Слайд 1Исследование поведения покупателей
Жмакина А., Бобров М., Краснов Д., Кирина А.
Слайд 2Когда тот или иной человек тратит собственные деньги на удовлетворение
своих же нужд, задачи маркетолога довольно просты:
изучить,
понять и спрогнозировать эти нужды и удовлетворить их посредством товара либо услуги.
Слайд 3
Потребитель (человек, удовлетворяющий потребность) и покупатель (тот, который принимает решение
о покупке и тратит деньги) слились в одном лице.
Слайд 4Факторы, влияющие на поведение покупателей
Слайд 5 Сегментирование рынка – выделение в пределах рынка четко обозначенных
групп потребителей, различающихся по своим потребностям, характеристикам или поведению, для
обслуживания которых могут потребоваться определенные товары или маркетинговые комплексы.
Слайд 6 Задача сегментирования рынка давно и успешно решается на
основе информации, полученной в ходе маркетингового анализа. Результатом сегментационного исследования является
построение специальной типологии потребителей.
Заказчиками подобных исследований становятся как поставщики продуктов и услуг, так и рекламные и маркетинговые агентства, разрабатывающие предложения по позиционированию.
Слайд 7 Наиболее распространенные причины обращения к сегментационному исследованию рынка:
Анализ
рынка и маркетинговые исследования потребителя для внедрения нового продукта\услуги
(предварительный анализ рынка).
Проверка
перспективности выбранного позиционирования на отдельный сегмент
(оценка размера этого сегмента).
Формирование продуктового предложения для разных типов потребителей. Различные предложения для разных типов потребителей.
Поиск наиболее свободного сегмента с точки зрения марочной конкуренции
Слайд 8 Основой анализа для построения типологии потребителя чаще всего
становятся:
Вовлеченность в потребление продукта\марки
Стиль потребления (психографика)
Демография
Социальный статус
Особенности потребления конкретного продукта
(потребности,
цели, ситуации потребления, критерии выбора)
Слайд 9 На рынке покупателя существует единственный способ получения прибыли:
продажа определенного количества товаров по конкурентоспособной цене. Продавая
товар, предприниматель тем самым и удовлетворяет потребности покупателя.
Слайд 10 Только на основе изучения этих потребностей, выявления закономерностей
поведения потребителя на рынке, выяснения, какие товары и в каком
количестве ему требуется, у предпринимателя появляется шанс продать все, что он произвел; производить ему выгодно столько, сколько необходимо потребителю.
Слайд 11 Для разработки маркетинговой стратегии и конкретных маркетинговых операций,
в частности товаров, сегментации рынка и т.д., огромное значение имеет
характеристика и моделирование покупательского поведения (англ, consumer buying), выявление мнений и предпочтений потребителей, мотивации покупок.
Информационной базой этого анализа служат опросы потребителей и предпринимателей, информация торговых корреспондентов, материалы, полученные в процессе пробного маркетинга, и т.п.
Слайд 13 Например, бельгийская компания «Веlgacom» поместила в газетах анкету
с вопросами о качестве предоставляемых услуг. Было получено 65 тыс.
ответов, позволивших выявить ее слабые стороны деятельности. На основе анализа негативного отношения к компании был разработан ряд мер по перестройке работы с клиентами.
Слайд 14• характеристика удовлетворенности покупкой и торговым обслуживанием;
• определение отношения покупателей
к товару и сервису (рейтинг нового товара);
• выделение групп
покупателей по времени признания нового товара;
• анализ частоты и повторяемости покупок;
• исследование намерений покупателей;
• психографическое моделирование потребителей;
• оценка прибыльности покупателя.
Можно выдвинуть следующие задачи анализа покупательского поведения:
Слайд 15 Главная идея анализа покупательского поведения
установить, отдаст ли
предпочтение потребитель товару данной фирмы, когда и сколько он его
купит.
Слайд 16 Производственная или торговая фирма, заинтересованная в изучении реакции
покупателей на товарное предложение и определенные маркетинговые мероприятия, устанавливает побудительные
причины покупки, степень удовлетворенности покупателей свойствами товара, в том числе его ценой, проводит анализ психологического отождествления качества товара и его цены.
Слайд 17ряды распределения потребителей по одному из признаков (например, по времени
признания товара);
структурные и аналитические группировки, в том числе комбинированные,
позволяющие охарактеризовать состав покупателей и зависимость выбора товара от каких-либо причин, например от социального статуса семьи и ее типа, психологических факторов и т.п.;
многофакторные регрессионные модели, которые выявляют обусловленность покупки набором каких-либо факторов, например демографических, экономических и т.д.
В анализе поведения потребителей используются, как правило, три статистических метода:
Слайд 18 Важной составной частью анализа мнений потребителей является определение
их отношения к качеству товара. Для этого используются три методики.
Слайд 19Потребитель называет ассортиментные виды товара в порядке от наиболее до
наименее предпочтительного: А > В > С.
Недостатки:
- Обычно
больше 3-5 вариантов не рассматривается
- остается неизвестной степень предпочтения
Метод простого рейтинга
Слайд 20 Составляются пары товарных вариантов: АВ, АС, ВС. Покупателю
предлагается выбрать из каждой пары наиболее привлекательный товар.
