Разделы презентаций


История и философия науки

Содержание

Формирование базовой парадигмы современной философии науки«Коперниканский переворот» И. Канта«Пробуждение от догматического сна»Определяющая роль априорных форм мышления в познавательном процессеИдея активности познающего субъектаПределы научного знания Гегель: учение о саморазвивающемся разумеПознание как развитие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История и философия науки
Тема 9 Формирование базовой парадигмы современной философии науки

История и философия наукиТема 9  Формирование базовой парадигмы современной философии науки

Слайд 2Формирование базовой парадигмы современной философии науки
«Коперниканский переворот» И. Канта
«Пробуждение от

догматического сна»
Определяющая роль априорных форм мышления в познавательном процессе
Идея активности

познающего субъекта
Пределы научного знания
Гегель: учение о саморазвивающемся разуме
Познание как развитие познающего субъекта
Философская система как презентация форм мышления в их диалектическом развитии.
Преодоление «гносеологической робинзонады»
«Абсолютный субъект» классического немецкого идеализма
Социальный субъект марксистской гносеологии
От гносеологии к социологии знания
Формирование базовой парадигмы современной философии науки«Коперниканский переворот» И. Канта«Пробуждение от догматического сна»Определяющая роль априорных форм мышления в

Слайд 3«Коперниканский переворот» И. Канта «Пробуждение от догматического сна»
Получаемое из чувственного

опыта знание принципиально не может иметь тех свойств, которые считаются

отличительными признаками научного знания.
Чувственный опыт сводится к осознанию ощущений, т.е. состояний сознания субъекта, и лишен объективности.
Чувственный опыт «состоит» из конечного числа отдельных (единичных) восприятий и не подлежит теоретическому обобщению.
Те выводы, которые мы всё же делаем на основе опыта, лишены логической необходимости и носят характер более или менее вероятных предположений.
Создать на основе такого знания научную картину мира нельзя, но для нужд повседневной жизни его достаточно.

Скептицизм Юма

«Коперниканский переворот» И. Канта «Пробуждение от догматического сна»Получаемое из чувственного опыта знание принципиально не может иметь тех

Слайд 4«Коперниканский переворот» И. Канта Роль априорных форм мышления в познании
Аналитическое суждение – суждение,

в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).
Синтетическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в

содержании логического подлежащего (субъекта).
«Коперниканский переворот» И. Канта Роль априорных форм мышления в познанииАналитическое суждение – суждение, в котором содержание логического

Слайд 5Отношение между содержанием субъекта и предиката аналитического суждения
Отношение между содержанием субъекта и предиката синтетического суждения
S


S
P
P
«Коперниканский переворот» И. Канта Роль априорных форм

мышления в познании
Отношение между содержанием субъекта и предиката аналитического сужденияОтношение между содержанием субъекта и предиката синтетического сужденияS

Слайд 6«Коперниканский переворот» И. Канта Роль априорных форм мышления в познании
Все

тела протяжённы.
Некоторые тела имеют тяжесть.
Столица – место пребывания правительства.
Канберра – столица Австралии.
Примеры аналитических суждений
Примеры синтетических суждений
Целое больше своей

части.

«Лунная соната» состоит из трёх частей.

«Коперниканский переворот» И. Канта  Роль априорных форм мышления в познанииВсе тела протяжённы.Некоторые тела имеют тяжесть.Столица –

Слайд 7«Коперниканский переворот» И. Канта Роль априорных форм мышления в познании
Общий

принцип аналитических суждений – закон противоречия.
Синтетические суждения нуждаются в ином принципе, нежели закон противоречия.
Противоречиво отрицать за субъектом признак, который

мыслится в самом понятии субъекта.

Нет никакого противоречия в том, что за субъектом отрицается признак, не принадлежащий понятию субъекта.

«Коперниканский переворот» И. Канта  Роль априорных форм мышления в познанииОбщий принцип аналитических суждений – закон противоречия.Синтетические

Слайд 8«Коперниканский переворот» И. Канта Роль априорных форм мышления в познании
Априорное суждение

– суждение, истинность которого устанавливается независимо от опыта.
(Ср. «истины разума» у Лейбница).
Апостериорное суждение – суждение, истинность которого удостоверена опытом.
(Ср. «истины

факта» у Лейбница).
«Коперниканский переворот» И. Канта  Роль априорных форм мышления в познанииАприорное суждение – суждение, истинность которого устанавливается

Слайд 9«Коперниканский переворот» И. Канта Роль априорных форм мышления в познании
Ассерторические (суждения

действительности)
Аподиктические (безусловные, необходимые)
Классификация по модальности
Частные или единичные
Общие (универсальные)
Классификация по количеству
Апостериорные (опытные) суждения
Априорные (доопытные) суждения

«Коперниканский переворот» И. Канта  Роль априорных форм мышления в познанииАссерторические (суждения действительности)Аподиктические (безусловные, необходимые)Классификация по модальностиЧастные

Слайд 10«Коперниканский переворот» И. Канта Роль априорных форм мышления в познании
Науки

опираются на опыт,
но они не могут основываться исключительно на опыте,
поскольку их

законы имеют форму общих аподиктических суждений.
«Коперниканский переворот» И. Канта  Роль априорных форм мышления в познанииНауки опираются на опыт,но они не могут

Слайд 11«Коперниканский переворот» И. Канта Роль априорных форм мышления в познании
Апостериорные
Априорные
Ассерторические
Аподиктические
Частные

или единичные
Общие
Синтетические
Аналитические
Аподиктические
Общие
Ассертор.
Частные
Аподикт.?
Общие?
Все аналитические суждения априорны.
Апостериорные суждения синтетичны.
Возможны ли априорные синтетические суждения?
?

