прогнозирования
технологического развития
Слайд 125Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Технологический разрыв
Слайд 126Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Оборона и нападение в освоении
новых технологий
Наступательная стратегия
Изменение кривой предложения
Динамика сбыта шин в США
Слайд 127Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Стратегии обороны и имитации
Переход на
новую технологию
Совершенствование существующей технологии
Использование финансового преимущества
Оборона и нападение в освоении
новых технологий
Слайд 128Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Выбор стратегии обновления ресурсов
Слайд 129Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Выбор стратегии обновления ресурсов
Слайд 130Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Маркетинг в инновационной сфере
Лекция 9
Слайд 131Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Маркетинг представляет собой вид деятельности,
связанной с изучением рынка и управлением производством и сбытом продукции
и услуг на основе полученной информации.
Слайд 132Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 133Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 134Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Стратегический инновационный маркетинг
Слайд 135Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Стратегический инновационный маркетинг
Слайд 136Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Тактический инновационный маркетинг
Слайд 137Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Тактический инновационный маркетинг
Слайд 138Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Маркетинговые исследования по новому продукту
Слайд 139Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Размещение нового продукта на рынке
Пять
степеней новизны товара:
товар, не имеющий аналогов. Это уникальный товар, основанный
на базисной инновации;
весомое качественное усовершенствование товара по сравнению с аналогом;
мелкое усовершенствование, принципиально не меняющее свойства товара;
рыночная новизна. Традиционный товар проникает на новый рынок;
старый товар, нашедший новую сферу применения.
Слайд 140Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
В зависимости от периода времени
и издержек, необходимых для проверки качества нового товара, их делят
на:
обычные товары, качество которых может быть проверено при покупке;
товары опыта, качество которых устанавливается с незначительными издержками или при непродолжительном периоде эксплуатации;
товары доверия, качество которых принципиально невозможно проверить при ограниченном периоде испытаний.
Размещение нового продукта на рынке
Слайд 141Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Средства маркетинговой коммуникации
Реклама
Стимулирование сбыта
Личные продажи
пропаганда
Слайд 142Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Организация сбыта нового товара
Канал нулевого
уровня предполагает сбыт непосредственно потребителям. Он может осуществляться через соответствующие
подразделения или дочерние торговые фирмы.
Канал первого уровня предполагает сбыт нового товара независимой рознично торговой сети и используется, когда товар ориентирован на массовый спрос в отдельных сбытовых территориях.
Канал второго уровня предполагает сбыт нового товара крупным оптовым покупателям и используется при продаже товара массового спроса. Товары опыта демонстрируются на выставках и отдаются в пробную эксплуатацию.
Использование франчайзинга. Этот канал сбыта характерен для продуктов рыночной новизны и товаров доверия.
Слайд 143Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Закрепление товара на рынке
Формированием постоянной
клиентуры. Постоянная клиентура рассматривается как нематериальный актив предприятия;
Обеспечением инновационной монополии,
заключающейся в патентовании изобретений и полезных моделей или сохранении коммерческой тайны относительно ключевых технических решений. Патенты и Know Haw так же рассматриваются как нематериальный актив предприятия;
Слайд 144Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Ценовая политика
«Зонтичное ценообразование», заключающееся в
освоении продаж нового товара по низкой цене, затем повышение цены
до расчетной, длительное удержание этой цены, и, при появлении ценовой конкуренции, постепенное снижение цены;
при обеспечении инновационной монополии на нововведение для получения монопольной сверхприбыли назначают начальную завышенную цену, которая постепенно, по мере появления товаров конкурентов, снижается;
при обеспечении инновационной монополии на нововведение для завоевания доли на рынке и постоянной клиентуры цена назначается исходя из ощущаемой клиентами полезности товара.
Слайд 145Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Маркетинг новых технологий
продажи лицензий;
передача сотрудников,
носителей know haw;
выполнения заказов на исследования и разработки;
инжиниринго-консультационные услуги;
продажа образовательных
услуг;
стажировка на предприятиях, использующих новую технологию.
