Слайд 1ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ - 2
Минойская культура. Античность. Древняя Греция
Овсянникова Е.Б., проф.
МАРХИ, проф. СевГУ, канд. архитектуры
Слайд 2АРХИТЕКТУРА МИНОЙСКОЙ (КРИТО-МИКЕНСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ
КАК ПРЕДЫСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ АНТИЧНОСТИ
Минойская цивилизация начала
формироваться во II III тысячелетиях до н.э. и развивалась вплоть
до XII века до н.э., когда она безвозвратно погибла. Линейное письмо, характерноедля этой культуры, до сих пор не расшифровано.
Центрами формирования такой культуры были поселения на острове Крит и город Микены на Пелопоннесе - на территории современной Греции.
Там сформировались приемы организации пространства, освоенные и развитые в архитектуре Древней Греции. Это – сложные по композиции дворцы с внутренними дворами-атриумами, окруженными колоннадами, и особые каноничные формы художественных решений стоечно-балочной системы – своеобразным ордером, еще очень далеким от древнегреческих модификаций.
Реликтовой формой архитектуры был «мегарон», зал прямоугольной формы с очагом в центре и отверстием для выхода дыма над ним. Разумеется, примеры такого рода сохранились только
На уровне нижних частей как археологические объекты.
Слайд 4Ареалы развития Минойской (Критомикенской) культуры
Слайд 5
Модели архитектурных объектов из числа многих, найденных на острове Крит.
Они отражают наиболее востребованные архитектурные формы – полуоткрытые дворики, мегароны
(залы с очагом в центре и с отверстием в плоской кровле для выхода дыма), закрытые помещения с окнами, наружные веранды и галереи с плоской кровлей, балконы.
Музей в Ираклионе. Крит
Слайд 6Кносский дворец на острове Крит.
План (по В.Ф. Саваренской)
Данный дворец имеет
несколько археологических слоев. Был во многом обследован в 1900-1920-е годы
английским археологом А. Эвансом, воссоздавшим несохранившиеся деревянные колоннады и др. формы по оставшимся в культурном слое пустотам. Эванс, как и его последователи-археологи, обнаружили многочисленные изображения и модели древнейших построек и даже фрагмент фрески, где показан дворцовый зал.
Среди руин дворца сохранились фрагменты уникальной настенной живописи, хранящиеся в музее Ираклиона, тогда как для туристов демонстрируют во дворце их копии.
Слайд 7Кносский дворец.
Общий вид в наши дни
Слайд 8Вид помещений Кносского дворца. Воссоздание
А. Эванса.
Фото Н.Ю. Васильева
Слайд 9Кносский дворец.
X - VIII века до н.э.
Воссоздание А. Эванса.
Специфические колонны, диаметр увеличивается кверху, увенчанные чашеобразнми капителями – важная
особенность данного ордерного канона
Слайд 10Фрагмент росписи с показом колонн зала дворца в цвете.
Обмерный чертеж.
Публикация
материалов
А. Эванса
Слайд 12Один из интерьеров Кносского дворца.
Фреска с дельфинами – копия (подлинник
в музее Ираклиона. Крит). Орнаменты с цветами и спиралью -
подлинники
Слайд 13Фреска из Кносского дворца. Музей в Ираклионе. Фото Н.Ю. Васильева
Слайд 14Зал Кносского дворца с каменным троном и каменной чашей для
проведения ритуалов.
Настенная живопись воссоздана по инициативе А. Эванса
Фото Н.Ю.
Васильева
Слайд 15Дворец в Фесте.
Крит (по В.Ф. Саваренской)
Как и план Кносского
дворца имеет неправильные (живописные) формы планировки помещений, расположенных в разных
уровнях, с двориками и колоннадами, с центральным пространством типа площади
Слайд 17Тиринф и Микены.
Планы (по В.Ф. Саваренской)
Слайд 18
Микены.
Реконструкция
и фотосъемка с натуры
Слайд 19
Микены. «Львиные ворота» в циклопической кладки стены
Слайд 20
Микены. Гробница Атрея.
XIV век до н.э.
Фото Н.Ю. Васильева
Слайд 21
Гробница Атрея.
План и разрезы.
Полуколонна портала погребальной камеры
Слайд 24
Троя.
Разные археологические (культурные) слои
от II - III тысячелетий до
н.э. и до конца древнеримского периода
Слайд 26Памятники архитектуры Крыма древнейшего происхождения
Керчь
Слайд 27Керчь.
Царский курган.
Дромос.
IV век до н.э.
Фото Н.Ю. Васильева
Слайд 28
Керчь. Царский курган. Дромос. Вид в сторону входа
Фото автора
Слайд 30
Керчь.
Царский курган. Камера с ложным сводом
Фото автора
Слайд 31К. Боссоли
Царский курган.
Камера с ложным сводом.
Литография.
1856
Слайд 32Керчь.
Курган с ложным сводом.
IV век до н.э.
