Разделы презентаций


Искусство древних христиан I – III веков

Уже с самых первых времен появления христианства порой раздавался голос, укоряющий в том, что христианство уничтожает или стесняет искусства. Это высказывали Цельс, Лукиан, Юлиан, Ливаний и др. Однако Церковь никогда не

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раннехристианское искусство.
Росписи катакомб, их символическое значение.
Первые исследователи катакомб.


Рельефные изображения на саркофагах.
Языческие мотивы в росписях катакомб.
Ранние

христианские апологеты об античном и христианском искусстве. Символика креста.

Искусство древних христиан I – III веков

Раннехристианское искусство. Росписи катакомб, их символическое значение. Первые исследователи катакомб. Рельефные изображения на саркофагах. Языческие мотивы в

Слайд 2Уже с самых первых времен появления христианства порой раздавался голос,

укоряющий в том, что христианство уничтожает или стесняет искусства. Это

высказывали Цельс, Лукиан, Юлиан, Ливаний и др. Однако Церковь никогда не допускала никакого пренебрежения или стеснения человеческого искусства. Подобные обвинения, главным образом, должны относиться к еретикам первых веков. Секты назореев, евионитов, монтанистов считали искусство живописи и скульптуры изобретением лукавого с целью ослеплять и увлекать людей.

Христова Церковь с самого начала своего бытия была покровительницей и защитительницей искусств. Если в первое время Церковь достаточно осторожно относилась к различным священным изображениям – то происходило это, в основном, от предосторожности, весьма уместной по отношению к новообращенным из язычества: чтобы творение не затмило Творца, святое не обесчестили прикосновением нечистых рук, и образ не приняли за одно с Образуемым. Но это столь же мало свидетельствует о нерасположении христианства к искусству, как и случай изложенный в Деяниях Апостольских (16, 23), когда в Эфесе все серебряники поднялись против Павла и проповедуемого им учения, потому что для них стало очевидным, что с падением культа поклонения Диане, они потерпят большой финансовый убыток.

Уже с самых первых времен появления христианства порой раздавался голос, укоряющий в том, что христианство уничтожает или

Слайд 3В первое время своего существования Христианская Церковь мало занималась художествами.

Причина здесь, прежде всего, кроется в особом, гонимом положении Церкви.

Как могли развиваться художества, когда Церковь подвергалась жестокому преследованию, и малейший видимый знак мог выдать христианина и целую общину в руки врагов? (В Истории Церкви Евсевия епископа Кесарийского мы находим, например, следующую фразу: «Я видел множество портретов Спасителя, Петра и Павла, которые таким образом сохранились до нашего времени». Перед этим Евсевий подробно останавливается на описании статуи Спасителя, виденной им в городе Панеаде (Кесарии Филиповой в Палестине), воздвигнутой кровоточивой женой, исцеленной Спасителем)

Несправедливо было бы вменить в вину Христианской Церкви и случаи, когда, по достижении торжества христианства и окончательном падении язычества, некоторые ревнители разрушали или позволяли разрушать храмы и произведения языческого искусства. Как правило, происходило это по воле императоров, стремившихся как можно скорее покончить с языческим прошлым - но никак не являло собою голос и волю Церкви.

В первое время своего существования Христианская Церковь мало занималась художествами. Причина здесь, прежде всего, кроется в особом,

Слайд 4Наиболее полную картину древних христианских общественных собраний (храмов) представляют собой

подземные катакомбы – кладбища (Iocus religiosus). Большей известностью из сохранившихся

до нашего времени пользуются Римские катакомбы (общая протяженность составляет более 700 км.). Известны катакомбы в Палестине, Африке, Центральной Азии, Кипре, Сирии. В Риме известно 42 катакомбы; из них: 26 больших, 11 малых, 5 возникших после торжества христианства.
В целом, искусство первохристианское есть, прежде всего, искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, как правило, соответствует священным текстам: ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

Неблагоприятные обстоятельства, сопровождавшие появление Христианской Церкви, в первое время не позволяли думать даже о весьма скромных памятниках зодчества. В век апостольский и много времени спустя дома верующих служили местами христианских богослужебных собраний. Часто для этой цели отводили самую лучшую, в богатых домах – верхнюю комнату (горницу) (Деян. 1, 13; 20, 8). С наступлением гонений местами молитвенных собраний стали пещеры, подземные катакомбы и даже темницы.

