Слайд 1 Исправление
нарушений
произношения
звука [Р]
Слайд 2ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА
Ребенок различает на слух, но не произносит звук
[Р]
Язык безучастно лежит во рту. При этом звук
[Р] может быть лишен собственной присущей ему артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного (КАаОВА).
Слайд 3Велярное произношение
ротоцизм
норма
Слайд 4Увулярное произношение
ротоцизм
норма
Слайд 5Двугубное произношение
ротоцизм
норма
Слайд 6Губно - зубное произношение I вариант
ротоцизм
норма
Слайд 7Губно - зубное произношение II вариант
ротоцизм
норма
Слайд 8Носовое произношение
ротоцизм
норма
Слайд 9Гнусавое произношение
ротоцизм
норма
Слайд 10Боковое произношение
При одностороннем боковом ротоцизме кончик языка отклоняется
вправо или влево. Выдыхаемая воздушная струя смещается в другую сторону
и вызывает вибрацию бокового края языка.
При двустороннем боковом ротоцизме
боковые края языка не прижимаются к верхним коренным зубам, пропускают струю выдыхаемого воздуха и вибрируют
Слайд 11Щечное произношение
Струя выдыхаемого воздуха проходит между
краями языка и щеками, вызывая вибрацию одной или обеих щек.
Слайд 12Одноударное произношение
ротоцизм
норма
Слайд 13Межзубное произношение
I вариант
ротоцизм
норма
Слайд 14Межзубное произношение
II вариант
ротоцизм
норма
Слайд 15Гортанное произношение
Проявляется при экстрапирамидальных заболеваниях или вызывается расщелиной
нёба.
Звук [Р] возникает за счет колебаний сжатых ложных
складок или плотно сомкнутых голосовых складок.
Слайд 16Глухое произношение
ротоцизм
норма
Слайд 17 Предрасполагающие факторы:
* слабость мышц передней части
языка;
* неправильный артикуляционный праксис; * «вялая»
воздушная струя;
* нарушения фонематических процессов.
А также различные анатомические аномалии:
* узкое и высокое (готическое) нёбо;
* короткая подъязычная связка;
* чрезмерно короткий, узкий, массивный, или
* недостаточно пластичный язык;
Слайд 19Постановка звука [Р]
по подражанию предполагает:
слуховое восприятие звука
акустический образ
(рокот мотора, рев льва,
рычание собаки…)
визуальный контроль
тактильные
ощущения
Слайд 20Зондовый массаж кончика языка
Логопедические зонды:
«Вилочковый»
«Крестовина»
Слайд 21Артикуляционные упражнения
для постановки проторного [R]
«Вкусно»
«Качели»
«Чашечка»
Слайд 22Артикуляционные упражнения
для выработки вибрации кончика языка
и формирования сильной
направленной воздушной струи
«Грибок»
«Кучер» «Фокус»
Слайд 23Артикуляционное упражнение «3 ступеньки»:
«Язычок – хитрый лис встает на
верхнюю
губу,
на верхние зубы,
на бугорочки.
- Зачем он пришел?
- Нечего ему тут стоять!
- Сдуем его – прогоним прочь!
Но лис не хочет уходить, пытается удержаться»
Слайд 24Артикуляционное упражнение «Индюк»
Предложите ребенку, подражая «пению»
индюка сначала пошлепать широким кончиком
языка
между губами,
затем между зубами
и, наконец, у альвеол.
Если, глубоко вдохнув (при выполнении последнего этапа упражнения), ребенок с силой выдохнет воздух и «включит» голос – послышится раскатистый звук [Р]
Слайд 25Артикуляционное упражнение «Верблюд»
Проглотить слюну, «высушить» язык. Маленький кусочек
бумаги положить на самый кончик языка и, сразу же приподняв
язык вверх, не прижать, а приложить его к основанию верхних резцов.
Затем с силой выдохнуть, стараясь сдуть бумажку с кончика языка.
Послышится либо глухой раскатистый звук [Р] , либо звукосочетание «ТР»
Слайд 26Артикуляционное упражнение «Не вкусно»:
Ребенок прижимает кончик языка
к верхней губе и делает сильный
выдох, имитируя плевок.
При этом он очень быстро переносит кончик языка к основаниям верхних зубов.
Получается раскатистое «Пррр»
Слайд 27Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Широким передним краем языка «обнять»
верхнюю губу и, не отрывая кончика языка, облизать – внутреннюю
поверхность резцов до их оснований или чуть выше, при этом надо длительно выдувать сильную струю воздуха. Вибрация широкого кончика языка, начинающаяся на губе,
не должна прекращаться и при переводе
его на альвеолы. Получается глухое
раскатистое звукосочетание «Пррр»,
а затем звонкое «Бррр».
Слайд 28Артикуляционное упражнение «Грибок»
Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык
к небу и подуть на него, разрывая смычку языка с
твердым нёбом.
Возникает короткая вибрация кончика языка: Трр.
Слайд 29Опорные звуки
Для звука [Р] опорными являются звуки
[Т] , [Д]
, [С] .
Звуки [Т] , [Д] обеспечивает подъем кончика
языка, а их многократные быстрые повторения создают небольшую вибрацию кончика языка.
Звук [С] способствует формированию направленной воздушной струи.
Слайд 30Постановка звука [Р]
от звука [С] на выдохе
Выдуть воздух изо рта со звуком [С]
, а потом резко всосать этот же самый воздух и звук [С] обратно вместе с языком, как будто улитку в раковину.
При этом язык должен как бы «чиркнуть» по альвеолам.
Затем нужно естественным образом произнести звук [С] и повторить эти же действия на выдохе.
Слайд 31
Постановка звука [Р] от слогового сочетания или «ЗА»
«Заводим
мотоцикл».
Протяжно произнося слог «Ззза» ребенок, как бы «газуя» делает
РЕЗКИЙ поворот кистями рук, и, таким же РЕЗКИМ рывком «чиркая» кончиком языка вверх по альвеолам, делает резкий выдох на кончик языка. Получается фрикативный звук [R] или нормативный [Р] в сочетании с гласным [А] .
Затем ребенок «катается на мотоциклах других марок», имитируя рев моторов РУ, РЫ, РЭ или РО.
Слайд 32Постановка фрикативного звука [R] от звука [Ж]
Предложите
ребенку протяжно произнести звук [Ж] при несколько открытом рте без
округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к основаниям верхних резцов.
Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и альвеолами.
Слайд 33Постановка фрикативного [R]
от верхнеязычного [З]
Ребенок при верхнем положении языка тянет звук [З] . Верхние
резцы должны находиться над нижними, между ними может быть очень небольшая щель.
Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя проходит между языком и верхними зубами. Звук должен произноситься максимально звонко «звенеть и дрожать на кончике языка».
Во время такого произнесения нужно продвигать кончик языка в глубь рта, так, чтобы тот прикасался к альвеолам
Слайд 34
Постановка звука [Р]
от фрикативного [R]
· Если
фрикативный достаточно звонкий [R] произносить очень коротко, как бы ударяя
языком по альвеолам - получится одноударный [Р] .
· Скажите ребенку, что такое жужжание получается, когда муха бьется о стекло: «Язык, как муха вздрогнул, ударившись об альвеолы, как о стекло, и коротко жужукнул».
Слайд 35
В русском языке звук [Р] никогда не произносится раскатисто, а,
напротив, звучит сглажено и часто одноударно. Поэтому НЕ НАДО добиваться
от ребенка усиленной вибрации кончика языка.
Слайд 36 ПОСТАНОВКА звука [Р]
в сочетаниях «ТР» ( ДР)
Слайд 37Артикуляционное упражнение «Парус»
Пусть ребенок очень звонко произносит звук
[Д] , прижимая кончик языка спереди к альвеолам.
Звук надо произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не отрывать от альвеол.
