Слайд 1Истоки и пионеры танцевально-двигательной терапии. Возможности танцевально-двигательной терапии в интегрировании
различных психологических теорий и практик.
Слайд 2Танцевальные корни:
Ритуальные танцы (рождение, вступление в брак, смерть);
Поклонения богам (для
хорошего урожая, охоты, победы в бою);
Магические танцы (общение с духами,
излечение от болезни и т.д.)
Слайд 3В настоящее время функции танца
(Козлов 2006 г.):
Коммуникативная (способ общения),
Рекреационная (способ разрядки эмоционального и физического напряжения),
Экспрессивная (способ выражения),
Идентификационная
(ответ на вопрос кто «Я», какой «Я»),
Сакральная (установление связи с божественным, религиозным, потусторонним).
Слайд 4движение отражает личность
«Мы многого не знаем о себе, до тех
пор, пока не начнем двигаться».
Пол Шильдер
«…все, что происходит с нашим телом отражается на психике и наоборот, все психологические и эмоциональные изменения отражаются в теле…»
В. Райх
для танцевально-двигательной терапии фундаментальными являются взаимоотношения между телом и разумом
как спонтанными движениями и сознанием
Слайд 9 Эмиль Жак-Далкроз (1865-1950)
Слайд 10Учебный план:
Ритмическая гимнастика
Сольфеджио
Импровизация
Дыхание
Анатомия
Гимнастика
Хор
Танец или пластика
Упражнения на телесное переживание музыки.
Слайд 12Рудольф Лабан
«…движения не ограничиваются физическим уровнем и влияют на психику…»
С одной стороны, движения — это свободные импровизации, которые выражают
чувства клиента на невербальном уровне, с другой стороны — четкая структура, которая защищает внутриличностные проблемы.
Слайд 15Мари Вигман:
«…танцевальная импровизация как способ спонтанного движения позволяет человеку выражать
себя честно. Человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими
психологическими ресурсами».
Слайд 16Пионеры ТТ
Мериан Чейз
Лилия Эспенак
Труди Шуп
Мари Уайтхауз
Слайд 18Мэриан Чейс
"Когда эмоции становятся патологически ориентированными, образ тела начинает искажаться".
"Поскольку мышечная деятельность, выражающая эмоции, является основой танца, и поскольку
танец - это средство структурирования и организации такой деятельности, то можно предположить, что танец мог бы стать мощным средством коммуникации для реинтеграции пациентов с серьезными психическими нарушениями"
Слайд 19Разработала понятия:
Кинестетическя эмпатия – телесная реакция терапевта на невербальные сообщения,
помогает лучше понять эмоции пациента.
Труди Шууп: «Безжалостные повторения причудливых
действий и движений, которые показывает тело психотических людей – тревожное зрелище. Я пробую вызвать доверие и войти в эту причудливую телесную форму. Я «связываю», соединяю свое тело с телом пациента. Когда я исследую его способ выражения, перенимаю его манеры, я могу лучше понять чувства, лежащие в основе этого выражения, и пациент со своей стороны чувствует себя понятым».
Ритмическая групповая активност – использование ритма для координации в группе участников терапевтического процесса. Ритм является важным инструментом телесной осознанности и коммуникативности.
Слайд 21Движенческий диагностический тест Эспенак
Слайд 23Модель ТТ М.Уайтхауз.
Глубинный анализ – работа с бессознательным.
Раскрытие индивидуальности –
личное развитие, умение чувствовать себя и других.
Полярность – Работа с
полярностями через движение (верх-низ, право-лево и т.д. ), развитие чувственного восприятия жизни «или-или».
Аутентичное движение- истенное движение индивида, его признак.
Активное воображение – переработка бессознательного через вербальные или визуальные картины в танце, рисунке (работа со сновидениями, фантазиями).