Слайд 146Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновационный проект
Лекция 10
Слайд 147Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Проектное управление инновационной деятельностью
Два уровня
инновационной деятельности
Операционный уровень обслуживает текущие краткосрочные цели организации, заключающиеся в
снижении издержек, модификации продуктов и технологий
Стратегический уровень инноваций призван решать глобальные цели организации в долгосрочной перспективе
Слайд 148Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновационный проект можно рассматривать в
трех качествах
как форма целевого управления инновационной деятельностью. В этом
качестве инновационный проект представляет собой систему мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам и срокам исполнения
как процесс осуществления инноваций. Это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, организационных, технологических, производственных, финансовых и коммерческих мероприятий, результатом которых является инновация;
как комплект технической, организационно-правовой и финансовой документации
Слайд 149Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновационный проект -
это система приводящих
к инновации взаимоувязанных целей и комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных,
финансовых и коммерческих мероприятий, обеспечивающих эффективное решение научно-технической проблемы и оформленных в виде проектной документации.
Слайд 150Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Участники инновационного проекта
Слайд 151Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Виды инновационных проектов
Слайд 152Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Разработка инновационного проекта
Слайд 153Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Разработка концепции инновационного проекта
Слайд 154Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Структуризация проекта
Слайд 155Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Планирование инновационного проекта
Слайд 156Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Объемно-календарный план
Слайд 157Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Управление реализацией инновационного проекта
Слайд 158Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Формы управление проектом
Линейно-программная форма управления
используется для сложных и дорогостоящих проектов, имеющих многофункциональную внутреннюю структуру.
Координационное управление характеризуется тем, что руководство организацией передает часть своих полномочий по управлению проектом одному из исполнителей
Матричная форма управления используется для управления группой взаимосвязанных проектов
Проектное управление вовсе не учитывает сложившуюся иерархию подчинения в организации и непосредственно направлено на достижение целей проекта
Слайд 159Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Матричная форма управления проектом
Слайд 160Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Формы инновационных предприятий. Организация осуществления
инноваций
Лекция 11
Слайд 161Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Жизненный цикл нововведения
Слайд 162Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Организационные формы инновационной деятельности
Слайд 163Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Организация внедрения инноваций
Слайд 164Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Финансирование инновационного бизнеса
Слайд 165Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Менеджмент в малых инновационных предприятиях
Слайд 166Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Научно-технический риск при инвестировании в
инновационную деятельность
Лекция 12
Слайд 167Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Укрупненная оценка затрат на инновационные
процессы
Слайд 168Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 169Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Фазы инновационного проекта
Этапы инновационного проекта:
Прикладные
исследования;
Разработки
Освоение производства
Фазы инновационного проекта
Слайд 170Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновационный процесс. Деление на этапы
Слайд 171Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инновационный процесс. Деление на фазы
Слайд 172Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Результативность научно-технической деятельности и коммерческий
риск инвестора
Риск инвестора, связанный с вероятностью получения отрицательного результата на
этапе исследований и разработок, называют научно-техническим риском.
Слайд 173Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Методы уменьшения научно-технического риска
Выбор наиболее
компетентного разработчика
Слайд 174Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Методы уменьшения научно-технического риска. Многовариантный
подход
Слайд 175Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Методы уменьшения научно-технического риска
Многовариантный подход
Два
варианта подготовительной фазы
pн=(1-ps)(1-ps)
Слайд 176Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Методы уменьшения научно-технического риска
Многовариантный подход
Слайд 177Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Учет научно-технического риска
Диверсификация
Разделение
страхование
Слайд 178Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Эффективность инновационного проекта
Лекция 13
Слайд 179Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Основы инновационного менеджмента: Теория и
практика: Учеб.псобие/Под ред. П.Н.Завлина и др. – М.: ОАО НПО
«Издательство «Экономика», 2000. – 475 с.