Наиболее полную картину древних христианских общественных собраний (храмов) представляют собой подземные катакомбы – кладбища (Iocus religiosus). Большей

Слайд 5Наиболее полную картину древних христианских общественных собраний (храмов) представляют собой

подземные катакомбы – кладбища (Iocus religiosus). Большей известностью из сохранившихся

до нашего времени пользуются Римские катакомбы (общая протяженность составляет более 700 км.). Известны катакомбы в Палестине, Африке, Центральной Азии, Кипре, Сирии. В Риме известно 42 катакомбы; из них: 26 больших, 11 малых, 5 возникших после торжества христианства. В целом, искусство первохристианское есть, прежде всего, искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, как правило, соответствует священным текстам: ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.
Наиболее полную картину древних христианских общественных собраний (храмов) представляют собой подземные катакомбы – кладбища (Iocus religiosus). Большей

Слайд 6ПЕРИОД I-III ВВ Христианское искусство зарождалось в определенное время на определенном

фоне, который не мог не влиять на христианских живописцев. Христиане

не копировали, не следовали прямо, но определенные черты раннего искусства родились именно вследствие общения с языческими образцами.
ПЕРИОД I-III ВВ Христианское искусство зарождалось в определенное время на определенном фоне, который не мог не влиять

Слайд 7Собственно древнейшее церковное искусство не сохранилось. Это было вызвано гонением

на Церковь, многое было утрачено или вообще изображений в храмах

не делалось. Эльвирский собор 302-304 гг, правило 34 - “да не будет в церквах живописных изображений”. Имеется в виду живопись на стенах. Храм м.б.разрушен при гонении. Чтобы не подвергнуть поруганию святыни, собор постановил не делать изображений на стенах. В периоды мекжду гонениями строились отдельные храмы, руины дошли до нас. Искусство скульптуры, бывшее в употреблении в античности, теперь перестает быть актуальным. В этот период создается очень мало скульптур. Например, скульптура Христа в Панаде – 1-3 вв, но в целом отношение к скульптуре неготивное, количество их у ранних христиан незначительное.
Собственно древнейшее церковное искусство не сохранилось. Это было вызвано гонением на Церковь, многое было утрачено или вообще

Слайд 8. Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие,

что библейский символизм находил выражение в живописном и графическом исполнении.

Рыба, якорь, кораблик, птицы с оливковыми ветвями в клюве, виноградная лоза, монограмма Христа и т.д. - эти знаки несли в себе основные понятия христианства. Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы. Постепенно христианская культура осваивала язык античной культуры, по мере разложения последней христианские апологеты все меньше опасались ассимиляции христианства античным миром. Язык античной философии хорошо подошел для изложения догматов христианской веры, для богословия. Язык позднеантичного искусства на первых порах оказался приемлемым для христианского изобразительного искусства.

Римские катакомбы представляют собой совершенно поразительные коридоры подземные, достигающие пяти этажей вглубь. Протяжённость их чрезвычайна велика: если римские катакомбы вытянуть в линию, то их протяжённость будет около 1000 километров. Кроме Рима катакомбы существуют в Неаполе, в Египте, в Палестине, но именно в римских катакомбах избежало уничтожения и сохранилось наибольшее количество первохристианских памятников.

.  Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие, что библейский символизм находил выражение в живописном

Слайд 9Большинство изображений катакомб носит символический характер. При выборе символических изображений,

христиане опирались отчасти на творения свт. Климента Александрийского, который первым

из отцов указал на удобство египетских иероглифов для изображения христианских образов (голубь, рыба, корабль, лира, якорь, птица). Но самым древним символом доныне остается крест. В катакомбах он часто скрывался под видом буквы «Х» или еврейской буквы «Т». Только в памятниках искусства, начиная со времени Феодосия Великого (379-395 гг.), появляется прямое изображение знамения креста.
Искусство катакомб прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, в большинстве соответствует священным текстам, ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

Все изображения (живопись) катакомб обычно разделяют на: 1) символическую (якорь, голубь, феникс, павлин, агнец), 2) аллегорическую («Притча о 10 девах», «Добрый Пастырь»), 3) историческую («Ноев ковчег», «Даниил во рве львином», «Поклонение волхвов»), 4) литургическую (плавающие рыбы, на спинах которых находятся корзины с хлебами), 5) изображения Христа (условное изображение в виде юноши) и Богородицы.

Большинство изображений катакомб носит символический характер. При выборе символических изображений, христиане опирались отчасти на творения свт. Климента

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика