Слайд 1Исследование систем управления
Медведева Инна
МБ-31
Слайд 21. Исследования и их роль в научной и практической деятельности
Слайд 31.1. Понятие исследования
Исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и
получения новых знаний.
Его также можно рассматривать как научный труд,
вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого-либо явления (объекта) с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.
Слайд 41.2. Цель исследования
Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные
цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат).
В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятия «цель».
Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Слайд 51.3. Объект и предмет исследования
Объект исследования в общем случае —
это структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее
внутренняя и внешняя среда, системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), совокупность их элементов, т.е. это то, что требует наличия системы управления.
Например, при исследовании ОАО «Прогресс» объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством региона объектом становится рассматриваемый регион.
Слайд 6
Предмет исследования в общем случае — это то, на что
направлено и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и
разрешения. По существу, им может быть проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которых требует проведения исследования.
Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы.
Например, при изучении СУ ОАО «Прогресс» предметом исследования являются процессы и отношения в СУ ОАО.
Слайд 71.4. Научная и практическая роль исследований в деятельности человека
Необходимость и
значение любого исследования определяется его потребностью и остротой рассматриваемой проблемы
для общества. В связи с тем что итоги научных исследований являются важнейшими составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время нельзя переоценить.
Именно плоды познавательной деятельности определили реализацию в мировой экономике соответствующих технологических укладов — циклов, существенно изменявших человеческую жизнь на планете. Так, на основе теории длинных волн Н. Кондратьева ряд ученых выделяет следующие циклы развития научно-технического прогресса, связанные с внедрением в практику результатов научных исследований.
Слайд 8Первый цикл (1785—1835) — промышленный переворот в Великобритании, обусловленный внедрением
новых технологий в текстильной промышленности и использованием гидроэнергии.
Второй цикл (1830—1890)
- создание парового двигателя и последующее использование и развитие на его базе железнодорожного и водного транспорта, механического и машиностроительного производства.
Третий цикл (1885—1940) — изобретение электродвигателя, производство и использование в промышленности и в быту электроэнергии. Возникла тяжелая электроэнергетическая и электротехническая, сталелитейная и другие виды промышленности.
Четвертый цикл (1935—1990) — использование нефти и продуктов ее переработки, газа, развитие энергетики, дизелей и двигателей внутреннего сгорания и их массовое изготовление, прогресс.
Пятый цикл (1985—2035) — научно-технические достижения в микроэлектронике, информатике и электронных сетях Интернета, инноватике, биотехнологии, генетике, материаловедении, авиакосмонавтике и в области освоения космического пространства, спутниковых телекоммуникаций, тонких химических технологий и т.п.
Слайд 9
2. Место систем управления в организациях
Слайд 102.1. Содержание понятия «система»
Термин «система» толкуется неоднозначно, например:
комплекс взаимодействующих
компонентов;
взаимосвязь самых различных элементов;
все, что состоит из связанных друг
с другом частей.
множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами (свойствами);
совокупность взаимодействующих элементов, служащая для выполнения некоторого требуемого преобразования;
совокупность множества компонентов, спроектированная для выполнения определенной цели в соответствии с планом;
Слайд 11Очевидно, что любая система независимо от ее предназначения состоит из
разного рода составных частей. При этом каждая такая часть, входящая
в систему, называется подсистемой.
Подсистема, в свою очередь, может быть системой и также состоять из подсистем.
Например, транспортная система города включает подсистемы автомобильного, троллейбусного хозяйств и т.п. Каждая из них, в свою очередь, расчленяется на части. Подсистема автомобильного хозяйства может подразделяться на более мелкие составные части, называемые, обычно, субподсистемами — грузового автохозяйства, автобусного пассажирского хозяйства, таксомоторного хозяйства и т.п. Подразделение на подсистемы, субподсистемы и т.д. — существенное условие построения, моделирования и исследования сложных систем.
Слайд 12Таким образом, элементы любой системы представляют собой системы (подсистемы) более
низкого порядка, а каждая система, в свою очередь, обычно выступает
как отдельный элемент более высокого порядка
Рис. 1.1. Принципиальная декомпозиция системы
Слайд 13Существует великое множество систем, все они очень разнообразны по своей
сущности, предназначению, применению и т.д
Таблица 1.1
Классификация видов систем
Слайд 16
2.2. Модель организационно-экономической системы организации предприятия и понятие «система управления»
В
условиях рыночных отношений и конкуренции особым интересом и наибольшим распространением
объективно пользуются исследования, связанные с получением новых знаний и совершенствованием систем организаций (предприятий).
При этом систему любой организации следует рассматривать как социально-экономическую, имеющую, как известно, определенное назначение и соответственно целевую функцию. При реализации такой функции в социально-экономической системе организации в общем случае следует определить «границы» системы, а в ней управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы и внешнюю среду.
Слайд 17
Рис. 1.2. Простейшая модель системы организации (предприятия):
1 — управляющие воздействия
и информация, по прямому каналу связи; 2 — информация о
состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи; 3 — ресурсы на входе системы; 4 — выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства); 5 — внешние задающие воздействия; 6 — исходящая информация в системы более высокого иерархического уровня; 7 — исходящая информация и документация во внешнюю среду; 8 — воздействия внешней среды; 9 — информация о внешней среде; 10 — исходящая информация и задающие воздействия в системы более низкого иерархического уровня; 11 — входящая информация из систем более низкого иерархического уровня
Слайд 182.3. Внешние и внутренние системообразующие факторы
Большое влияние на формирование системы
организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам
воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.
К внешним системообразующим факторам социально-экономических объектов следует относить:
целевые;
временные (они могут быть как системообразующими, так и системоразрушающими);
пространственные (в том числе географические);
тенденциональные (тенденции развития);
политические;
экономические;
финансовые;
социальные;
правовые;
технические;
организационные;
ретроспективные.
Слайд 19Среди внутренних системообразующих факторов выделяют:
целевые;
стратегические;
общекачественные (общие для всех элементов объекта
и субъекта управления качественные особенности и признаки — технология, общая
и профессиональная культура, включающая, например, способность к восприятию нововведений, и др.);
причинно-следственные;
взаимодополняющие;
стабилизационные;
связеобменные (на основе, например, прямых и обратных связей);
функциональные;
искусственные.
Слайд 20
Таблица 1.3
Классификация связей в системах
Слайд 21При прямой связи выходное воздействие одного элемента осуществляется непосредственно на
вход другого или через другие элементы. Обратная связь осуществляется на
основе воздействия выходной величины системы или элемента на вход этой же системы или элемента, или других систем или элементов. Принцип обратной связи служит для формирования управляющих воздействий по улучшению функционирования системы или элемента, т.е. такого вида связь позволяет использовать информацию о состоянии управляемого объекта. При действии обратной связи на уменьшение отклонения системы от первоначального состояния она называется отрицательной (например, уменьшение контролируемого спроса ведет к снижению результатов работы системы организации), в противном случае — положительной обратной связью
Рис. 1.3. Принципиальная схема обратной связи
Обратная связь
Слайд 223. Функциональная роль исследования в развитии систем управления
Слайд 233.1. Сущность терминов «функция», «функциональная» и «роль»
Функция — одна из
важнейших категорией СУ. Она ярко проявляется при взаимодействии и взаимосвязи
ее элементов. Определений функции сравнительно много, в частности:
зависимая переменная величина, изменяющаяся в зависимости от другой величины — аргумента (в математике): Y— ДА);
явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере его изменения;
действие, способность что-либо совершать;
работа, производимая органом;
внешнее проявление какого-либо свойства объекта в данной системе отношений (например, функция денег);
свойство, которое определяется через действие, оказываемое данной системой в фиксированных условиях на внешний, по отношению к ней, объект;
Обобщая можно определить, что применительно к СУ функция —это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели; действие (работа), осуществляемое системой (ее компонентом) для достижения определенных целей.
Слайд 24
Функции, непосредственно направленные на достижение определенной цели обычно называют главными
(функции, для которых создан исследуемый объект и отражающие сущность его
поведения) и основными (функции, которые необходимы для реализации главных функций), а остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющие их) — вспомогательными. Кроме того имеются еще излишние, вредные, несвойственные и дублирующие функции управления.
По отношению к исследуемому объекту функции управления могут внешними и внутренними. Внешние функции управления направлены на реализацию внешних связей объекта со смежными и вышестоящими СУ, а внутренние — на реализацию внутренних связей объекта между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разных иерархических уровней.
Слайд 25Понятие «функциональная» предполагает зависимость чего-либо от осуществления определенной деятельности.
Термин «роль»
следует понимать как характер и степень, т.е. мера участия в
чем-нибудь (играть роль, а не иметь роль).
Понятие «функциональная роль исследования СУ» в рассматриваемом контексте следует воспринимать как меру результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении СУ (т.е. не столько как степень, сколько как меру результата), зависящего от их научного и практического целевого использования.
Для усиления функциональной роли исследований в целом и СУ в частности органы управления различных уровней, в том числе государственного, в той или иной мере стремятся финансировать научную деятельность.
Например, развитые страны (Япония, США и др.) на финансирование научно-исследовательских работ выделяют примерно 2,5—3% ВВП.
Слайд 263.2. Принципы построения и функционирования систем управления
Проведение исследований СУ требует
от исследователя знания важнейших принципов построения и функционирования таких систем,
которые должны удовлетворять современным экономическим условиям; обеспечивать формирование свойств систем.
И при построении, и при функционировании СУ в первую очередь необходимо учитывать ряд объективных общих принципов: сбалансированного демократического централизма, преимущественно оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, активизации и стимулирования, рационального делегирования полномочий, заинтересованной творческой работы всего управленческого персонала.
Наряду с указанным при построении и функционировании СУ следует руководствоваться общесистемными принципами, наиболее значимые из которых представлены в табл. 1.4.
Слайд 27
Таблица 1.4 Общесистемные принципы построения и функционирования системы управления организацией
Слайд 293.3. Выполнение общих функций управления
Среди всех общесистемных принципов необходимо обратить
внимание на выполнение общих функций управления (замкнутого общефункционального управленческого цикла),
которые перечислены ниже.
1. Планирование, представляющее особый процесс подготовки менеджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достижения целей организации. Из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды этот процесс всегда непрерывный.
2. Организация, направленная на структурирование всех работ, распределение их по вертикали и горизонтали для достижений целей организации и выполнения намеченных планов и обязательств.
Слайд 303. Мотивация, обеспечивающая активизацию труда работающих по выполнению всех видов
работ с высоким качеством (без ошибок) в соответствии с распределенными
функциями, планами и требованиями. Мотивация, как правило, включает: внешнее стимулирование (материальное и моральное); психологическое стимулирование (создание условий для заинтересованности в труде, потребности в трудовой активности, удовлетворения от трудовой деятельности).
4. Контроль, предполагающий: отслеживание того, что запланировано; определение того, что сделано в этой области в определенный период времени; сравнение запланированного с достигнутым; принятие корректирующих «мягких» мер при обнаружении отклонений от запланированного. Посредством данной функции осуществляется обратная связь.
Слайд 31Очевидно, что состав функций формально во многом соответствует функциям управленческого
цикла отечественных систем, включающего планирование, организацию работ, координацию и регулирование,
активизацию и стимулирование, учет, контроль и анализ. Некоторые различия, конечно, имеются (в частности, в упорядоченности содержания функций и методах их выполнения).
Рис. 1.4. Общие функции управленческого цикла в системе управления
Слайд 32Следует отметить, что ОФУ в процессе управленческого цикла выполняются не
строго последовательно, а последовательно-параллельно. Это, естественно, несколько усложняет взаимосвязи рассматриваемых
функций (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Общие функции управленческого цикла в системе управления и их взаимосвязи
Слайд 333.4. Основные специальные принципы
К основным специальным принципам при построении и
функционировании СУ относятся:
• ориентация на потребителя, поскольку организации зависят от
своих потребителей и должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания;
• обеспечение лидерства руководителя, которое необходимо для установления единства и реализации целей, выполнения задач и соответствующих им направлений деятельности организации;
• вовлечение всех работников в активный инновационный процесс, так как работники всех уровней составляют основу организации и приобщение к работам по улучшению деятельности и повышению результативности работы позволяет более полно использовать их возможности и способности;
• осуществление реальной индивидуальной и коллективной ответственности за результаты деятельности организации, когда наибольшая ответственность лежит на высшем звене управления;
Слайд 34• системный подход к менеджменту (включая процессный), представляющий собой взаимосвязанные
процессы, обеспечивающий больший вклад в результативность и эффективность организации при
достижении ее целей; при этом системный подход неразрывно связан с процессным подходом (очевидно, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом);
• постоянное улучшение управленческих процессов, рассматриваемое как неизменная цель управления;
• принятие решений на основе фактов, т.е. в основе эффективных решений лежит анализ объективных фактических данных и информации;
• сочетание всех видов {линейного, целевого, функционального и обеспечивающего) и методов управления на основе взаимодействия подразделений при выполнении конкретных функций управления;
• «продуктовый» подход к управлению, когда управление в системе осуществляется (помимо общего управления) по каждому выпускаемому виду разнородной продукции;
Слайд 35Условия, влияющие на функционирование элементов системы управления
Рис. 1.6. Классификация условий,
влияющих на функционирование элементов системы управления
Слайд 36
3.5. Механизм управления. Основные требования, предъявляемые к системе управления
При производстве
продукции в механизме управления происходят исключительно сложные процессы влияния многообразных
субъективных и объективных условий на функционирование элементов СУ. Тем не менее во всех случаях должна четко прослеживаться последовательная цепочка воздействий:
цели СУ организацией (в том числе цели управление качеством и охраны окружающей среды, являющиеся при объективном отношении к общечеловеческим ценностям стратегическими императивами и приоритетами) -> стратегия и обязательства организации мероприятия (воздействия) по достижению целей и выполнению обязательств -> условия, влияющие на элементы системы -> эффективно функционирующие элементы системы -> рациональные решения (информация, документация) -> продукция и услуги, удовлетворяющие требования потребителей.
Слайд 37При этом выполнение всех принципов системного управления и учета, всех
условий, влияющих на функционирование элементов СУ, — одно из необходимых
требований достижения целей организации.
Среди других требований, предъявляемых к СУ, необходимо отметить:
направленность на эффективное достижение целей организации;
обеспечение рационального соединения элементов в систему для достижения синергетического эффекта;
обеспечение непрерывности функционирования и развития организации;
согласованность интересов различных групп, «сил влияния» и др.
Слайд 384. Состав и характеристика элементов и подсистем системы управления. Объекты
исследования
Слайд 394.1. Состав и характеристика элементов
При проведении исследования любой системы важно
определиться с ее структурой, понимаемой как состав элементов (подсистем), относительно
устойчивых связей и отношений между ними, соответствующим образом упорядоченных и организованных для функционирования системы.
Структура формируется применительно к условиям функционирования системы, при необходимости проводя ее изменение во времени и пространстве.
Одним из важнейших вопросов в определении как системы в целом, ее состава подсистем и элементов, а также содержания деятельности и характеристик элементов подсистем системы организации являются системообразующие факторы. Такими факторами, как правило, принято считать явления, связи, отношения, элементы и воздействия, которые обусловливают создание и функционирование системы.
Слайд 40
Для условий рынка в составе как управляемой, так и управляющей
подсистем системы следует (помимо целей и стратегии, ресурсов на входе
системы, внешних условий и факторов, влияющих на систему) выделять результирующие, ресурсные и функционально-организационные группы элементов
Рис. 1.7. Совокупность и взаимосвязи элементов системы социально-экономической производственно-хозяйственной организации (предприятия):
П — продукция, услуги, выполненные обязательства; ИД — исходящая информация и документация (решения), воздействующие на внешнюю среду.
Слайд 41Характеристика элементов производственной системы
1.Производственные функции (функции кадров производства, машин и
оборудования, осуществляемые в процессе производства продукции.
2.Производственная структура (состав подразделения производственной
системы и взаимосвязи между ними в процессе производства продукции)
3.Производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие).
