Слайд 1Искусство древнейших цивилизаций
Египет
Слайд 2Искусство Египта
начинает отсчет времени от IV тыс. до н.э. (додинастический
период) и проходит следующие этапы развития:
Древнее царство (XXXII-XXI вв. до
н.э.),
Среднее царство (XXI-XVI вв. до н.э.),
Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.),
Позднее время (XI в.-332 г. до н.э.).
За этот период на земле Египта были созданы величественные пирамиды, охраняемые загадочными сфинксами, грандиозные храмовые комплексы, раскинувшиеся в долинах Нила и вырубленные в скалах, взметнулись каменные обелиски.
Слайд 3Культурные и научные достижения:
папирусные свитки,
алфавитная система,
основы геометрии,
измерен
объем полушария,
найдена площадь круга,
разделены сутки на 24 часа,
установлена роль кровеносной системы.
Слайд 4Культ мертвых – так обычно трактуют основной смысл религиозных верований
древних египтян
Религиозно-
мифологические
представления,
в особенности вера
в загробную жизнь и
обожествление
власти фараона.
Слайд 5Египетские мифы рассказывают о
Сотворении мира, наказании человека за грехи, о
борьбе бога солнца Ра с силами тьмы, о смерти и
воскрешении Осириса – покровителя и судьи умерших душ.
«Я не убивал, Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла» – такие слова должен был знать каждый египтянин, чтобы произнести их после смерти на суде Осириса.
Слайд 6А еще…
Он должен был сохранить в
вечности свое тело, чтобы
обрести покой и блаженство.
Так возник обряд мумификации.
Особенности религии сформировали
совершенно уникальный стиль архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища временны, а поэтому на них не стоит тратить прочные материалы. Зато храмы богов и гробницы фараонов роскошно украшались и возводились из камня, так как строились на века.
Слайд 7Погребальные комплексы
Пирамиды
Шахтные погребения
Заупокойные храмы
Слайд 8Пирамиды
Ступенчатые
Четырехгранные (правильные)
Усеченные
Слайд 9Комплекс пирамид в Гизе
Более сорока веков близ Каира стоят три
безупречно правильные четырехгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.
Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить безмолвного величия пирамид. Склоны пирамид ориентированы по частям света. Лезвие ножа не проходит между кладкой камней. Сохранилось имя строителя и архитектора пирамиды Хеопса – Имхотеп – один из высших сановников фараона, крупнейший ученый Древнего Египта, врач, астроном и маг. Двойственное назначение пирамид: принять и сокрыть в себе тело умершего царя, избавив его от тлена, и вечно славить могущество фараона, напоминая о его могуществе всем грядущим народам.
Слайд 12Шахтные погребения
Долина царей в Фивах
Захоронения на западном берегу реки Нил
Выходы
из всех захоронений направлены
на Восток
Слайд 13Заупокойные храмы
Скальные
Полускальные
Вырезанная в камне
гробница Бени-Хасан
Храм царицы Хатшепсут
Слайд 14Храм царицы Хатшепсут
На левом берегу Нила, недалеко от города
Фивы
– столицы Среднего царства, -
находится долина царей. Здесь, высоко
в
горах, высечен в скале храм царицы Хатшепсут
(начало XV в. до н.э.), служащий усыпальницей
для фараонов. Некоторые захоронения
простирались в толще скалы на сотни метров.
(Гробница царицы Хатшепсут простиралась
на 213 м и уходила на глубину 97 м.)
Дорога восхождения вела с берега Нила через
Аллею сфинксов до самых ворот храма. Его здание с большим
двором украшено статуями, колоннадами и огромной лестницей.
Храм состоял из трех широких террас, поднимающихся одна над
другой. Внутренняя отделка храма поражала богатством и
изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного
дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно
сочетались с раскрашенными рельефами на стенах.
Слайд 15Храмовые комплексы
Наземный храм
Полускальный храм
Полностью скальный
Слайд 16Египетский храм – образ мироздания – дорога человека в Вечность
Наземные
храмы возводились
вдоль Нила (Нил – главная дорога)
Начало – пилон
– торжественно оформленный вход
Открытый двор – перистиль
(часть земного мира)
Закрытый колонный зал – гипостиль
Самая темная и низкая – святилище (фараон, верховный жрец могли заходить),
далее статуя бога – зал ладьи
Слайд 17Начало – пилон – торжественно оформленный вход
Слайд 18Открытый двор – перистиль
(часть земного мира)
Слайд 19План главного храма в Карнаке
Обелиски
Пилоны
Перистиль
Гипостиль
Слайд 20Закрытый колонный зал – гипостиль
Р
Е
К
О
Н
С
Т
Р
У
К
Ц
И
Я
Храм Амона-Ра в Карнаке
Слайд 21Сложный архитектурный комплекс в Карнаке (середина XVI в. до н.э.)
посвящен главному богу – Амону-Ра.
Дорогу, ведущую от Нила к главному
входу в храм, охраняли сфинксы. Два пилона – башни в виде трапеции с высокими обелисками – составляли фасад здания.
Аллея сфинксов с головами баранов
Слайд 22Храм Амона-Ра в Карнаке
Сфинксы с головами баранов
Угол двора храма с
колоннами,
изображающими фараона
Слайд 23Храм Амона-Ра в Карнаке, главные колонны храма
О
Б
Е
Л
И
С
К
Х
А
Т
Ш
Е
П
С
У
Т
Слайд 24Священное озеро и вид на храм в Карнаке
Слайд 25Храм Гора в Эдфу и
Храм Рамзеса II в Абу
Симбеле
Слайд 26Храм в Луксоре
Не менее великолепен и грандиозен храм в Луксоре
(вторая половина XV в. до н.э.), главным украшением была колоннада.
Перед фасадом храма стояло два обелиска (один из них украшает ныне площадь Согласия в Париже) и 6 огромных статуй фараона.
Слайд 27Л
У
К
С
О
Р
Гигантские статуи
храма в Луксоре
Колонны храма
Первый двор храма