Этот метод, кроме того, что он облегчает выбор наиболее предпочтительного товара, позволяет выяснить, в чем сходство, а в чем различие вариантов
Метод парного сравнения
Слайд 21 Потребитель должен, пользуясь шкалой оценок, выразить свое отношение
к товару. Тем самым четко выявляется и количественно измеряется его
отношение к товару.
Выстраивается иерархия предпочтений.
Метод монадического рейтинга
Слайд 22 Формой анализа поведения покупателей являются некоторые виды рыночного
тестирования, которые нельзя считать чистой формой маркетингового исследования, так как
их основная задача - управление рыночными процессами (marketing mnagement).
Слайд 23 Рассмотрим опыт американского маркетинга. Волновое исследование продаж. Потребителям
предлагается бесплатно опробовать товар, а затем приобрести или его, или
аналогичный товар конкурента (по слегка сниженной цене), причем предложение повторяется от трех до пяти раз (волны продаж).
Отмечается, сколько потребителей вновь выбрали нашу продукцию и в какой мере они ею удовлетворены.
Слайд 24 Другой формой рыночных испытаний товара является имитационное рыночное
тестирование.
Отбирают 30-40 покупателей (лучше из числа постоянных
клиентов), которых спрашивают о марках товаров, им известных. Им выдают определенную сумму денег и предлагают купить любой товар по их выбору. Соотношение в покупке собственного товара и конкурирующего фиксируется. У потребителей выясняют причины и побуждения, заставившие их купить наш товар или отказаться от него. Тем, кто не купил новый товар нашей фирмы, вручается бесплатный образец. Несколько недель спустя проводится телефонный опрос об отношении потребителей к этому товару, о его свойствах и качестве, степени удовлетворенности пользователя. Обязательно задается вопрос о намерении совершить повторную покупку.
Слайд 25 В процессе пробного маркетинга осуществляется масштабное тестирование, которое
носит название пробного рынка.
Определяется несколько представительных городов,
где организуется продажа и реклама товара с использованием различных вариантов и сочетаний маркетинговых действий. Иногда анализ результатов совмещают с опросом покупателей. Результат - оценка спроса, реакция потребителей на маркетинговые мероприятия и прогноз прибыли. Мероприятие это дорогостоящее, так как подсчитано, что полномасштабные испытания потребуют затрат в 1 млн долл.
Слайд 26 Хорошие результаты дает метод определения нужд и проблем
потребителей.
Организуется опрос потребителей, в котором они должны были
перечислить достоинства и недостатки товаров, а также условия их продажи. Анкеты группируются по доходам, полу и возрасту покупателей. Обнаруженные недостатки ранжируются по степени их серьезности, распространенности и стоимости устранения. Выявить недовольство покупателей и вовремя «погасить» его - задача первостепенной важности, если фирма не хочет получить мощной антирекламы. Подсчитано, что 13% покупателей, недовольных фирмой, сообщает о своем неудачном контакте с фирмой более чем 20 людям.
Слайд 27 Существует понятие покупательских ожиданий, т.е. покупатель как бы
рассчитывает, что новый товар, о выпуске которого фирма объявила заранее,
соответствует его требованиям
Слайд 28 В ходе тестирования товара проводятся блиц-опросы потребителей или
специалистов с целью оценить процесс признания товара, рассчитываются темпы признания
(показатели нарастания числа покупок), уровень диффузии целевого рынка (изменения в распределении покупателей, признавших и не признавших товар).
Следует всегда помнить, что высокое качество товара - условие высокого уровня спроса.
Слайд 29 Тайный покупатель (таинственный покупатель, от англ. Mystery shopper/Secret Shopper) — метод исследования,
который применяется как в рамках маркетингового исследования, направленного на оценку потребительского
опыта, полученного клиентом в процессе приобретения товара или услуги, так и с целью решения организационных задач, например, измерения уровня соблюдения стандартов обслуживания клиентов сотрудниками в организации и др.
Таинственный покупатель
Слайд 30 Для сбора информации используются специально подготовленные люди (тайные
покупатели), осуществляющие проверки от лица потенциальных/реальных клиентов, и детально докладывающие
о результатах проверок.
Цели исследования влияют на уровень требований к тайным покупателям. В большинстве случаев участие в исследованиях "тайный покупатель" не должно быть единственным источником заработка для этих людей.
Слайд 31 Существуют различные термины для обозначения метода mystery shopping
на русском языке:
тайный покупатель, таинственный покупатель, мистери
шоппинг, тайный клиент, секретный покупатель, скрытый покупатель, контрольный клиент, анонимный покупатель, аудит служб заказчика и др. Наибольшее распространение на российском рынке получили термины: тайный покупатель и таинственный покупатель.
Слайд 32 Услуга тайный покупатель может стать источником достоверной информации
для комплексного анализа эффективности торговых точек.
Слайд 33 Скрытый пассажир в авиакомпании или в поезде даёт
информацию, недоступную для других методов (например, опроса). Услуга тайный покупатель
может быть оказана как разово, так и на регулярной основе.
По желанию заказчика исследование тайный покупатель может сопровождаться скрытой аудио или видеозаписью. Запись может вести как сам тайный покупатель, так и сотрудники группы поддержки.