Слайд 1Крито-минойская культура
III – II тыс. до н. э.
Искусство
древнего Крита
Слайд 2 Античность – большая эпоха в
истории и искусстве Западной Европы. Это период существования Древней Греции
и Древнего Рима. В те времена были заложены основы будущей европейской цивилизации: государственного устройства, науки, культуры.
История античной Греции зародилась в III тысячелетии до н. э. Одним из центров новой культуры стал город Кносс на острове Крит.
Термин «античный» (от латинского «antiquus» – древний) в отношении греко-римского периода впервые начали употреблять в Италии в XV веке, в эпоху Возрождения.
Слайд 3История Древней Греции делится на несколько основных периодов:
Период минойского
Крита (крито-минойская культура): XXX – XV вв. до н.э.
Период Ахейской
(Микенской) Греции: XV–XI вв. до н.э.
На Крите в связи с вторжением племени ахейцев происходит упадок древней минойской культуры. Формируется более примитивная крито-микенская культура.
Гомеровский период : XI – VIII вв. до н. э.
Это период «темных веков», порожденных вторжением в Грецию с севера еще более дикого племени дорийцев. Постепенно греки переходят от родовой общины к классовому обществу. Слагаются гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея».
Архаический период: VII – VI вв. до н. э.
Классический период: V в. до н. э. – последняя треть IV в. до н. э.
Этот важнейший для Древней Греции период заканчивается с наступлением глубокого кризиса рабовладельческого общества.
Эллинистический период: последняя треть IV – I вв. до н. э.
Завоевания Александра Македонского раздробили Грецию, ее территории вошли в состав империй, созданных наследниками завоевателя. При этом греческая культура распространяется на Восток.
Слайд 5
Земля Крита полна легенд. Они стали
отражением истории и религии древних минойцев, живших на Крите в
III –II тысячелетиях до н. э. Но мифы эти придуманы не критянами, а древними греками, жившими значительно позже.
Слайд 6Миф о спасении младенца-Зевса на Крите
Самыми
первыми богами древние греки считали Урана-Небо и Гею-Землю. От их
союза родились титаны.
Старший из титанов Кронос сверг своего отца Урана. Уран проклял сына и предсказал, что и тот в свою очередь будет свергнут собственными детьми.
Кронос всегда помнил о предсказании отца. И когда у него рождались дети, он проглатывал их целиком сразу после рождения.
Жена Кроноса Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, она удалилась на остров Крит. Там, в глубокой пещере, родился у Реи младший сын Зевс.
Пещеру, где родился Зевс, показывают на Крите и сегодня.
Фото из Диктейской пещеры на Крите
Слайд 7 Зевс рос на Крите. Нимфы
Адрастея и Идея лелеяли малыша, кормили его молоком божественной козы
Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты.
У входа в пещеру юные воины-куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда младенец плакал, чтобы не услыхал его крика грозный Кронос.
Возмужав, Зевс сверг своего отца с трона и заставил исторгнуть обратно проглоченных братьев и сестер.
Коза Амалфея с младенцем Зевсом и юным сатиром. Скульптор Дж.Бернини. XVII век
Слайд 8
Миф о похищении Европы
Похищение Европы. Художник Рембрандт ван Рейн. 1632
Слайд 9 Европа была дочерью финикийского
царя Агенора. Красотой облика она могла сравниться даже с бессмертными
богинями.
Однажды, когда Европа гуляла по берегу моря, собирая цветы с подругами, ее заметил бог-громовержец Зевс. Не желая испугать царевну своим видом, он принял облик большого белого быка. Бык смиренно лёг у ног Европы. Девушка села ему на спину.
Тогда бык бросился с Европой в воду и поплыл. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит. Там Европа родила от Зевса троих сыновей: Миноса — самого могучего из критских царей, Радаманта и Сарпедона.
Европа и бык на греческой вазе. Около 480 г. до н. э.
Слайд 10
Европа и Зевс в облике быка.
Терракотовая фигурка
из Беотии. V в. до н. э.
Слайд 11Терракотовая фигурка из Афин. 480-460 г. до н. э.
Слайд 12Валентин Серов. Похищение Европы. 1910 г.