Слайд 180Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Комплексная эффективность
Слайд 181Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 182Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Слайд 183Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Виды эффективности инновационного проекта
Слайд 184Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Коммерческая эффективность инновационного проекта. Денежный
поток
Слайд 185Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Дисконтирование денежных потоков
Слайд 186Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Коммерческая эффективность инновационного проекта
Дисконтированный
денежный поток
Чистая приведенная стоимость
Слайд 187Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Внутренняя норма доходности
Слайд 188Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Коммерческая эффективность инновационного проекта. Индекс
эффективности
Слайд 189Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Бюджетная эффективность
Основным показателем бюджетной эффективности,
используемым для обоснования мер федеральной или региональной поддержки инновационного проекта,
является бюджетный эффект. Бюджетный эффект для шага проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами, связанными с осуществлением данного проекта
.
Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных величин бюджетных эффектов за каждый из шагов осуществления проекта на протяжении его жизненного цикла.
Слайд 190Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Показатели народнохозяйственной эффективности отражают эффективность
проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства, а так
же участвующих в проекте отраслей и регионов
При расчете показателей народнохозяйственной эффективности в состав результатов проекта включают:
прямимые финансовые результаты проекта;
кредиты иностранных государств и поступления от импортных пошлин;
социальные и экологические результаты;
изменение доходов сторонних организаций и граждан;
изменение стоимости земельных участков;
Народно-хозяйственная эффективность
Слайд 191Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
В состав затрат проекта включаются
затраты всех участников проекта, определенные без учета затрат одних участников,
входящих в состав результатов других участников проекта. Поэтому при определении народнохозяйственной эффективности не учитываются:
затраты на приобретение продукции у участников проекта;
все виды платежей российских участников проекта в доход государственного бюджета;
проценты по кредитам российских банков;
затраты иностранных участников проекта.
Народно-хозяйственная эффективность
Слайд 192Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Инвестиционный риск и индивидуальная ставка
дисконта инвестора
Риск изменения доходности вида деятельности, не зависящий от управления
фирмой, называется инвестиционным.
Слайд 193Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Метод оценки капитальных активов
Коэффициент
оценивает риск инвестирования в конкретный проект и определяется как уровень
изменчивости доходности в данной отрасли по отношению к изменчивости доходности на рынке в целом.
Слайд 194Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Формула Фишера
R – номинальная безрисковая
ставка ссудного процента;
r – реальная безрисковая ставка ссудного процента;
s –
средняя инфляция за жизненный цикл проекта.
Слайд 195Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Модель кумулятивного построения ставки дисконта
отличается от модели оценки капитальных активов лишь тем, что
учитывает совокупную премию за инвестиционные риски, присущие данному проекту
где - премия за отдельный риск по фактору с номером i.
Слайд 196Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Выбор альтернативных проектов
Изменение ранжирования проектов
в зависимости от применяемого значения ставки дисконта
Слайд 197Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Венчурное финансирование
Лекция 14
Слайд 198Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Структура организации, осуществляющей инновационный процесс
Слайд 199Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Венчурное финансирование
Часто организационная структура управления
нововведением определяется не только интенсивностью и масштабом нововведения, но и
источником его финансирования. Особенно рисковые или длительные проекты, для которых создается самостоятельная организация, требуют особого вида финансирования
Слайд 200Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Влияние инноваций на стоимость предприятия
Слайд 201Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Остаточная стоимость предприятия
Суммарная оценка
многопродуктового предприятия определяется как:
остаточные текущие стоимости начатых продуктовых линий;
чистыми текущими
стоимостями вновь осваиваемых продуктовых линий;
возможности увеличения денежных потоков по существующим продуктовым линиям и повышения тем самым их остаточных текущих стоимостей;
оценками рисков по денежным потокам, ожидаемым в связи с новыми бизнес линиями (с выходом бизнес линий в зону положительных денежных потоков риск уменьшается).
Слайд 202Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Условие целесообразности вложения средств в
освоение нововведения венчурным инвестором
Слайд 203Институт экономики, финансов и бизнеса АГТУ
Условие целесообразности вложения средств в
освоение нововведения венчурным инвестором