Слайд 24Труди Шуп(1903-1993)
Модель ТТ Т.Шуп
1.Работа с базовыми движениями – ползание, кружение,
ходьба и т.д.
2.Развитие креативности пациентов.
3.Разделение фантазий пациентов и действительности,
поиск
сил для встречи
с реальностью.
Слайд 25Анализ тела Труди Шуп
Дыхание – может дать более полное представление
о себе.
Центр тела – центр тела говорит об отношениях к
себе и миру.
Телесное напряжение – работа с чувствами.
Ритм – развитие независимости.
Использование комнаты – функционирование в действительности.
Слайд 26 Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как
процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. (Гренлюнд, Н.Ю.
Оганесян, 2005).
Слайд 27Цели танцевальной терапии (Рудестам, 1993):
Самовыражение и самоактуализация личности
расширение сферы осознания
собственного тела, его использования и возможностей, что повышает физическое и
эмоциональное здоровье;
Повышение самооценки путем развития безопасного, более положительного или привлекательного образа тела;
Совершенствование социальных умений тех пациентов/клиентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков;
Коррекция системы отношений личности
Приведение человека в контакт с его чувствами путем установления связи чувств с движениями;
Глубокий групповой опыт, как следствие групповых сессии.
Слайд 28Возможности танцевальной терапии
в интегрировании психологических учений и практик:
- танцевально-двигательная
терапия основана на убеждении, что существуют взаимоотношения между движением и
эмоцией;
в теле есть мышечная память, которая тесным образом связана с чувствами, которые мы когда-либо переживали в определенных ситуациях;
когда человек двигается, то телесные движения естественным образом вызывают воспоминания о ситуациях, снах, образах и связанные с ними эмоциях;
изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце и обеспечивают базис, на котором возникают и выражаются чувства;
Изменения в двигательном поведении могут привести к изменениям в психике.
Слайд 29танцевальная терапия и психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда
Слайд 30танцевальная терапия и психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда
«…никакой смертный не может
сохранить тайну. Если губы молчат, то сплетничают его пальцы. Каждая
часть тела выдает его» (Freud, 1905)
Слайд 31танцевальная терапия и
индивидуальная психология
Альфреда Адлера
Слайд 32танцевальная терапия и индивидуальная психология Альфреда Адлера
- танцевальное пространство это
условие, где возможно испытать удовлетворение и удовольствие от процесса деятельности
как результата собственных усилий, что, усиливает чувство собственной значимости, собственных творческих возможностей и направлено на личностный рост;
- творческая деятельность становится источником исцеления и внутреннего роста;
- танец используется как средство установления, поддержания и коррекции межличностных отношений
- взаимодействие в танце дает возможность осознать собственные формы самовыражения, сопряженных с отношениями к конкретным людям, к миру, проанализировать причины их нарушений, узнать разнообразие других альтернативных поведенческих реакций
Слайд 33танцевальная терапия и
аналитическая психология
Карла Густава Юнга
Слайд 34танцевальная терапия и
аналитическая психология
Карла Густава Юнга
Юнг предполагал, что
выразительное телесное движение - это один из гармоничных путей придать
форму бессознательному.
Танцевальные фигуры выражают те же значения, что и рисунки.
Юнг коснулся этой темы на своем семинаре по сновидениям в 1929 году: «Однажды пациентка принесла мне рисунок мандалы, рассказав, что это был набросок определенных движений вдоль линий в пространстве. Она протанцевала его для меня... Ее танец был магической формулой …с конечной целью, которую нужно достичь…» (1938).
Слайд 35танцевальная терапия и
теория объектных отношений
Дональд Винникотт
Слайд 36танцевальная терапия и
теория объектных отношений
«…только в игре дети и
взрослые могут обратиться к творчеству, открыть свою креативность, и только
через развитие собственной креативности индивид может познать самого себя» (Winnicott, 1971).