Слайд 33Архитектура Древней Греции
Древнегреческая архитектура условно делится на периоды:
Архаика – VIII
– VI века до н.э.;
Классика V – IV века до
н.э.;
Эллинизм с 323 г. до н.э. – даты смерти Александра Македонского
Архитектурная стилистика всех трех периодов различается. Главное из этих особенностей - специфика архитектурных ордеров.
Слайд 34Эпохальное творческое достижение зодчих античности - архитектурный ордер (дословно порядок).
Ордер
–это художественное выражение (оформление) стоечно-балочной конструкции, характерной для каменных сооружений
Древней Греции.
До нас дошли развалины многих храмов, посвященных различным богам.
Исторически сложились три основных ордера: дорический, ионический и коринфский. Древнеримскими их версиями стали: тосканский, дорический с базой колонн), ионический, коринфский и композитный (последний имел черты коринфского и ионического) (см. лекцию 3 данного курса)
Далее, вплоть до нашего времени, ордера по-разному интерпретировали и интерпретируют зодчие разных эпох и стран. Одни из них отрицают возможность сегодня использовать в полной мере античные традиции, другие пытаются их возродить в ретроспективной стилистике.
Ордер времен минойской (критомикенской) культуры, получил серьезную переработку в эпохи архаики, классики и ээлинизма. Формы колонн стали совершенно иными. Вся детализация колонны (стойки) и балки (архитрава), а также антаблемента (фриза и карниза над архитравом) стала иной и вошла как канон в мировую культуру.
Слайд 35Храм Геры (первый) в Пестуме (Италия). VI век до н.э.
Слайд 36Храм Афины в Пестуме. VI век до н.э.
Слайд 37Храм Геры (второй) в Пестуме. VI век до н.э.
Слайд 39Храм Артемиды
на о. Корфу.
Фасадный портик
Слайд 40Деревянный прототип дорического ордера (вверху) и ордер храма Афины-девы -
Парфенона на Афинском Акрополе (внизу).
Традиционное толкование происхождения архитектурного ордера в
каменных постройках как художественная интерпретация форм, сложившихся в деревянных конструкциях (по Н.И. Брунову)
Слайд 41Планы дошедших до нас цокольных частей античных храмов.
Отражают развитие
их планировки.
Периптер (оперенный, окруженный колоннадой) храм (вверху),
и храм в
антах, упрощенной формы (внизу)
Слайд 42Различные пропорции
дорического ордера зависели и от стиля своей эпохи,
и от прочности основного строительного материала – естественного камня.
Ордер VI
века до н.э. был чаще всего намного массивнее, чем ордер V и IV веков до н.э.
Точное посвящение храмов богам в ряде случаев до сих пор не выяснено, однако понятно, как выглядела каменная основа здания. По поводу черепичной кровли, укладываемой по деревянным стропилам и обрешетке, нет достаточных данных,
но о такой конструкции говорят фронтоны, сохранившиеся во многих памятниках. Внутренняя структура храма включала целлу – помещение (помещения) прямоугольной формы.
Слайд 43Самый первый из сложившихся в Древней Греции ордеров – дорический.
Его название происходит от племен дорийцев, проживавших на Пелопоннесе.
Формирование
дорического ордера в VI–V веках до нашей эры шло от массивных форм колонн и антаблемента к более стройным формам колонн и визуально более легкому антаблементу.
Данная сравнительная таблица показывает эту тенденцию.
Слайд 44
Типы планов
древнегреческих
храмов
Слайд 45Интерколумний – расстояние между колоннами.
В древнегреческих постройках интерколумний соответствовал общей
масштабной размерности сооружений в ордере.
Древнейшие формы ордера VI века
с относительно небольшим, расстоянием между колоннами.
Итерколумний в постройках V века относительно больше, а сама колона стройнее
Слайд 46Барабаны мраморных колонн. Храм Аполлона.
Дидим (Турция)
Слайд 47Схемы конструктивных узлов античных построек из мрамора.
Показаны металлические элементы соединения
барабанов колонн (внизу) и скрепы архитравных балок (в середине таблицы).
Крепеж
карнизных камней (наверху слева).
Слайд 48
Афинский акрополь. Реконструкция XIX века
Слайд 49Ф.Э. Черч (Frederic Edwin Church). Парфенон. 1869
Слайд 50Курватура – оптические поправки для улучшения восприятия Парфенона на Афинском
Акрополе. Колонны немного наклонены к середине сооружения.
Интерколумний между угловыми колоннами
меньше, чем между рядовыми колоннами - оптическая поправка, т.к. в ракурсе просвет между колоннами мешает целостному восприятию здания
Слайд 51Афинский Акрополь V века до н.э. с Пропилеями, Парфеноном, храмом
Ники Аптерос (Бескрылой Ники), Эрехтейоном, театром Диониса (справа) и театром
римского периода (слева)
Архаический храм, ранее выстроенный близ места, где был выстроен Парфенон
Слайд 52
Пропилеи. План
Пропилеи Афинского Акрополя. План и фрагмент антаблемента с ионическим
фризом (нехарактерным для дорического ордера)
Слайд 53
О. Шуази.
Анализ восприятия Афинского Акрополя
Слайд 54Ионический ордер храма Аполлона. Дидим (Турция). IV век до н.э.
Слайд 55Базы ионических колонн недостроенной внешней галереи храма Аполлона. Дидим (Дидима).
I – II века н.э.
Слайд 56
Каннелюры ионических колонн храма Аполлона. Дидим
Слайд 57Различные варианты
дорических и ионических капителей с «чашей» - эхином
(по Н.Л.
Павлову)
Слайд 58Тосканский ордер (римская версия дорического) –
названия деталей
Слайд 59Ионический ордер –
названия деталей
Слайд 60
Коринфский ордер –
названия деталей
Слайд 61Цвет в окраске древнегреческих зданий – фрагменты декоративных деталей с
терракотово-красным, охристым и синим колерами
Слайд 62Важнейшим вкладом древних греков в мировую культуру стали общественные архитектурные
комплексы и сооружения.
Это не только акрополи – комплексы святилищ и
храмов, но и открытые амфитеатры, и общественно-торговые центры с крытыми галереями. Все эти объекты получили дальнейшее развитие в древнеримской архитектуре.
Так, отрытые амфитеатры со сценой (орхестрой) были достроены и перестроены римлянами, добавившими помещения для артистов и на сценическом пространстве - в виде постоянных архитектурных декораций, отделивших зрелищное пространство от природной среды.
Слайд 64Театр Диониса на Афинском Акрополе с достроенной римлянами сценической частью.
V век до н.э. – I век н.э.
Слайд 65Амфитеатр на 14 000 зрителей в древнегреческом городе Эпидавр, где
лечил знаменитый хирург Асклепий.
Славится идеальной акустикой.
IV век до н.э.
Фото
Н.Ю. Васильева
Слайд 67Пергам. Амфитеатр с самым крутым уклоном, где размещены сидения для
зрителей.
III – II века
до н.э.
Фото автора
Слайд 68Пергам.
Общественный центр.
II век до н.э.
Реконструкция
Слайд 69Пергамский алтарь реконструкция части сооружения со слепками скульптурного фриза (II
век до н.э.), фрагменты которого были обнаружены археологами в 1878
г.
Пергамский музей. Берлин
Слайд 70Основное отличие архитектуры архаики – «суровый стиль» дошедших до нас
храмов на территории современной Италии, в Пестуме (на юге Апеннинского
полуострова) и в Селинунте (на Сицилии).
Архитектуру периода классики - времени возвышения Афин как столицы крупного полиса (города-государства) – отличала монументальность. Это был стиль «героической эпохи», ярко отразившийся в формах храма Афины-Девы - Парфенона на Афинском Акрополе.
Архитектура эпохи эллинизма отличалась особым изяществом форм общественных зданий, богато украшенных скульптурой (Пергамский алтарь), а также - развитием типологии престижного жилого дома-атриума, с перистильным двориком (обрамленным колоннадами, поддерживавшими галереи) (см. труды Н.И. Брунова, указанные в списке литературы).
Слайд 71Заключение
Архитектура Древней Греции повлияла на все дальнейшие исторические стили.
Древнегреческий
архитектурный ордер стал не только художественно осмысленной системой пропорций стоечно-балочных
несущих конструкций, но и превратился в метод выполнения внешнего декора ряда иных конструкций (стеновых, арочных, купольных и пр.).
Архитектурный ордер стал своего рода «шпаргалкой», позволяющей безошибочно выполнить каждому зодчему престижный архитектурный проект даже не имея профессионального опыта.
В Древней Греции канонический ордер позволил создать выдающиеся архитектурные творения в далеких колониях, где не имелось зодчих столичного уровня.
В дальнейшем греческие ордера были использованы и отчасти видоизменены в Древнем Риме, и трансформированы до неузнаваемости в эпоху Средневековья. Их по своему трактовали мастера Ренессанса, барокко и классицизма, их применяли в эпоху историзма (эклектики).
И лишь в ХХ веке произошел коренной перелом в архитектуре – принципиальный отказ от исторических ордеров. Однако в конце ХХ века отношение к ордеру изменилось на неподдельный интерес к нему. Это выразилось в его новой интерпретации – ироничной, фрагментарно-коллажной и даже в копировании исторических образцов. Об этом речь пойдет в конце данного лекционного курса.
Слайд 72Литература
Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.1. – М., 2003:
https://www.libfox.ru/571271-nikolay-brunov-ocherki-po-istorii-arhitektury-t-1.html
Кнабе Г.С. Древний Рим. История и повседневность. – М., 1986:
https://www.libfox.ru/364236-georgiy-knabe-drevniy-rim-istoriya-i-povsednevnost.html
Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. – М., 1967: http://books.totalarch.com/n/4611
Шуази О. Всеобщая история архитектуры. Т.1, М., 1935:
http://totalarch.ru/choisy_history_architecture