4.Технические средства управления и оргтехника (совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления
5.Информация (информационное обеспечение системы управления: совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации).
Слайд 42
6. Методы управления (совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение
целей и решение задач организации)
7. Технология управления (совокупность взаимосвязанных управленческих
процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов)
8. Финансы (совокупность финансовых средств и потоков, используемых для достижения целей деятельности организации)
9. Управленческие решения (акты, результат, конечный продукт управленческой деятельности, направленные на достижение целей и задач организации)
Слайд 434.2. Состав и характеристика подсистем
Для того чтобы определить состав и
характеризовать подсистему производственной системы в первую очередь необходимо определиться с
составом подсистем в производственной подсистеме системы организации. Так, для промышленного предприятия, с учетом «продуктового» подхода, в ней может формироваться и функционировать следующий состав производственных судподсистем:
• основная «продуктовая» заготовительная; » основная «продуктовая» обрабатывающая; основная «продуктовая» сборочная; » обеспечивающая «продуктовая» энергетическая,
• обеспечивающая «продуктовая» ремонтно-техническая (в том числе электроремонтная);
• обеспечивающая «продуктовая» инструментальная;
• обеспечивающая «продуктовая» метрологическая;
• обеспечивающая «продуктовая» транспортная;
• обеспечивающая «продуктовая» складская.
Слайд 44Рассмотрим состав и характеристики подсистем управляющей подсистемы (системы управления).
Принцип системного
управления, как и все общие, общесистемные и специальные принципы, предопределяют
сочетание в управляющей подсистеме (т.е. в СУ), линейного, целевого, функционального и обеспечивающего управления. В соответствии с этим в СУ, как правило, целесообразно формировать и исследовать следующие взаимосвязанные между собой функционально-целевые подсистемы управления: общую линейную, целевые, функциональные, обеспечивающие. Функционально-целевую модель СУ можно представить в двухмерном (рис. 1.8) или трехмерном (рис. 1.9) пространствах. Трехмерная модель более информативна и наглядна.
Слайд 45Целевые подсистемы: 1 — управление качеством (менеджмент качества); 2 —
управление выполнением плана производства и поставок продукции по контрактам; 3
— регулирования затрат и управление ресурсами; 4 — управление развитием производства и совершенствованием управления; 5 — управление) социальным развитием коллектива; 6 — управление охраной окружающей среды.
Комплексные функциональные подсистемы: 1 — производственное руководство (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего произволства; оперативное управление производством); 2 — техническое руководство (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции); 3 — экономическое руководство (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация) финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ); 4 — руководство внешнехозяйственными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции); 5 — руководство капитальным строительством (собственное и подрядное); 6 — руководство кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).
Обеспечивающие подсистемы: 1 — оснащение техническими средствами и оргтехникой; 2 — делопроизводство; 3 — организация и ведение нормативного хозяйства; 4 — информационное обеспечение управления; 5 — правовое обеспечение; б — хозяйственное обслуживание.
Рис. 1.8. Двухмерная функционально-целевая модель управления промышленным предприятием:
Слайд 46
Общие функции управления в подсистемах системы управления: прогнозирование и планирование;
организация и координация работ; мотивация (активизация; и стимулирование); выполнение работ;
регулирование; контроль; учет; анализ
Рис. 1.9. Трехмерная функционально-целевая модель системы управления промышленным предприятием
Слайд 47Подсистема общего линейного управления — это неотъемлемая составная часть системы
управления, обеспечивающая непосредственное управление производственным процессом в организации на основе
современных управленческих принципов и координации работы целевых и функциональных звеньев на каждом уровне управления. Она включает всех линейных руководителей (генерального директора, его заместителей и руководителей всех подразделений) организации.
Здесь можно выделить четыре уровня управления:
0-й, - высший предпринимательский организационно-целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающие предпринимателей — членов высших органов управления);
1-й — высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено);
2-й — координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления);
3-й - технико-операционный исполнительный (низовое исполнительное звено управления).
В каждой подсистеме для достижения ее целей выполняется определенный состав функций управления.
Слайд 48
Таблица 1.5 Основные виды объектов исследования систем управления