Слайд 5РАСЧЕТ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИИ
Стыковые соединения. Для удобства передачи силовых потоков наиболее
совершенными являются соединения встык, так как в них практически нет
отклонений этих потоков, а следовательно, почти отсутствуют концентрации напряжений.
Поэтому из всех сварных соединений под динамической нагрузкой лучше работают соединения встык. Эти соединения экономичны по затрате материалов.
Основной недостаток стыковых соединений — необходимость точно резать соединяемые элементы, а часто и разделывать кромки.
Слайд 6При большей толщину элементов кромки для удобства сварки и для
обеспечения полного провара разделывают (скашивают под углом). Скосы можно делать
только с одной стороны (V- и U-образные швы, рис. б, в, г) или с двух сторон (Х- и К-образные швы, рис. д, е).
Слайд 7
Напряжения в шве проверяют по формуле
σw = N/Aw= N/(tlw)
Rwyγc,
где N—расчетное усилие;
Rwy—расчетное сопротивление сварного соединения встык растяжению или
сжатию .
При действии изгибающего момента М на соединение нормальные напряжения в шве
σw = M/Ww,
где Ww= tl2w/6— момент сопротивления шва.
Слайд 8Соединение внахлестку
Соединение внахлестку выполняют с накладками или без них
с помощью угловых швов. В зависимости от расположения швов по
отношению к направлению передаваемого усилия различают
фланговые швы (рис. а), расположенные параллельно усилию,
и лобовые швы (рис. б), расположенные перпендикулярно усилию.
Слайд 9Простота соединения внахлестку, для которого не требуется точной подгонки и
обработки кромок, а только очистка, удаление заусениц и правка, является
причиной широкого распространения этого вида сварного-соединения.
Недостаток его — сильное искажение силового потока при передаче усилия с одного элемента на другой и связанная с этим концентрация напряжений, вызываемая одновременной работой шва на срез и изгиб.
Слайд 10При соединении фланговыми швами неравномерная передача усилия происходит по длине
шва и по поперечному сечению соединения. По длине наиболее интенсивна
передача усилий на концах швов, где разность напряжений в соединяемых элементах наибольшая.
Неравномерность распределения напряжений приводит к снижению качества соединения. Независимо от вида работы (сжатие, растяжение, срез) расчет лобовых швов условно ведут на срез по минимальной площади сечения шва. При соединении внахлестку с длину нахлестки назначают не менее пяти толщин более тонкого элемента. Это уменьшает влияние изгибающего момента.
Слайд 11ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛТОВЫХ И ЗАКЛЕПОЧНЫХ СОЕДИНЕНИИ
Для соединения элементов в металлических
конструкциях помимо сварки применяют болты и заклепки.
• Болтовые соединения
- просты в постановке, потому их широко применяют в монтажных соединениях, незаменимы в сборно-разборных сооружениях.
Недостаток— повышенная металлоемкость по сравнению со сварными соединениями, ослабление сечений соединяемых элементов отверстиями под болты, повышенная деформативность конструкций.
Для инженерных конструкций применяют болты грубой, нормальной и повышенной точности диаметром 10...30 мм (обычные болты), а также высокопрочные и самонарезающие болты.
Болты грубой и нормальной точности штампуют из малоуглеродистой стали круглого сечения. Их устанавливают в отверстие на 2...3 мм больше диаметра болта, которые образуют продавливанием или сверлением в отдельных элементах.
Слайд 12В зависимости от механических свойств сталей обычные болты разделяют на
шесть классов прочности. В инженерных конструкциях наиболее распространены классы прочности
4.6, 5.6, 8.8. Первое число, умноженное на 10, определяет значение минимального временного сопротивления (в кгс/мм2), произведение чисел показывает значение предела текучести (в кгс/мм2).
Слайд 13Соединения на высокопрочных болтах. Такие соединения работают за счет сил
трения. Просты в монтаже.
Самонарезающие болты отличаются от обычных наличием резьбы
полного специального профиля на всей длине стержня болта для нарезания резьбы и завинчивания в ранее образованные отверстие соединяемых деталей. Материал - сталь термоупрочненная.
