Слайд 1Искусство Нового царства
(XVI –XII вв. до н. э.)
и позднего
периода
(XI в. -332 г. до н.э.)
Слайд 3Эпоха Нового царства
Грандиозное храмовое
строительство
Большая подвижность фигур;
лирические мотивы
в
росписях и рельефах
Роскошь в сочетании
с изысканной утонченностью,
стремление к
изяществу
Особенности:
Слайд 4Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы – «дома» богов.
Слайд 6Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
Слайд 7Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
Слайд 8Храмы Луксора и Карнака – величайшие достижения египетского зодчества.
Слайд 9
Храм в Луксоре
Грандиозное строительство фараонов имеет по – прежнему целью
утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамиды увенчанием этого
строительства является храм.
Слайд 10Храм Луксора украшен золотистыми колоннами в виде папируса
Слайд 11Колонны храма в Луксоре
В Луксорском храме тоже огромном, хоть и
несколько меньшем, чем Карнакский, гармоничная ясность замысла скрашивает все «чрезмерности»,
а мощь и стройность колонн с капителями в виде раскрытых метелок папируса производит неизгладимое впечатление.
Слайд 13Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из 40 сфинксов
с телом льва и головой барана
Слайд 15 Один из входов выходит в гипостильный зал
(от греч. хипостилос – поддерживаемый колоннами). В нем более 130
колонн образуют 16 рядов.
Слайд 16Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп
IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск
под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где теперь находится селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя — Эхнатон — «Дух Атона».
Слайд 17Амарнский период
Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетатона являются
портретные головы Эхнатона и его жены Нефертити
Слайд 19Эхнатон всемерно стремился подчеркнуть свой разрыв с традициями прошлого, строгое
соблюдение которых всегда являлось в руках господствующей верхушки мощным средством
воздействия на народные массы. Так, он приказал и официальные надписи, и художественную литературу, и даже гимны новому богу писать современным разговорным языком, на котором говорил народ, а не устарелым книжным, на котором писали до него.
Колосс Аменхотепа IV (Эхнатона)
из Карнака
Слайд 21Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и
в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией.
Памятники,
созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются отказом от канонических форм. Таковы рельефы и скульптуры фиванского храма Атона, построенного еще до перенесения столицы государства в Ахетатон, так же как и рельефы пограничных стен новой столицы, датированные шестым годом правления Эхнатона, и созданные одновременно с ними статуи. Во всех этих памятниках виден решительный отход от традиционного идеализированного образа царя. Эхнатон показан со всеми особенностями его неправильных черт лица и форм болезненного тела. Необычны позы фараона и его жены на этих рельефах: они изображены полностью в профиль, без обязательного по древнему канону условного разворота плеч в фас.
Слайд 22В произведениях Амарнского периода переданы лирические настроения и естественные человеческие
чувства.
Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф
из храма Атона в Ахетатоне (совр. Амарна). XVIII династия. Первая четверть 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.
Слайд 24Колесницы. Рельеф из xpaмa Солнца в Ахетатоне
Слайд 26Обратите внимание на порядок расположения фигур.
Слайд 27Найденные при раскопках Ахетатона мастерские скульпторов дали очень ценный материал
для выяснения методов их работы.
Незаконченные скульптуры и особенно гипсовые
маски, снятые не только с умерших, но и с живых людей, показали, как упорно работали такие мастера, как знаменитый начальник скульпторов Тутмес, в мастерской которого были найдены некоторые из упомянутых выше портретов, или неизвестный гениальный скульптор, создавший чудесный портрет царицы в высокой тиаре.
Слайд 28Гипсовая маска Эхнатона
из мастерской скульптора Тутмеса
Голова фараона Эхнатона.
XVIII
династия.
Слайд 29Нефертити
Голова царицы Нефертити
из мастерской скульптора Тутмеса
Слайд 30Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити (14 в до н.э.)
Слайд 31Голова старшей дочери Эхнатона Меритатон. Песчаник Берлинский музей
Голова дочери Эхнатона.
Известняк
Слайд 32Эхнатон правил около 17 лет. После его смерти был восстановлен
культ Амона-Ра, а фараон Тутанхамон вновь перенес столицу в Фивы.
Изменилась не только форма памятников, но и их содержание.
В амарнском искусстве впервые появились изображения египетского царя в повседневной жизни.
Рельефы, высеченные на стенах амарнских гробниц придворных Эхнатона, показывают царя на улице — в носилках или на колеснице, во дворце — за обедом или в узком семейном кругу, награждающим вельмож или принимающим дань от покоренных народов. Впервые всюду вместе с фараоном изображена его семья, причем явно подчеркивается нежная любовь, связывающая членов этой семьи. Важно и стремление передать конкретную обстановку, в которой происходят все события; никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества и разнообразия изображений садов, домов, дворцов, храмов.
Слайд 33Отмеченные на скульптурах Ахетатона последовательные изменения стиля одновременно наблюдаются и
на рельефах более поздних амарнских гробниц.
Аналогичным образом развивалось и
художественное ремесло, где с небывалым разнообразием использовались реалистически переданные растительные и животные мотивы и особенное внимание уделялось богатству расцветки изделий, в частности, предметов из фаянса и стекла.
Сосуд в форме рыбы из Ахетатона (Эль-Амарны)
Слайд 35Расцвету искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не
могли прочно закрепиться, так как рядовые свободные не получили никаких
существенных преимуществ, и вскоре после смерти фараона его второй преемник и зять, совсем молодой Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, которые восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством внутри страны и неудачами внешней политики, что объяснялось жрецами как результат гнева старых богов во главе с Амоном.
Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Подобно тому как разговорный язык прочно удержался и в художественной литературе и в деловых документах, так. и в изобразительном искусстве нельзя было вычеркнуть все то новое, что было осознано и разработано мастерами Ахетатона.
Слайд 36В 1922 году В Долине Царей была найдена могила Тутанхамона.
Её нашли археолог Говард Катер и лорд Корнавон.
Слайд 37Говард Картер и лорд Корнавон. Говард Картер
Слайд 38Эта могила была разграблена не полностью, поэтому там были найдены
многочисленные сокровища.
Слайд 39Замечательные разнообразные по материалам и технике ларцы, в том числе
ларец, покрытый полными бурного движения росписями, великолепные алебастровые сосуды разнообразной
формы, причудливая мебель — целый мир прекрасных творений, созданных высоким мастерством и безупречным вкусом.
Расписной ларец. Тутанхамон на колеснице
Тутанхамон с женой в саду.
Рельеф на крышке ларца.
Слайд 44Кровать Тутанхамона
с фигурами богини Хатор
Слайд 46Замечательные образцы этого позднего амарнского искусства были найдены в 1922
г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона, которая была не тронута
временем и ворами и сохранила множество уникальных памятников, сделанных из ценнейших материалов. Среди них следует прежде всего выделить портретные изображения Тутанхамона, полные свободы и изящества, в особенности пластинку с ларца из слоновой кости со сценой, представляющей Тутанхамона и его молодую жену в саду среди цветов, а также рельеф на спинке деревянного, обитого золотом трона, где фигура Тутанхамона дана в непринужденно естественной позе, абсолютно чуждой каноническим правилам.
Слайд 47Деревянная позолоченная статуэтка богини, охраняющей саркофаг Тутанхамона.
Слайд 48Живопись обогатилась сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Появились изображения в
фас.
«Музыкантки и танцовщицы»
Слайд 49Заросли с летящими утками. Фрагмент росписи из дворца в Ахетатоне
(Эль-Амарне). XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. Берлин.
Слайд 50Остра́кон – рисунки на обломках
Древние художники тренировались на них в
изображении, они не каноничны.
Их делят на:
Рисунки-эскизы
Композиции для настенных
росписей
Натурные зарисовки
Наглядные пособия
Слайд 51Остракон приобретен Дж.Капартом в Луксоре в 1900, написан ручкой из
тростника. Содержит квитанцию об уплате налога. Дата 40 г.н.э. Правление
императора Августа.
Остра́кон или остра́к ( — глиняный черепок) — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца.
В Древнем Египте, ввиду своей доступности по сравнению с дорогими папирусами, глиняные черепки служили для записей, расчётов, квитанций и коротких писем. На остра́конах древние ученики выполняли школьные домашние задания.
Текст на остра́конах писали чернилами или выцарапывали. Были найдены целые архивы остра́конов .
Кроме того, Остраконы – рисунки
на обломках.
Древние художники тренировались
на них в изображении,
они не каноничны.
Слайд 61Среди рисунков много комических.В них вместо людей действуют звери: лев
и газель играют в шахматы; осёл, лев, крокодил и обезьяна
играют на музыкальных инструментах и т.п.