Слайд 13 Согласно распространенному мифу о
критском быке, бог моря Посейдон послал царю Крита Миносу прекрасного
белого быка для жертвоприношения. Но Минос не захотел его отдавать и принес в жертву обычного племенного быка. Посейдон разгневался на Миноса и наслал на быка безумие. Бык уничтожал все на своем пути.
Укрощение критского быка стала седьмым подвигом великого греческого героя Геракла. Геракл изловил быка и привез его в Микены. Однако критский бык был выпущен Гераклом на волю и бежал на Пелопонесс, в район города Марафона.
Царь Афин Эгей отправил на охоту за быком Андрогея – сына критского царя Миноса. Бык убил Андрогея.
Геракл и критский бык. Рисунок на греческой вазе
Миф о критском (марафонском) быке
Слайд 14 Победил быка сын афинского царя
Эгея Тесей. Тесей сразился с быком в долине Марафона. Он
схватил животное за рога и не отпускал до тех пор, пока бык ему не подчинился. Тесей принес быка в жертву Афине у подножия Акрополя.
Тесей покоряет быка на Марафоне. Картина Шарля Андре Ван Лоо. XVIII в.
Слайд 15Миф о Минотавре
Эта история имела
и иную концовку. По другому варианту мифа, узнав о смерти
своего сына Андрогея, критский царь Минос ужасно разгневался. Чтобы отомстить, он попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут регулярно посылать на Крит на съедение чудовищу Минотавру семь юношей и семь девушек. Юных жертв из Афин увозил траурный корабль с черными парусами.
Минотавр.
Рисунок на греческой вазе
Слайд 16 Тут надо оговорить, что Минос, сын
Зевса и Европы, считался мудрым и справедливым правителем. Мифы рассказывают,
что он построил большой флот, уничтожил пиратство и установил господство критян на Эгейском море.
Богиня мудрости Афина, Минос и мастер Дедал.
Рисунок на греческой вазе
Слайд 17 Однако к жене Миноса, Пасифае,
стал являться бог моря Посейдон в виде быка. И родился
у нее сын с бычьей головой и человеческим телом – Минотавр. По совету оракула Минос, чтобы скрыть позор Пасифаи, обратился к своему архитектору Дедалу, и тот построил ему подземный дворец-лабиринт, где спрятали Минотавра. Лабиринт был сложным и запутанным: ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.
Пасифая и Минотавр. Рисунок на греческой вазе
Слайд 18Минотавр.
Джон Фредерик Уоттс. XIX в.
Слайд 19 Тесей решил избавить Афины от
жертвы Минотавру, убив чудовище. Он отправился на Крит вместо одного
из молодых людей, предназначавшихся в жертву. Отплывая под черным парусом, Тесей пообещал отцу в случае победы поднять белый при возвращении.
Тезей и Ариадна (фрагмент).
Скульптор Адамо Тадолини. XIX в.
Слайд 20 Дочь Миноса Ариадна полюбила Тесея
с первого взгляда и тайком вручила ему два дара: меч
для поединка с Минотавром и клубок ниток.
Когда Тесея, вместе с остальными афинскими юношами и девушками, отвели в лабиринт, он велел им спрятаться у входа, вручил конец клубка и, разматывая его, отправился по хитросплетению коридоров в самое сердце подземелья, где скрывался Минотавр.
Тезей и Ариадна.
Ангелика Кауфман. XVIII в.
Слайд 21Тезей и Минотавр. Антуан Бари. XIX в.
Едва заметив героя, Минотавр с грозным рёвом бросился на
пришельца. Начался страшный бой. Во время схватки в какой-то миг Тесею удалось схватить чудовище за рог и вонзить ему в грудь острый меч. Убив Минотавра, юноша, следуя по нитке клубка, вышел из лабиринта, где у выхода его радостно встретила Ариадна.
Чтобы спастись от гнева царя Миноса, Тесей быстро снарядил свой корабль в обратный путь, заранее прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей критян. Ариадна последовала за возлюбленным.
К вечеру корабль Тесея доплыл до острова Наксос.
Слайд 22 Ночью Тесею явился во
сне бог Дионис и велел ему оставить Ариадну на острове,
так как она предназначена Дионису в жены. Повинуясь богу, Тесей покинул спящую Ариадну. В постоянной спешке, опасаясь преследования кораблей Миноса, а возможно, и терзаемый угрызениями совести из-за Ариадны, Тесей забыл заменить черные паруса на мачте белыми.