Слайд 37танцевальная терапия и
научающе-бихевиоральное,
социально-когнитивное направления
Слайд 38танцевально-двигательная терапия и
научающе-бихевиоральное,
социально-когнитивное направления
принципы оперантного, социального научения используются
в социально-психологических танцевальных тренингах
например, тренировка уверенности в себе, основанных
на репетиции уверенного поведения и самоконтроля танцевально-двигательными методами
Слайд 39танцевальная терапия и
гуманистическая психология
(клиент центрированная)
Карл Роджерс
Слайд 40танцевальная терапия и гуманистическая психология
основная мысль: «Стремление к улучшению здоровья
и самоактуализации является частью человеческой природы»
Танцетерапевт ориентирован на клиента,
отдавая приоритет развитию его индивидуальности и его свободе выражения.
В танцевально-двигательной терапии люди открываются переживаниям, доверяют себе и свободно движутся в направлении актуализации себя
Слайд 41танцевальная и гештальт терапии
Фриц Перлз
Слайд 42танцевальная и гештальт
терапия
- танцевальная терапия и гештальт-терапия работают с
ситуацией в режиме «здесь и сейчас»;
- танцетерапевт стремится понять
«язык тела» и помочь бессознательному клиента стать осознанным;
- развитие осознанности и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь;
- схожии техники: преувеличение, усиление чувства и его выражения; развитие темы в действие.
Слайд 43танцевальная терапия и
учение о мышечно-эмоциональных блоках, характерном панцире
Вильгельм
Райх
Слайд 44танцевальная терапия и
учение о мышечно-эмоциональных блоках, характерном панцире
Слайд 45
эмоции скапливаются в теле в характерные паттерны
В.Райх предложил параллельно с
вербальным анализом, воздействовать на мышечные блоки, чтобы освободить их и
скрытые в них эмоции
танцевальная терапия обращается к пониманию психосоматических механизмов
Слайд 46танцевальная терапия и
отечественная концепция отношений
Слайд 47танцевальная терапия и
отечественная концепция отношений
В.Н.Мясищева и А.Ф. Лазурского.
Слайд 48отношения понимались В.Н.Мясищевым, как сознательные, избирательные связи человека с окружающим
миром и с самим собой, которые влияют на его личностные
качества и реализуются в деятельности.
Мясищев развивал важную мысль о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.
Слайд 49Танец может рассматриваться как универсальный мощный инструмент или технология воздействия
на основные структуры личности: (темперамент) характер и систему внутриличностных и
межличностных отношений т.е. Может вернуть человека в прошлое, с целью поиска потенциала и осознания полученного опыта.
Слайд 50Система отношений личности: отношения к себе, к другим людям, к
миру.
Концепция отношений составляет ядро отечественной психологии личности и общения. Что
успешно используется в танцевально-экспрессивных тренингах в развитии коммуникативной компетентности личности как субъекта отношений
Слайд 51методы танцевальной терапии:
1. Кинестетическая эмпатия - терапевтические двигательные взаимоотношения как
эмпатическое принятие партнера посредством отзеркаливания (М.Чейс).
2. Аутентичное движение как
метод активного воображения в движении. Основательница этого метода - Мэри Старк Уайтхаус.
3. Телесное действие, как символизм для передачи эмоций и идей, которые не поддаются выражению повседневным языком.
4. Структурированный танец по методу Л.Алексеевой.
5. Творческий танец или импровизация.
6. Контактная импровизация.
7. Ритмическая групповая активность.
8. Танцевальная игра. Применение данного метода, методику составления программ танцевальной игры описывает в своей книге Оганесян Н.Ю.
9. Музыкальное сопровождение.
10. Использование психотерапевтического рисунка.
11. Использование предметов.
12. Дыхательные психотехнологии.
13. Техники работы с телом (элементы оздоровительной корригирующей гимнастики, самомассаж, приемы тренировки координации движений, работа с пространством).