Скажите ребенку, что его язык – это «парус» и при произнесении звука [Д] он должен выдувать воздух так, чтобы его «парус захлопал, затрепетал и завибрировал на ветру», так, чтобы «ветер прорвал парус» (оторвал кончик языка от альвеол).
Получится звукосочетание Дррр
Слайд 38 Прерывание протяжного произношения
фрикативного [R] звуком [Т]
Как будто муху на мгновение прижимают, но тут же
отпускают и она снова жужжит:
«r т r т r т r…».
Между звуками [R] и [Т] не должно быть никакого гласного. Если произносить звуки [R], [Т] кратко и чередовать их достаточно быстро, то к фрикативному [R] добавится легкая вибрация и у ребенка будет получаться звукосочетание Тр – тр – тр.
Слайд 39Произнесение звука [Д] вместо
[Р] в словах, начинающихся сочетаниями ТР
или ДР (тдава, тдамвай, тдуба, , ддуг)
Слайд 40 Сочетание альвеолярных [Т] или [Д] с фрикативным [R]
(тr, дr) с резким выдохом на первом звуке. Вначале может
получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения должны привести к вовлечению в колебание значительной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной
Слайд 41 Прием «Фокус»
Предложите ребенку
произнести верхнеязычное [Т] в составе сочетания ДЗЫНЬ (или мягкое верхнеязычное
[З’ ] - ДЗИНЬ), имитируя звон колокольчика, при этом он должен провести пальцем под языком. Вместо колокольчика зазвучит балалайка – вместо «ДЗЫНЬ» послышится «ДРЫНЬ» (или соответственно вместо «ДЗИНЬ» - «ДРИНЬ»). Затем следует постепенно удлинять произношение второго звука этого сочетания, обращая внимание ребенка на его звучание.
Слайд 42Прием «Подуй на карандаш»
Ребенку предлагают слегка прижать широкий
кончик языка к альвеолам и
с
силой подуть на лежащий перед ним карандаш так, чтобы тот покатился по столу. Сначала используют круглый, а затем (с целью повышения сложности упражнения) граненый
карандаш. Получается
глухое раскатистое Трр.
Слайд 43ПРИЕМЫ РАСЩИПЛЕНИЯ звукосочетаний ТР, ДР,
Предложите ребенку сразу после
слога ТРА произнести слог РА (Тра- ра – ра), затем
Тро-ро – ро, Тры – ры – ры и т.д.
Слайд 44Прием «Машина буксует»
Можно произносить звукосочетание Тррр «толчками»,
прерывая произношение [Р] короткими
паузами, как
будто машина буксует: «Трр – р – р…»
Паузы нужно постепенно удлинять, пока звуки [Р]
не будут звучать практически изолированно друг
от друга в заданным ритме. Затем переходить
к автоматизации звука [Р] в прямых слогах РА, РО,
РЫ, РЭ, РУ и в словах с этими слогами.
Слайд 45 Если и этот способ расщипления сочетаний ТР, ДР не
приносит ожидаемых результатов, можно научить ребенка вклинивать между согласными редуцированный
(нечеткий) гласный звук: ТРа – ТуРа, ДРа - ДыРа Постепенно удлиняя первый гласный, переходить к послоговому произношению Ту – ра, Ды – ра и, наконец, просто РА и т.д.
Слайд 46 Отработав звукосочетания Др – Тр
(друг, трубка…)
следует постепенно менять
первые согласные звуки:
Др – Бр (брат, брошка…),
Тр – Пр (правда, пруд…).
Далее так же вводятся звуки:
Ф – Фр, В – Вр, Ш – Шр, З – Зр и т.д.
Слайд 47Логопедические зонды для постановки звука [Р]
Слайд 48Постановка звука [Р] при помощи логопедического зондов «Рогатка» или «Широкая
лопатка»
Поднять зондом боковые края языка ребенка
и слегка прижать их к коренным зубам.
Попросить ребенка с силой подуть на кончик языка. Получится глухой раскатистый рокот.
