Слайд 1Искусство Жостова.
5 класс
Изображение
Слайд 2Цель урока:
- познакомить с жостовской росписью;
-
выполнить
эскиз жостовского подноса.
Слайд 3Задачи урока:
обучающие:
- познакомить с историей возникновения
и
с особенностями жостовской росписи;
развивающие:
-
совершенствовать навыки кистевой росписи;
- развивать композиционные навыки в создании
единства формы и декора;
воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус;
- прививать усидчивость и трудолюбие.
Слайд 4 История жостовского промысла восходит к началу
XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень -
Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Слайд 5
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых
лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц,
альбомов и проч.. существует с 1825 г.".
Слайд 6
В 1830 г. производство подносов в Жостово
и окрестных селениях увеличилось. Пявились первые металлически подносы, украшенные декоративной
цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Слайд 7 Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные
изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность
безукоризненно ровной. Затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Слайд 8 Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является
роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты.
Слайд 9 Изредка - бытовые сценки из народной жизни, пейзажи,
сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.
Слайд 17 Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими
кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и,
когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Слайд 18 Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный
в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.
Слайд 19 Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную
на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка окружались россыпью
более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.
Слайд 20 Изображение словно рождалось из мерцающей глубины,
растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на
поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими, полуобъёмными. Тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.
Слайд 23 Этапы росписи
Начинается роспись с «замалёвки». Разбелен-ными красками
намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся
в печах в течение нескольких часов.
Слайд 24 Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы
цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими
красками «прокладываются» светлые места росписи.
Слайд 25 После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных
мазков, уточняющих все объёмы. Наложение бликов выявляет объем и свет,
завершает лепку форм.
Слайд 26 Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру
лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись.
Слайд 27 Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают
переход к фону. Тонкие линии-чёрточки ложатся по краю лепестков
и листьев, придавая им большую выразительность.
Слайд 28
Последний этап работы –
«уборка». Это роспись золотой краской по борту подноса и его
украшение кружева-
ми, мелкими цветоч-
ками.
Слайд 29
Эти традиционные приёмы каждый
мастер использует по-своему. В результате появляются
бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа.
Слайд 30 Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма,
без которых его артистичное мастерство было бы невозможно.
Слайд 31 Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его
содержания и выразительных средств.
Слайд 37Практическая работа
Придумайте и распишите свой поднос на бумаге.
В начале работы наметьте крупные и средние формы композиции, затем
мелкие.
Работайте сразу кистью, стараясь соблюдать всю
последовательность росписи мастеров Жостова.
Слайд 39Вопросы для закрепления
знаний:
1. Где зародился жостовский промысел ?
2. Назовите особенности жостовской росписи.
3. Что характерно для
композиции жостовских подносов ?
4. Перечислите этапы жостовской росписи.
5. Почему много лет это искусство живёт и не угасает ?