Применяются в основном d = 6мм для прикрепления профилированного настила к прогонам и элементам фахверка. Их большим преимуществом является возможность производить крепежные работы, находясь только с одной стороны конструкции.
Заклепочные соединения, в прошлом основной вид соединений металлических конструкций. Из-за неудобства технологического процесса клепки и перерасхода металла на соединение, в настоящее время почти полностью за- менены сваркой и высокопрочными болтами.
Они применяются только в тяжелых конструкциях, подверженных воздействию динамических и вибрационных нагрузок (например, высоконапорные глубинные затворы), а также при использовании трудносвариваемых материалов — некоторые термообработанные стали и алюминиевые сплавы.
Слайд 14РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИИ
Работа на сдвиг является основным видом
работы болтовых соединений. При этом обычные болты (грубой, нормальной и
повышенной точности) работают на срез, а стенки отверстий в соединяемых элементах — на смятие
Схема работы обычных болтов: а — односрезное соединение; б — двухсрезное соединение; в -- на растяжение; 1 — плоскости среза; 2 смятие стенок отверстий
Слайд 15Распределение продольной силы /V, проходящей через центр тяжести соединения, между
болтами принимается равномерным. Расчетное усилие, которое может быть воспринято одним
болтом из условия прочности срезу,
Слайд 20ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ
Железобетон -комплексный строительный материал, состоящий из бетона
и стали, которые работают совместно как одно целое при силовых
воздействиях.
Бетон, как любой каменный материал, характеризуется высоким сопротивлением при сжатии и низким (в 10...20 раз меньше — при растяжении.
Сталь одинаково хорошо сопротивляется как растяжению, так и сжатию. Эти особенности материалов и используются в железобетоне.
Бетонная балка (рис. а), испытывающая при изгибе растяжение ниже нейтральной оси и сжатие выше нее, имеет низкую несущую способность вследствие слабого сопротивления бетона растяжению. При этом прочность бетона в сжатой зоне используется не полностью.
Слайд 21Железобетонные конструкции, усиленные в растянутой зоне арматурой, обладают значительно более
высокой несущей способностью. Так, несущая способность железобетонной балки с уложенной
внизу арматурой в 10...20 раз больше, чем несущая способность бетонной балки таких же размеров. При этом прочность бетона в сжатой зоне балки используется полностью.
В качестве арматуры применяют стальные стержни, проволоки, прокатные профили
Слайд 22Конструкции армируют при их работе на растяжение и изгиб, на
сжатие (рис. 14.1, в). Сталь имеет высокое сопротивление растяжению и
сжатию, включение ее в сжатые элементы значительно повышает их несущую способность.
Совместная работа таких различных по свойствам материалов, как бетон и сталь, обеспечивается следующими факторами:
1) сцеплением арматуры с бетоном, возникающим при твердении бетонной смеси; благодаря сцеплению оба материала деформируются совместно; 2) близкими по значению коэффициентами линейных температурных деформаций, что исключает появление начальных напряжений в материалах и проскальзывание арматуры в бетоне при изменениях температуры до 100°С
3) надежной защитой стали, заключенной в плотный бетон от коррозии, непосредственного действия огня и механических повреждений.
Слайд 23Особенностью железобетонных конструкций является возможность образования трещин в растянутой зоне
при действии внешних нагрузок.
Раскрытие этих трещин во многих конструкциях
в стадии эксплуатации невелико (0,1...0,4 мм) и не вызывает коррозии арматуры или нарушения нормальной работы конструкции.
Но имеются конструкции, в которых образование трещин недопустимо (напорные трубопроводы, лотки, резервуары и т.п.).
В этом случае те зоны элемента, в которых под действием эксплуатационных нагрузок появляются растягивающие усилия, заранее (до приложения внешних нагрузок) подвергают интенсивному обжатию путем предварительного натяжения арматуры.
Такие конструкции называют предварительно напряженными. Предварительное обжатие конструкций выполняют в основном двумя способами:
натяжением арматуры на упоры (до бетонирования) и
на бетон (после бетонирования).