Покинутая Ариадна.
Эвелин де Морган. XIX в.
Слайд 23 Дожидавшийся сына Эгей при виде черных
парусов решил, что Тесей погиб, и в отчаянии бросился со
скалы в море, которое с тех пор называется Эгейским.
Мыс Сунион, близ Афин.
По преданию, именно с этой скалы бросился в море царь Эгей
Слайд 24Миф о Дедале и Икаре
C Критом связан еще
один греческий миф – о Дедале и Икаре.
По всему Средиземноморью не нашлось бы мастера искуснее Дедала. Он был не только художником и архитектором, но и ученым, изобретателем, инженером. Ему приписывают изобретение топора и паруса.
Считается, что в Афинах Дедал совершил преступление – убийство ученика, поэтому вынужден был бежать на Крит. Он же стал строителем дворца-лабиринта, где жил Минотавр.
Минос подозревал, что Дедал помог Тесею справиться с Минотавром. Опасаясь гнева царя, Дедал решил бежать с Крита. Набрав птичьих перьев, он соединил их посредством проволоки и воска и сумел придать им форму гигантских крыльев.
Дедал привязывает крылья Икару.
Петр Соколов. 1777 г.
Слайд 25 Дедал сделал две пары крыльев
– для себя и своего сына Икара. Он велел сыну
быть осторожным в полете – не приближаться слишком близко к солнцу, чтобы не растаял воск, и не спускаться низко к воде, чтобы не намочить перьев.
Вот оба они взлетели на воздух. Сначала все шло прекрасно. Но солнце манило, Икар отстал от отца и устремился ввысь. Близкое солнце растопило своими горячими лучами скреплявший крылья воск. Крылья распались, и несчастный стремительно полетел вниз.
Падение Икара.
Якоб Питер Гоуи. XVII в.
Слайд 26 Когда Дедал обернулся, он не
увидел сына. Напрасно звал он его, никто не откликался.
После того как Дедал похоронил сына, он полетел на Сицилию, где и прожил до конца жизни.
Падение Икара.
Питер Брейгель .
XVI век
люди думали, что царь Минос, Тесей с Ариадной, Дедал и
уж тем более Минотавр – не более, чем плоды фантазии древних.
И лишь в начале XX века стало ясно, где истоки этих удивительных историй.
Тесей и Минотавр. Роспись на греческой вазе. V в. до н.э.
Слайд 28Артур Эванс – археолог, открывший крито-минойскую культуру
Участок земли на Кносском холме Крита, недалеко от современной
столицы острова Ираклиона, в XIX веке манил многих археологов. Владельцы долго отказывались продавать его. Наконец, английский археолог Артур Эванс сумел договориться с хозяевами земли. В 1900 году он начал колоссальный труд по раскопкам и частичной реконструкции дворца на Крите.
Обнаруженную им культуру Эванс назвал «минойской» в честь легендарного царя Миноса.
Слайд 29Кносский дворец, или Дворец Миноса
III–II тыс. до н. э.
Этот огромный лабиринт комнат и дворов строился в течение четырёх с половиной столетий — примерно с 1900 до 1450 гг. до н. э. Он занимал площадь около 16 тыс. кв. м и включал в себя почти 300 различных помещений. В самом здании и на прилегающих к нему землях жило до 30 тыс. человек. Неудивительно, что на чужеземцев он производил неизгладимое впечатление. Его-то и назвал Артур Эванс «дворцом Миноса», а имя Дедала было обнаружено на одной из надписей дворца.
Сейчас, впрочем, ученые, говорят, что на самом деле «минос», возможно, просто титул критских царей, аналогичный египетскому «фараону», а Дедал – собирательный образ мастера-архитектора. Но тем не менее дворец существует и имя Дедала упоминается.
Слайд 30 Дворцовые постройки группировались вокруг большого внутреннего
двора на разных уровнях и соединялись между собой лестницами и
коридорами.
Во дворце были помещения для религиозных церемоний и парадных приемов, жилые комнаты, кладовые, где хранились продукты. Комнаты чередовались с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами.
В нижних этажах размещались склады оружия и кухни. Здесь же были мастерские и комнаты для дворцовой прислуги.
Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, терракотовые ванны в специальных помещениях, продуманную вентиляцию и освещение.
Слайд 32 Первый, так называемый,
«Старый» дворец возник на этой земле еще в 1900 г.
до н.э. А около 1700–1650 гг. до н.э. после двух землетрясений на том же месте была выстроена обширная царская резиденция сложной и причудливой архитектуры.
Во дворце было найдено свыше двух тысяч глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, искусные стенные росписи-фрески, вместительные склады – всё это свидетельствует о том, что дворец действительно был резиденцией царей – правителей Кносса и всего Крита.
Северный вход Кносского дворца
Слайд 33 Многие помещения
Кносского дворца использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний.
Среди них крипты — тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, небольшие домашние часовни и т. п.
Дворец, где жили жрецы во главе со «священным царем», был главным святилищем. Он являлся одновременно административным и религиозным центром общины, ее главной житницей, мастерской и центром торговли. Сама архитектура дворца, живопись, украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. Это был дворец-храм, где все обитатели, включая самого царя, его семью, окружающих их придворных «дам» и «кавалеров», выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках.
На Крите существовала, таким образом, особая форма царской власти – «теократии», при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу. Вся жизнь царя и его домочадцев была строжайшим образом регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Цари Кносса не просто жили и правили — они священнодействовали.
Слайд 34Когда Дедал обернулся, он не увидел сына. Напрасно звал он
его, никто не откликался.
После того как Дедал похоронил сына, он
полетел на Сицилию, где и прожил до конца жизни.
«Падение Икара»
Художник Питер Брейгель,
16 век
Критяне
На основе данных археологических раскопок ученым удалось немало узнать о древних критянах.
Критский язык, вероятнее всего, имеет малоазийское происхождение. Об этом говорят критские имена. По всей видимости, критяне прибыли на остров из Малой Азии.
Критяне возделывали пшеницу, виноград и маслину. Разводили овец, коз и коров.
Море играло очень большую роль в жизни островитян. Рыбная ловля, по-видимому, была основным занятием в большинстве прибрежных городов. Критяне играли активную роль в средиземноморской торговле.
По всей видимости, в целом критяне были мирным народом. Изображения сцен сражений на Крите редки. Здесь встречалось меньше видов оружия, чем на материке.
Обычным способом передвижения для богатого человека были носилки. Верховая езда, по-видимому, была неизвестна.
Трудовое население обитало в основном за пределами дворцов в разбросанных по полям и горам мелких поселках с убогими глинобитными домами, тесно прижатыми друг к другу, с кривыми, узкими улочками. Простой и грубый инвентарь погребений, обнаруженный археологами в глухих горных святилищах, незамысловатые посвятительные дары в виде грубо вылепленных из глины фигурок людей и животных свидетельствуют о довольно низком жизненном уровне минойской деревни.
Земледельческое население было обязано доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты, скапливавшиеся в большом количестве в его кладовых. Руками тех же земледельцев строился и перестраивался сам дворец, прокладывались дороги и оросительные каналы, возводились мосты.
Расцвет минойской цивилизации приходится на XVI —
первую половину XV в. до н. э. Именно в это время отстраиваются великолепные критские дворцы, подобные кносскому. В это время весь Крит был, по-видимому, объединен под властью царей Кносса. Об этом свидетельствует, в частности, сеть удобных широких дорог, проложенных по всему острову и связывавших Кносс, столицу государства, с самыми удаленными его концами. О единстве свидетельствует и отсутствие во дворцах укреплений, необходимых в случае военных конфликтов.
Как показывает археология, в XVI в. до н. э. минойцы основывают свои колонии и торговые фактории на островах и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета. В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. На это указывают довольно частые находки минойской керамики в этих районах. На самом Крите были найдены вещи египетского и сирийского происхождения.
На египетских росписях первой половины XV в. до н. э. представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде — передниках и высоких полусапожках, с дарами фараону в руках. Не подлежит сомнению, что в то время, которым датируются эти росписи, Крит был сильнейшей морской державой, и Египет был заинтересован в дружбе с его царями.
Расцвет Крита: XVI в. до н. э.
Слайд 36Великая богиня
На Крите
часто происходили разрушительные землетрясения. Нередко посещали эти места и морские
штормы с грозами и ливневыми дождями, засушливые голодные годы, эпидемии. Для того чтобы защитить себя от стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к богам.
