Слайд 1Использование речевых игр и упражнений для развития речи детей
Практический семинар
Слайд 2Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в
разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома,
с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Слайд 3Я предлагаю всем , кто с удовольствием общается с детьми
и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное,
полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Слайд 4Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и
в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой?
Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать, в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»)
и т.д.
Слайд 5Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они
быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять
такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
Слайд 6Польза речевых игр
Совместная игра взрослого и ребенка;
придумывая вместе с ребенком
движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений,
умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха;
знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки;
помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении, делают речь интонационно богатой и выразительной;
выступая в самых разных ролях, ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления;
играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.
Слайд 7Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип
речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните
с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Слайд 8Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте
речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о
мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
Слайд 9«Аты-баты, шли солдаты»
Аты-баты, (дети маршируют).
Шли солдаты. (прикладывают правую руку к
голове - «отдают честь»).
Аты-баты, (маршируют).
На базар. (указывают левой рукой в
сторону базара - «вон там базар»).
Аты-баты, (маршируют).
Что купили? (разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками»).
Аты-баты, (маршируют).
Самовар. (расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны -«я самовар»).
Аты-баты, (маршируют).
Сколько стоит? (правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация).
Аты-баты, (маршируют).
Сто рублей! (поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег»).
Аты-баты, (маршируют).
Заходите, (слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест,
ласковая интонация).
Выпьем чаю (раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце»).
Поскорей! (соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку»).
Слайд 10Считалка «Мы сидели на печи»
Мы сидели на печи, (легка
расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в
бедра - «сидят на печке»).
Ели булки, (выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи. (выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач»).
Бабка Ежка прилетела, (расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе -«ветерок от полета».
Все бараночки поела,(соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки»).
Нам остался лишь батон, (вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе).
Кто не съел, (кладут обе руки на живот).
Тот вышел вон! (выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход»).
Слайд 11Речевая игра «Как у бабушкиНаташи»
Дети держат за концы воображаемый платочек,
надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют
ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют
воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев.
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,
с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,
внутреннюю сторону ладони
вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и пока- зывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят
по-старушечьи.
Слайд 12Речевая игра «Барабек»
Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на
пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как
Барабек.
Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной
интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом.
И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак,
отставляют в сторону, в ней «метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и
негромко - «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками,
сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.