Слайд 1
Инновация
Инновационный процесс
Слайд 2
Инновации по своей сути – это применение науки в производстве
товаров и услуг, широкое их внедрение в виде новых производственных,
организационно-экономических, управленческих и социальных технологий.
Слайд 3Экономика России уже вступила на рыночный путь развития.
Переходный период
(несколько затянувшийся из-за попыток поиска «собственного пути») наконец подошел к
главной своей фазе: переходу к инновационному развитию.
Слайд 4Поэтому инновационная экономика – это экономика знаний, т.е. такой тип
экономики, где создаются , распространяются и используются знания для обеспечения
непрерывного роста конкурентоспособности, а инновационные процессы становятся ключевой движущей силой развития.
Слайд 55Инновация
Впервые понятие «инновация» было применено австрийским ученым Йозефом Шумпетером.
В
своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер рассматривал
инновацию как экономическое воздействие технического изменения.
Слайд 6Инновация
Позднее, в 30-е годы 20 века Й. Шумпетер ввел понятие
«инновация», т.е. он является родоначальником этого понятия.
В 1939
году Й. Шумпетер написал работу «Экономические циклы», где исследовал основные понятия теории инновационных процессов.
Слайд 7 Понятия «инновация», «новшество» и «нововведение» по смыслу идентичны, но между
ними есть и некоторые различия.
Новшество - это новый порядок, новая
система управления, новый метод, изобретение, новая социальная программа, новый закон.
Нововведение – это прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей его, т.е. нововведение означает, что новшество используется.
Слайд 8С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и
становится инновацией.
Вышеназванные изменения Й. Шумпетер относил к деятельности изобретателя, а
использование их – к функции бизнеса, предпринимателя.
Тогда инновации это проявление двух миров: мира техники и мира бизнеса.
Слайд 9Инновация
Новшество только при реализации на рынке, - а значит, использовании
на практике - становится инновацией.
Новшество, не реализованное на рынке и
не используемое на практике, остается новшеством.
Слайд 10Инновация
Мировая экономическая литература понятие «инновация» трактует как превращение потенциального
научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и
технологиях.
Слайд 11НТР
Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии,
совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда.
Слайд 12В Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" от
21 июля 2011 года №254-ФЗ:
«Инновация - введенный в употребление новый
или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях».
Слайд 13
Инновация
Инновация - это объект, внедренный в производство (процесс) в результате
проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего
аналога, объект не просто внедренный в производство (процесс), а успешно внедренный и приносящий прибыль (экономический или социальный эффект).
Слайд 14Таким образом, инновации –
это инструмент развития человечества не только
с экономической точки зрения, но и с точки зрения интеллекта.
Инновация – продукт интеллектуального труда, который вносит вклад в развитие цивилизации.
Слайд 15Свойства инновации
научно-техническая новизна,
производственная или социальная применимость,
удовлетворение рыночному спросу,
коммерческая реализуемость.
Отсутствие любого
из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Слайд 16Основные факторы, порождающие коммерциализацию результатов научных исследований
всеобщность инновационных процессов в
мировой экономике;
неизбежность перехода отечественной экономики с сырьевого направления на путь
развития обрабатывающей промышленности, становления и развития экономики знаний;
необходимость прикладной реализации научных достижений как вклада науки в общий прогресс, ее выживаемости и развития, повышения благосостояния ученых в рыночных условиях.
Слайд 17Коммерциализация результатов научных исследований означает вовлечение их в хозяйственный оборот
в разных сферах деятельности людей.
«Трансфер технологий» - процесс, завершающийся реализацией
инноваций на рынке, приобретением предприятиями для внедрения в качестве продукта или процесса.
Слайд 18Формы реализации результатов научных исследований
заказ на исследования от предприятий,
органов управления различного уровня;
инжиниринг;
лицензии;
новая продукция, технология;
произведения науки.
Слайд 19Таким образом:
организация доведения результатов научных исследований до коммерциализации является предметом
инновационного менеджмента.
Слайд 20Инновационный процесс
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания
в инновации.
Инновационный процесс связан
с созданием, освоением
и распространением
инноваций.
Слайд 21Инновационный процесс - это совокупность научно технических, технологических и организационных
изменений, происходящих в процессе реализации инноваций.
Слайд 22Инновационный процесс
Результат инновационного процесса - инновация как реализованное и использованное
изменение.
Слайд 23Инновационный процесс
Различают 3 формы инновационного процесса:
Простой внутриорганизационный (натуральный);
Внутриорганизационный (товарный);
Расширенный.
Слайд 24Инновационный процесс
Диффузия инновации – это распространение во времени уже однажды
освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Слайд 25Применение в хозяйственной практике того или иного варианта формы организации
инновационного процесса определяют
3 фактора:
Состояние внешней среды (тип рынка, политическая
и экономическая ситуация, практика государственного регулирования);
Состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера - предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материальные ресурсы, внутренняя культура организации и др.);
Специфика самого инновационного процесса как объекта управления.
Слайд 26Инновационный процесс
В общем виде инновационный процесс можно представить в развернутом
виде так:
ФИ -ПИ-ОКР-ОС-ПП- М - СБ
Слайд 27
ФИ – фундаментальные исследования;
ПИ – прикладные исследования;
ОКР – опытно-конструкторские работы;
ОС
– освоение;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
СБ – сбыт.
Существует еще
один этап инновационного процесса — использование результатов конечным потребителем.
Слайд 28Инновационный цикл - это период, который начинается с выполнения фундаментальных
и прикладных исследований, а заканчивается моментом, когда продукция подлежит замене
качественно новой.
Слайд 29
В условиях рыночной экономики большинство неудач с выведением инноваций на
рынок связано с тем, что новшества возникают вначале как результат
полученных новых знаний, достижений науки и техники, а не как продукт, необходимый рынку
Слайд 30
Однако покупателям новшества – агентам рынка – необходимы не «новые
знания», а новый конкретный товар, приносящий прибыль.
Поэтому инновационный процесс должен
начинаться с поиска (или создания) новых потребностей и затем генерации идей, на основании которых возможно создание инноваций, их коммерциализации и вывод на конкурентные позиции товаров и услуг.
Слайд 31
Инновационный менеджер имеет дело
с различными стадиями инновационного процесса и
в зависимости от этого организует свою управленческую деятельность.
Слайд 32
Важнейшее условие успеха инновации
это наличие:
инноватора - энтузиаста, захваченного новой
идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить его в
жизнь, и
лидера-предпринимателя, который рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство (процесс оказания услуги), продвинул новый товар (услугу) на рынок, тем самым реализовал свой коммерческий интерес.
Слайд 33
В последнее время многие крупные фирмы и организации с развитыми
рыночными отношениями вынуждены искать пути и возможности поощрения нового поколения
изобретателей и новаторов -предпринимателей внутри предприятия, которые способны разрабатывать новые виды продукции и технологий.
Слайд 34
Главная цель инновационного менеджера – снизить риск в жизнедеятельности фирмы
и создать комфортные условия работы для сотрудников.