Главным критским божеством была великая богиня — «владычица». На критских статуэтках и печатях богиня предстает в различных воплощениях. Это то грозная владычица диких зверей, повелительница гор и лесов со всеми их обитателями, то благосклонная покровительница растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев, то зловещая царица подземного мира, держащая в руках извивающихся змей. За этими образами угадываются черты древнего божества плодородия — Великой матери людей и животных, почитание которой было широко распространено во всех странах Средиземноморья начиная по крайней мере с эпохи неолита.
Как в дворцовых, так и в домашних святилищах Крита часто встречаются фигурки богини со змеями в руках, выполненные как из фаянса, щедро украшенного золотом, так и из грубой глины.
Минойские богини со змеями. Крит. Около 1600 г. до н. э.
Слайд 37Змеи и голуби
Местом пребывания божеств
земли, воды, воздуха и всего, что содержится в этих стихиях,
считались, очевидно, деревья и камни причудливой формы. Эванс привел очень убедительные доводы в доказательство того, что ритуальным средством общения с ними были магические заклинания, трубный звук, издаваемый при помощи раковины, и пляска, а внешним выражением их присутствия — изображение птиц, сидящих на предметах культа.
Голуби часто сопровождают великую богиню и изображаются сидящими на двойных топорах, колоннах и деревьях.
На Крите были найдены «змеиные трубки» и другие принадлежности культа змеи. Критяне явно стремились завоевать расположение змеи. Это было единственное живое существо, которому делались приношения.
Богиня с голубями на голове.
Кносс. Около 1400 - 1200 до н. э.
Богини со змеями. Крит
Колонны с голубями. Критская глиняная модель святилища из Старого дворца в Кноссе.
Начало II тыс. до н. э.
Слайд 38Когда Дедал обернулся, он не увидел сына. Напрасно звал он
его, никто не откликался.
После того как Дедал похоронил сына, он
полетел на Сицилию, где и прожил до конца жизни.
Бог-бык
Рядом с великой богиней в минойском пантеоне находилось божество, воплощающее в себе разрушительные силы природы — грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления воплощались в сознании минойцев в образе могучего и свирепого бога-быка.
Ученые пришли к выводу, что главное мужское божество Крита могло выглядеть человеком с бычьей головой. Возможно, во время особо важных ритуалов царь надевал маску священного быка и как бы становился Минотавром «на час». На одной из печатей видно изображение пляшущего Минотавра, из-за рогов которого развеваются человеческие волосы.
Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить таким образом разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе, по-видимому, и человеческие – отголосок этого варварского обряда и сохранился в мифе о Минотавре.
Сосуд в виде бычьей головы.
Кносский дворец. Середина XVI в. до н. э.
Слайд 39 Образ быка часто встречается среди археологических находок
Кносского дворца. Это и фрески, и скульптура, и посуда, и
украшения. Даже зубцы на стенах дворца выполнены в форме бычьих рогов.
Фреска с северного входа
Кносского дворца
Зубцы на стенах
Кносского дворца
Слайд 40Каменный жертвенник. Центральный двор дворца в Маллии (в 22 км
к востоку от Кносса). Крит
Слайд 41Рога посвящения и лабрисы
При раскопках кносского дворца было найдено огромное количество культовой
утвари, в том числе статуэтки великой богини, священные символы вроде бычьих рогов или «лабриса» – двойного топора, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний и др.
Найденные рога получили название рогов посвящения. Они обозначали освященное место, куда возлагались предметы культа — кувшин для возлияний, лабрис и священная ветвь. Также эти рога могли применяться в качестве архитектурного орнамента на постройках сакрального характера, подобных Кносскому дворцу.
Лабрис встречается и как посвятительное приношение, и как объект культа, помещавшийся между рогами посвящения. На кольцах и печатях его держат служители культа или несут женщины. Он никогда не изображается в руках мужского божества. По всей видимости, первоначально это был топор для жертвоприношений, который с течением времени превратился и в символ культа, и в объект его.
Изображение лабриса было очень распространено на Крите.
Лабрис
Рога посвящения и лабрисы
Слайд 42Ваза с острова Псира. Терракота. Ок. 1500–1450 лет до н.
э.
Пифос с изображением лабрисов XV в. до н. э.