«Коперниканский переворот» И. Канта  Роль априорных форм мышления в познанииАпостериорныеАприорныеАссерторическиеАподиктическиеЧастные или единичныеОбщиеСинтетическиеАналитическиеАподиктическиеОбщиеАссертор.ЧастныеАподикт.?Общие?Все аналитические суждения априорны.Апостериорные суждения

Слайд 12«Коперниканский переворот» И. Канта Идея активности познающего субъекта
Предмет восприятия не

дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений.
Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно

априорным формам самой чувственности.
«Коперниканский переворот» И. Канта  Идея активности познающего субъектаПредмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею

Слайд 13И. Кант. «Критика чистого разума».
«Коперниканский переворот» И. Канта Идея активности познающего

субъекта
Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём

восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции.
И. Кант. «Критика чистого разума».«Коперниканский переворот» И. Канта  Идея активности познающего субъектаНе предмет заключает в себе

Слайд 14«Коперниканский переворот» И. Канта Идея активности познающего субъекта
Рассудок не черпает свои

законы из природы, а предписывает их ей.

«Коперниканский переворот» И. Канта  Идея активности познающего субъектаРассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает

Слайд 15И. Кант. «Пролегомены».
«Коперниканский переворот» И. Канта Идея активности познающего субъекта
Рассудок есть источник всеобщего

порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только

этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познается на опыте, необходимо подчинено законам рассудка.
И. Кант. «Пролегомены».«Коперниканский переворот» И. Канта  Идея активности познающего субъектаРассудок есть источник всеобщего порядка природы, так

Слайд 16И. Кант. «Пролегомены».
«Коперниканский переворот» И. Канта Идея активности познающего субъекта
Мы имеем

дело не с природой вещей самих по себе, которая независима и от условий

нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; и здесь от рассудка, делающего возможным этот опыт, зависит также и то, что чувственно воспринимаемый мир не есть никакой предмет опыта или что он есть природа.
И. Кант. «Пролегомены».«Коперниканский переворот» И. Канта  Идея активности познающего субъектаМы имеем дело не с природой вещей

Слайд 17Трансцендентный мир «вещей в себе» остаётся за границами научного познания.
«Коперниканский переворот» И. Канта

Пределы научного знания
Мир опыта (явлений)
Метафизика как наука о трансцендентных сущностях

невозможна.

Поэтому границы опыта суть границы научного знания.

Априорные формы нашего разума применимы лишь к явлениям.

Трансцендентный мир «вещей в себе»           остаётся за

Слайд 18«Коперниканский переворот» И. Канта
Трансцен-дентальная диалектика
Метафизика
Три идеи: мир, душа, Бог
Умо-заключение
Разум
Трансцен-дентальная аналитика
Естество-знание
Двенадцать категорий
Суждение
Рассудок
Трансцен-дентальная

эстетика
Математика
Пространство и время
Созерцание
Чувствен-ность
Раздел
Наука
Априорные формы
Способ-ность
Уровень синтеза

«Коперниканский переворот» И. КантаТрансцен-дентальная диалектикаМетафизикаТри идеи: мир, душа, БогУмо-заключениеРазумТрансцен-дентальная аналитикаЕстество-знаниеДвенадцать категорийСуждениеРассудокТрансцен-дентальная эстетикаМатематикаПространство и времяСозерцаниеЧувствен-ностьРазделНаукаАприорные формыСпособ-ностьУровень синтеза

Слайд 19«Коперниканский переворот» И. Канта
Субъективный идеализм Беркли
Трансцендентальный идеализм Канта
Вещи суть комплексы ощущений, никакого бытия вне сознания не

имеющие.
Идеальность времени и пространства означает не только то, что 1) явления подчиняются априорным формам нашего созерцания, но

и то, что 2) вещи в себе совершенно не зависят от них.
«Коперниканский переворот» И. КантаСубъективный идеализм БерклиТрансцендентальный идеализм КантаВещи суть комплексы ощущений, никакого бытия вне сознания не имеющие.Идеальность

Слайд 20«Коперниканский переворот» И. Канта
Нативизм рационалистов
Априоризм Канта
Законы нашего разума суть в то же время законы

природы.
Законы природы
(как упорядоченного опыта) суть априорные законы нашего рассудка, но последние имеют силу лишь в

области явлений и не распространяются на вещи в себе.
«Коперниканский переворот» И. КантаНативизм рационалистовАприоризм КантаЗаконы нашего разума суть в то же время законы природы.Законы природы(как упорядоченного

Слайд 21«Коперниканский переворот» И. Канта
Агностицизм Юма
Критический идеализм Канта
Достоверное знание невозможно, поэтому нет никаких общезначимых истин.
Вещи в

себе непознаваемы, но явления подчинены общезначимым формам нашей чувственности и рассудка, что позволяет придать нашему знанию научную форму.