То же самое можно делать без зонда, прижимая боковые края языка к верхним коренным зубам при помощи большого и указательного пальцев.
Слайд 49Постановка звука [Р] при помощи логопедического зонда «Шарик»
Ребенок длительно, протяжно
произносит:
- * либо фрикативный звук [R],
- * либо верхнеязычный [З]
,
- * либо одно из сочетаний: «ДЖ» или «ДН»,
- * либо одно из слов: «жир», «тыр», «дырка».
Одновременно под язык ребенка подкладывается зонд «Шарик». Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами
Слайд 50Логопедические зонды
для постановки звука [Р]
Слайд 51Иллюстряции из книги
Хватцева М.Е.
Артикуляция звука «Р»
Вызывание вибрации
(вид снаружи) языка при помощи пальца
Слайд 52Постановка звука [Р] при аномалиях строения речевых органов.
При
ДИЗАРТРИИ – необходима длительная отработка артикуляционных упражнений, предназначенных для постановки
звука [Р] . Ставить звук [Р] лучше всего механическим способом.
При ПРОГЕНИИ, а также при ГОТИЧЕСКОМ НЕБЕ - ребенок должен прислонять язык несколько ближе к верхним резцам. Использование механической помощи может давать слишком грубое звучание.
При отсутствии ВЕРХНИХ КОРЕННЫХ ЗУБОВ - целесообразна постановка временного одноударного произношения [Р] . Когда зубы вырастут, произношение звука [Р] надо будет уточнить.
Слайд 53Зондовый массаж
подъязычной уздечки
О
Слайд 54Особенности автоматизации
Автоматизация звука [Р] в слогах и словах начинается
еще до окончания отработки нормативного произношения:
· либо автоматизируется звук [Р]
, произносимый с механической помощью;
· либо (как, например, при исправлении бокового ротоцизма) автоматизируется фрикативный звук [R] в словах, фразах и даже в самостоятельной речи.
Затем приступают к выработке вибрации кончика языка с механической помощью и осуществляют последующую автоматизацию вибранта [Р] .
Слайд 56Подготовительный этап
1 * Сопоставление и определение на слух звука [Р]
и его заменителя.
2 * Сравнительный анализ артикуляции звука [Р]
и его заменителя.
* Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки звука [Р] .
Слайд 57Замена звука [Р] звуком [Р’]
1. Путем постепенного расширения рта
во время протяжного произнесения звука [Р’] можно
автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука.
2. При произнесении мягкого [Р’] для раскрытия рта можно слегка нажать большим пальцем на подбородок ребенка.
3. Для перемещения языка назад можно ввести под него шпатель или зонд.
Слайд 58 Исправление
нарушений
произношения
звука [Р’]
Слайд 59Постановка [Р’]
в слоге с гласным [И] .
Вслед
за вами ребенок должен произнести слоги РИ –
РИ – РИ. Губы должны быть вытянуты в улыбку, зубы сомкнуты в правильном прикусе. Кончик языка должен прикасаться к основаниям резцов. Повторяя за вами слоги, ребенок может начинать с твердого [Р] , переходя к мягкому непосредственно перед гласным [И] .
Чтобы [Р’] звучал мягко, гласный [И] должен быть максимально закрытым. Губы должны быть вытянуты в очень широкую улыбку.
Слайд 60Постановка звука [Р’]
между двумя гласными
Предложите ребенку широко улыбнуться,
сомкнуть зубы в правильном прикусе
и очень быстро слитно произнести
звукосочетания
ирИ – ирИ – ирИ.
Между гласными будет слышаться мягкий согласный звук [Р’]
Слайд 61Постановка [Р’]
от правильного [Т’]
После длительного произнесения мягкого звука [Т’], ребенок должен вслед за
Вами повторять звукосочетания т’р’и - т’р’и - т’р’и… Звук [Т’] должен произноситься несколько протяжно.
За ним будет слышаться мягкий [Р’]
Слайд 62При замене мягкого [Р’]
на твердое [Р]
необходимо
добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним
резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И]