Слайд 43
Становится понятно, откуда взялся образ
Минотавра и все греческие мифы о быках, связанные с Критом
– о Европе, Пасифае, критском быке. По всей видимости, огромный дворец, где можно легко заблудиться, стал прообразом мрачного лабиринта.
Само понятие «лабиринт» происходит от так часто встречавшегося на Крите лабриса. Со времен мифов о Кносском дворце слово лабиринт стало синонимом запутанного сооружения, из которого практически невозможно найти выход.
Восточное крыло Кносского дворца. Вход на Большую лестницу
Слайд 44 Главный вход в Кносский
дворец вел через «коридор процессий», стены которого были украшены фресками
с изображением подношений Богине-матери даров и новых одеяний.
Фреска «Священная процессия». Кносский дворец
Слайд 45 Подносящие дары участники процессии
держали в руках ткань, сосуды, музыкальные инструменты; Богиня-мать – священные
предметы, вероятно – лабрисы.
Реконструкция фрески «Священная процессия»
Слайд 46 В центре Кносского
дворца находился весьма обширный двор, где, как предполагают, устраивали праздники
и совершали религиозные обряды.
Юго-западный угол Кносского дворца
Слайд 47 Колонны дворца получили у искусствоведов
название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других
древних народов, а сужались.
Цвета колонн тоже были непривычными – оттенки темно-красного, а иногда – черный или белый. Ствол колонн утолщался кверху, где он заканчивался капителью (верхней частью) в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Высота такой колонны – примерно 5 метров.
Так называемый «балкон со щитами»
Слайд 48 Нередко колонны были покрыты
своеобразным зигзагообразным узором.
Ствол их
не был похож на растения – стебли лотоса или связки папируса, как у египтян. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. В отличие от зодчих Египта, архитектор дворца отказался от подражания природе.
Эти мощные колоннады обрамляли коридоры, «дороги процессий», которые вели от дворов во внутренние помещения дворца.
Часть так называемого
«ступенчатого портика»
Слайд 49 Проемов в стенах, подобных окнам позднейших
построек, в Кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия
в потолке («световые колодцы») до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, – приближенных или удаленных от световых проемов.
Внутренний дворик. Кносский дворец.
Слайд 50 Парадные помещения дворца состояли из
большого и малого «тронных залов» и комнат культового назначения. В
предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Тронный зал Кносского дворца
Слайд 51Тронный зал Кносского дворца. Реконструкция
Одно
из хорошо сохранившихся помещений Кносского дворца – Тронный зал. Основной
участок пола этого зала был покрыт красной штукатуркой. Рядом располагался бассейн для совершения очистительных обрядов. Потолок зала поддерживался тремя утолщающимися кверху колоннами. По обе стороны от трона вдоль стен находились гипсовые скамейки.
Слайд 52 Посередине северной стены Тронного зала располагается
алебастровый трон. Археологи предполагали, что сам царь Минос заседал здесь
вместе со своими жрецами, которые были одновременно и судьями.
Поскольку Миноса в древности называли самым справедливым царем, копия его трона сегодня украшает зал Международного суда в Гааге.
«Трон Миноса»
Трон Миноса
Слайд 53Тронный зал Кносского дворца. Фреска с грифонами
Справа и слева от
трона изображены грифоны. Эти мифические существа с орлиной головой и
львиным телом были символами царской и божественной силы и мощи. Располагаясь у трона, они охраняли царя.
Слайд 54 Археологи дали названия всем
жилым помещениям, располагающимся вокруг Тронного зала – Тройное святилище, комплекс
Двойных секир, Мегарон царя и Мегарон царицы и т. п.
Мегарон царицы
Слайд 55 В Мегароне царицы, помещении
небольших размеров, но очень светлом, обнаружили комнату для омовений с
глиняной ванной, косметическим кабинетом и уборной. Канализационная сеть, обслуживавшая бассейны, ванные и туалеты дворца, была сделана из глиняных труб большого и малого диаметров.
Слайд 56 Мастера Крита – острова, омываемого
с трех сторон морями – запечатлевали удивительно прекрасные образы моря.
В покоях царицы сохранилась одна из самых красивых фресок дворца с изображением дельфинов, ставших символами Кносса.
Слайд 57Фреска с дельфинами. Кносский дворец. Фрагмент
Слайд 58 Стены Южных пропилей (пропилеи –
это парадные ворота) украшает фреска, известная под названием «Носители кубков».
На ней изображены юноши в парадном одеянии из ярко орнаментированной ткани, несущие сосуды.
Фреска «Носители кубков». Кносский дворец
«Таврокатапсия» (греч. «прыжки через быка») – фреска, демонстрирующая ритуальные игры
с быками, была найдена в помещении над Тронным залом. В игре участвуют мужчина и две девушки – очевидно, выполняющие некий обряд. Совершить такой кувырок, как юноша на спине быка, и остаться в живых чрезвычайно сложно. Считается, что это делали специально обученные жрецы. По всей видимости, это была мистерия, призванная обеспечить процветание государства.
Фреска «Таврокатапсия». Кносский дворец. Ок. XV в. до н. э.
Слайд 60«Таврокатапсия». Минойская золотая печать
Слайд 61Царь-жрец. Кносский дворец. XVI в. до н. э.
В Кносском дворце был
найден большой раскрашенный рельеф – изящный юноша, увенчанный лилиями, широкими плавными шагами идет по цветущему лугу.
Ученые считают, что юноша вел на веревке некое чудовище, возможно, грифона или сфинкса.
У фрески несколько названий. Юношу называют «Царь-жрец», «Принц лилий», а также «Тесей».
Слайд 62 Фигура «Царя-жреца» построена по принципу египетских
фигур: плечи, грудь, глаза нарисованы в анфас, лицо и ноги
– в профиль.
Критяне были мореплавателями, они поддерживали торговые отношения с Египтом и, по всей видимости, знали его культуру. Но, несмотря на некоторую схожесть внешней формы, между критским и египетским искусством очевидны глубокие различия.
Строгая числовая мера, геометризм, суровая величавая простота, симметрия изображений – все эти черты, характерные для искусства Египта, для Крита неприемлемы. У египтян силуэты своей строгостью напоминают иероглифы, а у критян они «вьются» подобно растениям.
«Зодчий Хесира». Египет.
III тыс. до н. э.
Слайд 63«Собиратель цветов». Кносский дворец
На фреске «Собиратель
цветов», тело собирателя само напоминает цветок. Художники с большим декоративным
чутьем подбирали краски, создавая яркие нарядные росписи.
Слайд 64 Этот рисунок на стенах Кносского
дворца показался исследователям изящным и тонким, несмотря на некоторую некрасивость
черт. Изысканность линии профиля молодой женщины, изящество ее прически напомнили археологам модных и кокетливых француженок. Фреску назвали «Парижанкой», и это имя остается за ней до сих пор.
«Парижанка». Кносский дворец
Слайд 65«Дамы в голубом». Кносский дворец.
О
том, что женщина занимала важное место в обществе и религиозном
культе можно судить по количеству фресок и мелких скульптур с женскими изображениями. Например, знаменитые «Дамы в голубом». Эта фреска находится в одном из залов восточной части дворца.
Слайд 66«Боксирующие мальчики». Санторин. 1550 г. до н. э.
Еще одним известным памятником минойской культуры является фреска «Боксирующие
мальчики», найденная на острове Санторин.
Слайд 67Коза с козлятами. Рельеф из святилища дворца в Кноссе. Начало
XVI в. до н. э.
Золотая подвеска в виде головы быка
из дворца о. Като Закро. Конец XVI в. до н. э.
Скульптурные изображения критян поражают своим реализмом и, одновременно, поэтичностью.
Слайд 68 За мегаронами и святилищами
Кносского дворца располагается так называемый «Комплекс мастерских». Здесь работали гончары
и резчики по камню. Недалеко отсюда нашли склад разнообразной глиняной посуды, в том числе и гигантских пифосов (больших кувшинов), в которых хранили муку и зерно.
Слайд 69 Критские гончары создавали удивительной красоты вазы,
равным которым не было. Стиль этот – со спиральными и
растительными узорами, изображениями морской флоры и фауны, называют «камарес» (название дано по имени местности, где эти вазы были впервые найдены). Тогдашние мастера отличались редким декоративным воображением и создавали невероятные по разнообразию сосуды, украшенные причудливыми узорами.
Слайд 71Ваза с осьминогом. Стиль «камарес». XIV век до н. э.
