Слайд 1Инновационный процесс в образовании — это процесс управления изменениями в
образовании
Слайд 2ИННОВАЦИЯ- изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских
товаров, новых средств и услуг
И. Шумпетер
Инновационная деятельность в ОУ
Слайд 3Инновации - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта
управления и получения экономического, социального, экологического, педагогического, научно-технического и другого
вида эффекта
Что такое инновация?
В чем ее особенности
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности
Слайд 4Педагогические инновации могут возникать
1)в результате деятельности ряда чиновников, учителей,
родителей, обоснованной спонтанными требованиями;
2)в результате научно-обоснованной, целенаправленной
деятельности специалистов; подобные инновации носят
более глобальный характер.
Слайд 5ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — обозначающий такой тип образования, который подготовит человека
к жизни в динамичных, быстро меняющихся условиях.
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ —
модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения) и области профессиональной деятельности.
Слайд 6Предназначение инновационной деятельности -
развитие ОУ как педагогической системы и особой
социальной организации.
Процесс функционирования ориентирован на достижение результатов на основе
использования ранее созданного, имеющегося в наличии потенциала.
Процессы развития ориентированы на достижение качественно новых, более высоких результатов ОУ на основе повышения, обогащения его потенциала.
Слайд 7Масштабность освоения инноваций
Слайд 8Виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют:
Слайд 12Четыре ключевых компонента инновации:
Креативность — умение генерировать новые идеи.
Стратегия —
выяснение того, является ли эта идея такой уж новой и
полезной с точки зрения развития успешной корпоративной деятельности.
Реализация — переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг. Именно на этапе реализации происходит девальвация многих превосходных творческих и потенциально инновационных идей, и соответственно теряются шансы создать для организации новую успешную модель.
Прибыльность (результативность) — повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи.
Слайд 13Структура инновационного процесса
Слайд 14Составляющие инновационного процесса
по О. Г. Хомерики
Слайд 16Основные этапы инновационной деятельности
Слайд 17Соотношение видов деятельности
субъектов инноваций
Методологическая деятельность
Деятельность педагога -ученого
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Слайд 18Принцип управляемой инновационной смены состояний системы образования.
Принцип перехода от
стихийных механизмов протекания инновационных процессов к сознательно управляемым.
Принцип ресурсной обеспеченности
(информационной, финансово-экономической, материально-технической и кадровой обеспеченности) реализации основных этапов инновационных процессов в образовании.
Основные принципы управления инновационными процессами по Юсуфбековой
Слайд 19Принцип прогнозирования обратимых или необратимых структурных изменений в инновационной социально-педагогической
среде.
Принцип усиления устойчивости инновационных процессов в образовании.
Принцип ускорения развития процессов
нововведений в образовании.
Основные принципы управления инновационными процессами по Юсуфбековой
Слайд 21Уровни разработки педагогических новаций в области образования по А.М. Саранову
Слайд 22Инновационные образовательные программы, реализуемые чаще всего :
Проектирование содержания образования в
условиях реализации ФГОС ООО
Формирование универсальных учебных действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных)
Проектирование инновационных
средств оценивания результатов освоения ООП
(личностных, метапредметных, предметных)
Предпрофильная подготовка и профильное обучение
Информационная образовательная среда
Электронные образовательные ресурсы
Учебно-исследовательская и проектная деятельность
Инклюзивная образовательная среда
Слайд 23Инновационные образовательные программы, реализуемые чаще всего :
Работа с одаренными детьми.
Инновационные
воспитательные системы.
Социализация обучающихся.
Развитие детских общественных организаций.
Этнокультурное (поликультурное) образование.
Предшкольное образование.
Кластерная модель
управления
образовательным процессом
Кластер дополнительного образования
(инновации в организации внеурочной деятельности)
Социальное партнерство
Государственно-общественный характер управления
Инновационный менеджмент в образовательной организации
Слайд 24Управление инновационными процессами предполагает выполнение следующих задач (работ):
разработка и осуществление
единой инновационной политики;
разработка проектов и программ инновационной деятельности;
контроль за ходом
инновационной деятельности;
ресурсное обеспечение проектов
инновационной деятельности;
подготовка и обучение персонала
для инновационной деятельности;
формирование целевых
коллективов, групп, осуществляющих
решение
инновационных проектов.
Слайд 25Управление
инновационной деятельностью
состоит из:
постановки стратегических и тактических целей,
разработки системы
стратегий, анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,
анализа
инфраструктуры, возможностей организации,
диагноза реально сложившейся ситуации,
прогноза будущего состояния
формирования инновационного портфеля, стратегического и оперативного планирования,
совершенствования организационных структур и др.
Слайд 26Методы руководства инновационной деятельностью
1) Методы создания (формирования) эффективно работающих творческих,
исследовательских групп, развивающие их ценностно-ориентированную зрелость, организованность и сплоченность:
2) Создание
эффективной системы коммуникаций
3) Методы мотивации участия в инновационной деятельности:
Стимулирование (материальное, моральное, индивидуальное и коллективное, общественное или чье-либо признание и т. д.).
Создание креативного поля
Постановка целей и выдача заданий участникам нововведений с учетом предоставления им возможности самим ставить цели своей деятельности,
Мотивирующий контроль инновационной деятельности
4) Методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива
5) Методы регулирования социально-психологического климата в коллективе
Слайд 27Функции субъектов инноваций
1. Управленец
Обеспечивает перевод нововведения из проектного состояния в
конкретное практическое действие.
Слайд 282. Педагог-экспериментатор
Осуществляет планируемые изменения в образовательном процессе, опираясь на педагогическую
структуру и содержание новшества.
Слайд 293. Проблематизатор
отыскивает, выявляет и
фиксирует возникающие противоречия,
приводит контраргументы планируемым
действиям, осуществляет перевод проблем в
плоскость конструктивного представления и основания
для коррекции нововведения.
Слайд 304. Методолог
«Держит» рамку с обозначенными целями, смыслами и характеристиками новшества
в образовании, отслеживает соответствие им происходящих процессов, организует и осуществляет
рефлексию на всех этапах нововведения.
Слайд 315. Проектировщик
проектирует и перепроектирует планируемые процессы, выполняя эту работу совместно
с плановиком, который соотносит желаемое с действительным и прописывает хронологию
нововведения.
Слайд 326. Конструктор
создает, воплощает, конструирует спроектированные процессы и объекты.
Слайд 337. Оформитель
обозначает и фиксирует ход и результаты нововведения, создает описание
педагогического произведения.
Слайд 34Результат инновационной деятельности
(конкретные изменения в объекте преобразований).
Оценивается на основе
трех групп критериев:
критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов
деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;
критерия экономичности (эффективности), отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;
критерия мотивации, т.е. школьного самочувствия учащихся и учителей.