Слайд 1
Использование игровых упражнений в целях профессионального и личностного самоопределения. Бланковые
и предметные игры профессионального и личностного самоопределения
Рахманова Гули
Группа 17.1-515
Слайд 2Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7-х-11-х
классов. По своему содержанию и активизирующим возможностям эти методики уступают
деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но они, в отличие от названных процедур, рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом). При проведении профориентационных или психологических курсов подобные игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы. Опыт показал, что если они по времени от общего количества часов занимают примерно 25-30 %, то воспринимаются учащимися не как "развлечение", а как естественная форма работы.
Слайд 3Игровые методики:
Ценностно-нравственные профориентационные игры: "Пришельцы", "Три ветерана" ("Три судьбы"),
"Остров", "Спящий город", "Существо" (с элементами экологического воспитания).
Пробно-ознакомительные игры:
"Стажеры-инопланетяне", "Ассоциации" (профориентационный вариант), "Угадай профессию", "Вакансия", "Новичок-наставник", "Завод" ("Кооператив", "Музей").
Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: "Профконсультация", "Приемная комиссия", "Пять шагов", "Советчик".
Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что и позволяет решать проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс.
Слайд 4Игра "Стажеры-инопланетяне"
Игра служит для знакомства учащихся 7-х- 9-х классов (а
в более усложненном варианте - и для учащихся 10-х- 11-х
классов) с основными структурными подразделениями различных предприятий и организаций, а также для выработки умения соотносить качества работника с требованиями профессий. По времени методика занимает около урока. Для игры требуется обычная классная доска.
Слайд 6Определяется в целом, удачной будет "стажировка" инопланетян или нет, то
есть смогут ли они попробовать свои силы по большинству профессий
данного предприятия. Часто обнаруживается, что даже инопланетяне (сильно отличающиеся от обычных людей) все-таки "профпригодны" для многих земных профессий. Такая игра для кого-то из участников может оказаться "вдохновляющим" условием для выбора тех профессий, по которым у него могут быть сомнения в своей пригодности работать по данной профессии. А у кого-то такая игра поможет скорректировать представления о характере самой работы и требованиях к работнику.
Слайд 7
Игра "Три судьбы"
Смысл игры - помочь старшеклассникам разобраться, в
чем могут быть основные смыслы трудовой жизни применительно к различным
стереотипам людей. Помочь разобраться, чем принципиально различаются стереотипы труженика, лентяя, бездарности и др.
Игра может проводиться как с классом, так и с подгруппой. Время - около 30-45 минут.
Слайд 8Схема принципиального различения стереотипов труженика, лентяя-дурака, бездарности и др.
Слайд 9Обозначения на схеме:
(+) - критерий соответствует стереотипу,
(0) -
не соответствует,
(?) - неопределенная степень соответствия,
(+/-) - немножко
соответствует, немножко не соответствует ("как у обычных людей"...).
Слайд 10Игра "Спящий город"
Данная игровая методика предназначена для повышения у участников
уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный
момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.
Игра может быть проведена как с группой в 12-15 человек, так и с целым классом и рассчитана на учащихся 9-х-11-х классов. По времени методика занимает обычно около часа, хотя нередко участники готовы играть и полтора часа.
Слайд 11Игра "Угадай профессию"
Цель данного игрового упражнения - познакомить участников
со схемой анализа профессий.
Упражнение проводится с классом или группой, а
может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30-40 минут, а на саму игру - 10-15 минут.
Слайд 12Игра "Профконсультация"
(с микрогруппой в 3-5 человек)
Общей целью для всех
вариантов игры "Профконсультация" является специально организованная ситуация, в которой школьники
помогают друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации под наблюдением и контролем со стороны психолога. Предлагаются различные варианты организации такой взаимопомощи подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Не следует переоценивать реальную помощь в самоопределении в подробных игровых процедурах, поскольку главное предназначение данной методики - в формировании самой готовности подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы.
Слайд 13Упрощенный вариант игры с микрогруппой в 3-4 человека;
Вариант игры с
микрогруппой в 5-6 человек ("Защита профессии перед родителями");
"Профконсультация" в работе
с классом.
Слайд 15Игровое консультирование в работе с целым классом (упражнение "Советчик")
Целью процедуры
является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников
на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.
Методика может проводиться с целым классом, но более эффективно она проходит в подгруппе из 12-15 человек. Время проведения - от 15 до 25 минут.
Слайд 16Игровые профориентационные упражнения
Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в
работе с подгруппой (8-15 человек) или с малой группой (6-8
человек). Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг, что внешне делает эти упражнения похожими на психотерапевтические группы.
Игровые профориентационые упражнения:
"Профессия на букву»...(перечисление профессий по заглавным буквам), "Подарок" (что подарить человеку данной профессии) ("Любимое блюдо", "Маскарадный костюм"), "Человек-профессия» (ассоциация с проф.), "Автопортрет" (профориентационный вариант) , "Кто есть кто?", "Самая-самая»(отгадать по критерию), "Цепочка» (перечисление профессий по сходству), "А вот и Я!", "Звездный час", "День из жизни» (рассказ о трудовом дне только из существительных) ("Ночь из жизни").
Слайд 17Бланковые игры с классом организуются таким образом, чтобы психолог имел
возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно.
При этом у всех игроков имеются свои игровые бланки, в которых они отражают все свои ходы и результаты. Поскольку в данных методиках моделируются довольно сложные объекты, а сама процедура проводится в явно нестандартизированных условиях, то эти результаты также не должны рассматриваться как традиционная психодиагностика.
Слайд 18«Бизнес-риск-мен»
В шутливой, ироничной форме игра позволяет смоделировать некоторые особенности деятельности
современных российских предпринимателей, связанной с риском, неизбежными нарушениями закона, возможностью
оказаться за решеткой, а также с так называемой «благотворительностью», как ее понимают большинство бизнесменов... Все это важно для разговора с подростками о профессиональном и личностном самоопределении, ведь не секрет, что сейчас многие просто мечтают о том, чтобы стать бизнесменом и поскорее начать разъезжать в «мерседесе», забывая, что за все приходится расплачиваться...
Игра проводится сразу со всем классом (группой), и с каждым человеком в отдельности. Ведущий-психолог активно использует доску, а остальные участники играют с ведущим на своих бланках. Вся игра занимает около 20—30 минут.
Слайд 20«Торг»
Данная бланковая игра позволяет моделировать некоторые элементы действий, связанных с
достижением различных жизненных ценностей. В частности, моделируется «плата» (а иногда
— и «расплата») за те или иные жизненные радости.
Игра проводится с целым классом (группой), где все разбиты на пары, но возможен и вариант игры, где участвуют микрокоманды по три и даже по четыре человека. Время на игру — примерно 40—50 минут