Морские
мотивы в избытке встречаются в критских орнаментах.
Знаменитая ваза с осьминогом – произведение в своем роде уникальное. Сама форма вазы ассиметрична, она словно расплывается и пульсирует, подобно щупальцам осьминогов.
Слайд 73Кувшин с растительной росписью из дворца в Фесте. 1550—1520 гг.
до н. э.
Слайд 74Когда Дедал обернулся, он не увидел сына. Напрасно звал он
его, никто не откликался.
После того как Дедал похоронил сына, он
полетел на Сицилию, где и прожил до конца жизни.
Искусство критян
Влиянием религиозного культа объясняется, несомненно, своеобразное соединение в искусстве критян формализма и подлинной жизнерадостности с оттенком чего-то детского и бездушного. Хотя критский художник был сосредоточен преимущественно на изображении сцен религиозного характера, однако он живо наблюдал жизнь природы и обладал ее пониманием, не имеющим параллелей в древности. Присущее ему чувство жизни выражалось в изображении сцен, подобных кулачному бою и вольтижировке на быках. Знание природы и наблюдательность проявлялась в почти фотографическом изображении жизни животных. Искусство критян ярко субъективно. Наиболее впечатляют фрески, которые, по всей видимости, быстро набрасывались, пока образ был еще совсем свеж.
Изображение человека в критском искусстве почти всегда стилизовано, может быть, в результате своего рода табу, вследствие которого оно не фигурирует и в вазовой живописи. Но в изображении диких животных и птиц и в живом восприятии обстановки, в которой развертываются сцены из их жизни, критские художники не имели себе равных в древнем искусстве.
Многие отдельные фигуры больших фресок, такие, как, например, «Царь-жрец», великолепны. Но наилучших результатов критский художник достигал обычно в работах малого масштаба. Его миниатюрные сосуды, живописные и скульптурные произведения превосходны.
Историки отмечают любопытное отсутствие у критян чувства историзма. На Крите не найдено ни одной сцены, рассказывающей об историческом событии, нигде нет надписей, сохраняющих память о войнах, походах или получении дани.
Слайд 75 За комплексом мастерских Кносского дворца
было еще множество разнообразных и удивительных построек – и кладовые,
и театр, и Дом фресок, и не до конца еще исследованные малые дворцы и виллы. Археологические раскопки в Кноссе активно ведутся до сих пор.
Слайд 76 Фест — крупный дворцовый комплекс
на востоке Крита. В одном из дворцовых помещений в 1908
году археологи нашли знаменитый глиняный Фестский диск с рядами непонятных значков на обеих сторонах, которые были названы линейным письмом А. Диск условно датировали 1700 г. до н. э.
Фестский диск
Фестский диск сохранился до наших дней благодаря пожару, во время которого он был обожжен.
К сожалению, и по сей день, по выражению британского лингвиста и опытного дешифровщика Джона Чедвика, «дешифровка этой надписи остается за пределами наших возможностей».
Слайд 77Двухсторонняя надпись на Фестском диске
столетия на Крит обрушилась катастрофа. Почти все дворцы и поселения
были разрушены, а многие навсегда покинуты своими обитателями. От этого удара минойская культура так и не оправилась.
Причины катастрофы до сих пор точно не установлены. По всей видимости, ее виновниками были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции. Полнокровное реалистичное минойское искусство уступает с тех пор свое место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской вазовой живописи мотивы — растения, цветы, осьминоги на вазах дворцового стиля — превращаются в абстрактные графические схемы. Некоторые историки считают, что упадку способствовало грандиозное извержения вулкана на о. Фера (совр. Санторин).
Минойская культура неотвратимо вырождается. Крит превращается в глухую, отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в то время достигла расцвета так называемая микенская культура.
Упадок Крита: XV в. до н. э.
Слайд 79Список использованной литературы:
Андреев Ю. В. Крито-микенский мир // История Древнего
мира. Ранняя древность. М., 1983.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.
М., 1986.
Иоцци М., Боргези Ф., Маньелли А., Массай К. Пелопоннес. Флоренция, 1999.
Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1988.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1957.
Пендлбери Дж. Археология Крита. М., 1950.
Сергеев В.С. История древней Греции. М., 2008.
Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.
Чубова А.П. История искусства зарубежных стран. Том 1. М., 1962.