Слайд 52Эмпатическое принятие партнера посредством отзеркаливания
Слайд 53Эмпатическое принятие партнера посредством отзеркаливания
Слайд 54Эмпатическое принятие партнера посредством отзеркаливания
Слайд 55Эмпатическое принятие партнера посредством отзеркаливания
Слайд 61«Аутентичное движение это практика быть собой во всей своей истинности
в присутствии других».
М.Уайтхаус
Слайд 63Творческий танец
«из этого момента»
(from the moment)
Слайд 65Ритмическая групповая активность
Слайд 66Ритмическая групповая активность
Слайд 67Ритмическая групповая активность
Слайд 74Использование психотерапевтического рисунка
Слайд 75Использование психотерапевтического рисунка
Слайд 76Использование психотерапевтического рисунка
Слайд 77Расслабление, медитативная практика
Слайд 81Диагностика в танцевальной терапии
система анализа движений под названием Effort/Shape
(система форм усилий) или LMA=Laban Movement Analysis (Анализ движений Лабана).
исследования психомоторики, где отслеживаются и рассматриваются отдельные компоненты, составляющие двигательный акт
Слайд 82Анализ движений Лабана
Пространство
- как много места позволяет себе человек
занимать в жизни;
- как человек входит в пространство других людей;
-
какие зоны пространства человеком освоены и т.д.
Сила
- как чувствует человек свой вес, опору, поддержку;
- в взаимодействии ли он с гравитацией другим людям;
- доверяет ли свой вес, свое тело и т.д.
Время
- какой ритм для человека более органичен;
- при каком ритме – быстром или медленном – человек чувствует себя более уверенным, либо напуганным;
- может ли человек осваивать разнообразные ритмы и т.д.
Течение
- насколько человек может держать определенный ритм или стиль движения;
- насколько движения направлены;
- какие части тела и как часто «выпадают» они из направленного движения;
- как много неосознанного хаоса в теле человека и т.д.
Слайд 83исследования психомоторики
(Оганесян Н.Ю.)
оцениваются:
1. экстрапирамидные компоненты:
- тонус,
- смена иннервации и денервации,
-
темп,
- ритм,
- автоматические движения,
- вспомогательные движения.
2. Пирамидные компоненты:
- сила, энергия
движений,
- отчетливость выполнения.
3. Церебральные и кортикоцеребральные компоненты:
- равновесие, соразмерность движений в пространстве,
- координация движения.
4. Фронтальные компоненты:
- двигательная активность,
- способность выработки формул,
- способность сохранения формул,
- способность к одновременным движениям,
- вторичные автоматизмы.
Слайд 84Танцетерапевту необходимо иметь в виду:
1. Важным является методологический плюрализм, то
есть способность овладеть многообразием методов и умело их применять.
2.
Метод модифицируется в зависимости от конкретных условий, цели исследования, характера решаемых задач, особенностей объекта, и т.п.
Слайд 85достоинства и преимущества танцевальной терапии
1. Танец обращается к здоровой стороне
человеческой природы и насыщает тело новыми позитивными чувствами.
2. Танцетерапевты работают
с разной категорией граждан. Танцевальная терапия работает через движение, поэтому она адаптивна к очень широкому спектру поведения.
3. Движение может привести клиента в любую ситуацию его истории, которая осталась незавершенной, и тогда происходит уникальный танец, который каждый должен исполнить сам.
4. Отправной точкой в танцевальной терапии является идея о том, что взаимоотношения между психическими трудностям и телесным языком можно рассматривать как путь, с помощью которого естественный динамический ритм движения будет включаться как средство изменения, особенно для людей с трудностями в вербализации.
6. Танцевальная терапия помогает сделать невидимое видимым, неясное ясным. Наши тела отражают наше взаимоотношение с жизнью, сокровенно и точно. Танцевальная терапия завершает те шаги, которые мы чувствуем внутри, и позволяет сделать шаг в жизнь навстречу жизни.