Слайд 24В первом случае перед бетонированием конструкции арматуру натягивают и закрепляют
на упорах или торцах формы (рис. 14.2, а). Затем бетонируют
элемент. После приобретения бетоном необходимой прочности для воспринятия сил предварительного обжатия арматуру освобождают от упоров и она, стремясь укоротиться, сжимает бетон. Передача усилия на бетон происходит благодаря сцеплению между арматурой и бетоном, а также посредством специальных анкерных устройств, находящихся в бетоне конструкции, если сцепления недостаточно.
Во втором случае изготовляют бетонный или слабоармированный элемент с каналами (рис. 14.2,6). При достижении бетоном требуемой передаточной прочности в каналы заводят арматуру, натягивают ее с упором натяжного приспособления на торец элемента и заанкеривают. Таким образом бетон оказывается обжатым. Для создания сцепления арматуры с бетоном в каналы инъектируют цементный раствор.
Если напрягаемая арматура располагается на наружной поверхности элемента (кольцевая арматура трубопроводов, резервуаров и т. п.), то навивка ее с одновременным обжатием бетона производится специальными навивочными машинами. После натяжения арматуры на поверхность элемента наносят торкретированием защитный слой бетона.
Слайд 25Основное достоинство предварительно напряженных конструкций — высокая трещиностойкость.
При загружении
предварительно напряженного элемента внешней нагрузкой в бетоне растянутой зоны погашаются
предварительно созданные сжимающие напряжения и только после этого возникают растягивающие напряжения. Чем выше прочность бетона и стали, тем большее предварительное обжатие можно создать в элементе. Применение высокопрочных материалов позволяет сократить расход арматуры на 30...70% по сравнению с ненапрягаемым железобетоном. Расход бетона и масса конструкции при этом также снижаются.
Высокая трещиностойкость предварительно напряженных конструкций повышает их жесткость, водонепроницаемость, морозостойкость, сопротивление динамическим нагрузкам, долговечность.
К недостаткам предварительно напряженного железобетона следует отнести значительную трудоемкость изготовления конструкций, необходимость в специальном оборудовании и высокой квалификации рабочих.
Слайд 26ВИДЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Железобетонные конструкции бывают сборными, монолитными и сборно-монолитными.
Сборные конструкции
наиболее распространены. При изготовлении сборных конструкций в заводских условиях можно
широко применять наиболее прогрессивную технологию приготовления, укладки и обработки бетонной смеси, автоматизировать производство.
Монолитные конструкции широко применяют в сооружениях, (гидротехнические сооружения, тяжелые фундаменты, оболочки покрытий и т.п.), а также при строительстве в отдаленных районах.
Сборно-монолитные конструкции -сочетание сборных элементов и монолитного бетона, укладываемого на месте строительства. Сборные элементы выполняют функцию опалубки для монолитного бетона, отдельных несущих или армирующих элементов. Сборно-монолитные конструкции по сравнению со сборными отличаются большей монолитностью и более простым устройством стыков, но уступают им в индустриальности и трудоемкости. Они особенно целесообразны для массивных гидротехнических сооружений, а также в случае если конструкции необходимо придать неразрезность и жесткость.
Слайд 27Классификация бетонов
Тяжелый бетон — это бетон плотной структуры, на цементном
вяжущем и плотных крупных и мелких заполнителях. Он является наиболее
распространенным в строительстве и в основном применяется для несущих железобетонных конструкций. В гидротехнических сооружениях используют только тяжелый (гидротехнический) бетон. В качестве плотных заполнителей применяют щебень из дробленых горных пород (песчаник, гранит, диабаз и др.) и природный кварцевый песок.
Легкий бетон (на цементном вяжущем и пористых заполнителях) применяют в несущих конструкциях зданий, мостов при сравнительно небольших нагрузках и в ограждающих конструкциях.
Ячеистые бетоны используют в ограждающих конструкциях, крупнопористые — только в бетонных конструкциях (например, дренажи и фильтры гидротехнических сооружений),
мелкозернистые — для заполнения швов сборных конструкций и в армоцементных конструкциях.