«Коперниканский переворот» И. КантаАгностицизм ЮмаКритический идеализм КантаДостоверное знание невозможно, поэтому нет никаких общезначимых истин.Вещи в себе непознаваемы,

Слайд 22Объект
Объект
Субъект
Объект
Может показаться, что если нам известен способ действия орудия, мы можем вычесть

из результата то, что в нём принадлежит этому орудию.
Эта скептическая аргументация

лишь кажется неопровержимой; на деле же она исходит из предпосылок, которые сами нуждаются в доказательствах,

Гегель Учение о саморазвивающемся разуме

а именно: из представления о познавании как о некотором орудии и из отличия нас самих от этого познавания.

Если познавание рассматривать как орудие для овладения сущностью, то следует учесть, что применение орудия изменяет объект воздействия.

Однако если из объекта воздействия вычесть результат воздействия, мы лишь получим объект в исходном, в данном случае – непознанном, виде.

орудие

Субъект

Аргументация агностиков

Субъект

Объект

Дух
(субстанция- субъект)

Познание мира как самопознание духа

ОбъектОбъектСубъектОбъектМожет показаться, что если нам известен способ действия орудия, мы можем вычесть из результата то, что в

Слайд 23Гегель Учение о саморазвивающемся разуме
Истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся

через своё развитие. Об абсолютном нужно сказать, что оно по существу есть

результат, что оно лишь в конце есть то, что есть оно поистине; и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное, субъект или становление самим собою для себя.

Гегель. «Феноменология духа».

Гегель Учение о саморазвивающемся разумеИстинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через своё развитие. Об

Слайд 24Субъект
Объект
Гегель Познание как развитие познающего субъекта
Субъект
Объект
Дух
(субстанция- субъект)
Познание мира как самопознание и саморазвитие

духа
Прогресс познания заключается не просто в накоплении знаний, но, главным образом,

в развитии наших познавательных способностей.

Для Канта формы познания априорны, универсальны и неизменны, что обеспечивает общезначимость опытного знания, которое, впрочем, не способно постичь «вещи-в-себе».

Для Гегеля в процессе познания развиваются и его формы, что обеспечивает не просто количественный, но и качественный рост знания и, вместе с тем, качественное изменение познающего субъекта.

СубъектОбъектГегель Познание как развитие познающего субъектаСубъектОбъектДух(субстанция- субъект)Познание мира как самопознание и саморазвитие духаПрогресс познания заключается не просто

Слайд 25Качество
Наличное бытие
Бытие
Философская система как презентация форм мышления
Стано- вление
Чистое бытие
Ничто
Иное
Нечто
В- себе- бытие
Для-себя- бытие

Качество    Наличное бытие   Бытие  Философская система как презентация форм мышленияСтано- влениеЧистое

Слайд 26Абсолют- ный дух
Логика
Дух
Приро- да
Бытие
Сущность
Поня- тие
Меха- ника
Орга- ническая физика
Физика
Субъ- ектив- ный дух
Объ- ектив- ный дух
Абсо- лютный дух
Суб.
Об.
Идея
Развитие духа состоит в том, что его выход

из себя и самораскрытие есть вместе с тем его возврат к себе.
Мы начали

с бытия, с абстрактного бытия… Теперь… мы имеем идею как бытие. Но эта идея, обладающая бытием, есть природа.

Природа есть идея в форме инобытия.

Философская система как презентация форм мышления

Абсолют- ный  дух Логика  Дух  Приро- да БытиеСущностьПоня- тие Меха- никаОрга- ническая физика ФизикаСубъ-

Слайд 27Преодоление «гносеологической робинзонады»
Эмпиризм
Рационализм
солипсизм
изолированность монад
Гносеологическая робинзонада
Кантианство
одинаковостью интеллектов
переходит в
утверждает
объясняет общезначи- мость

Преодоление «гносеологической робинзонады»ЭмпиризмРационализмсолипсизмизолированность монадГносеологическая робинзонадаКантианствоодинаковостью интеллектовпереходит вутверждаетобъясняет общезначи- мость

Слайд 28Гегель «Абсолютный субъект»
Классический рационализм
Панлогизм Гегеля
Субъект и объект познания функционируют по одним и

тем же законам.
Мир понятен разуму, потому что он разумен.
Мир понятен

разуму, потому что он и есть Разум.

Субъект и объект познания совпадают, а процесс познания и есть, в сущности, процесс становления этого разумного мира.

Гегель  «Абсолютный субъект»Классический рационализмПанлогизм ГегеляСубъект и объект познания  функционируют  по одним и тем же

Слайд 29Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика