Слайд 1История изучения общественного мнения
Лекция 3.
Слайд 2Вопросы:
Основные этапы становления и развития социологии общественного мнения.
Предыстория социологии общественного
мнения.
Эмпирическое изучение общественного мнения в 19 ст.
Развитие социологии общественного мнения
в 20 ст.
Современный этап развития социологии общественного мнения.
Слайд 3
Вопрос 1.
Основные этапы становления и развития социологии общественного мнения.
Слайд 4Этапы:
1-й «предыстория социологии общественного мнения» (с древних времён до нач.
ХХ ст.).
2-й начало научного изучения общественного мнения, формирование техники
опросов (до сер. ХХ ст.)
3-й современный этап, связан с появлением новых средств и методов изучения общественного мнения (последняя четв. ХХ ст.)
Слайд 5Важнейшие вехи возникновения СОМ
Д. Солсбери (Англия) – впервые употребил термин
«Общественное мнение»;
1588 г. М.Монтень (Франция) использовал термин «общественное мнение» в
своих трудах;
1922 г. У. Липпман написал и издал работу «Общественное мнение»;
Посл. четв. ХХ ст. – появление новых средств изучения: онлайн-просы, инф.технологии и др.
Слайд 6Вопрос 2.
Предыстория социологии общественного мнения.
Слайд 7Древняя Греция:
Платон – противопоставляет мнение мудрецов и масс.
Гераклит – считает
мнение отдельной личности более важным, чем мнение многих.
Школа софистов (Протагор)
– «публичное мнение» - это мнение большинства, которое должно решать вопрос об истинности и ложности любого вопроса.
Древний Рим: «Глас народа – глас Божий!»
Слайд 8Утописты (16 ст.)
Т. Мор «Утопия»: все важные государственные вопросы должны
обсуждаться на народном собрании.
Т. Кампанелла «Город солнца» - если народ
высказывается отрицательно о должностном лице, его нужно переизбрать.
Слайд 9Макиавелли Н. «Государь»
Необходимо считаться с мнением народа, чтобы предотвратить народные
восстания.
Исследует проблему манипулирования народным мнением (государь должен так себя вести,
чтобы создавать положительные суждения о себе).
Слайд 10С кон. 18 ст. термин «общественное мнение» стал общепринятым
Ф. Бэкон
считал, что общественное мнение склонно впитывать в себя предрассудки толпы.
Т.
Гоббс благо народа – высший закон в государстве, общественное мнение должно поддерживать короля.
Д. Локк – граждане наделены равными естественными правами, народ имеет право критиковать правительство.
Слайд 11Эпоха Просвещения (18 ст.)
Развиваются 2 подхода к общественному мнению:
а) структура
общественного мнения монолитна;
б) в обществе существуют относительно автономные мнения групп
влияния, которые взаимодействуют с властными структурами.
Слайд 12Просвещение (18 ст.)
Ш. Монтескье – высшей добродетелью считал патриотизм, который
развивается в условиях демократии.
Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» -
рассматривал общественное мнение как источник неписанного морального закона.
К. Гельвеций и П. Гольбах считали что различия в образе жизни элиты и масс порождают вредные для общества суждения.
Слайд 13Немецкая классическая философия:
И. Кант – различал знания, веру и мнения
как три степени убеждения личности.
Г.Ф. Гегель «Философия права» - дал
определение субъекту и объекту общественного мнения. Раскрыл противоречивый характер природы общественного мнения (предрассудки+истина).
Слайд 14Три взгляда на общественное мнение:
Оно создаётся лидерами (Платон, Аристотель, Макиавелли);
Оно
создаётся классом образованных людей (элитой) – Блумер.
Оно создаётся простым народом
(Руссо, Гегель, Лебон, Тард).
Слайд 15Вопрос 3.
Эмпирическое изучение общественного мнения в 19 ст.
Слайд 16Прикладное изучение общественного мнения началось в США в 19 ст.
«Соломенные
опросы» - их выборки всегда были нерепрезентативными.
1883 г. газета «Бостон
глоб» - применила систему подсчёта голосов в день выборов, чтобы предсказать результат голосования.
1916 г. – журнал «Литературное обозрение» - рассылает открытки с вопросом «Кто выиграет выборы президента?» - вплоть до 1936 г. результаты были правильными.
Слайд 17Соломенные опросы:
«Соломенняе опросы» обычно имеют в виду опросы, проводимые по
упрощенным схемам, нерепрезентативным выборкам, при которых не учитывается воздействие многих
факторов, снижающих качество получаемой информации.
Слайд 18исследования в США:
У. Липпман (1889 – 1974 гг.) – создаёт
теорию общественного мнения, вводит в научный оборот понятие «стереотип».
У.Липпман
в 1922 г. в «Общественном мнении» критикует «соломенные опросы».
А. Бентли «Процесс государственного управления» - вводит понятие «группа интересов» - это группы, выдвигающие определённые требования к власти.
Ч. Кули «Социальный процесс» - изучает природу общественного мнения.
Слайд 19Вопрос 4.
Развитие социологии общественного мнения в 20 ст.
Слайд 20Герберт Блумер (1900 – 1987 гг.)
«Критическая концепция общественного мнения»:
Общественное мнение
– формируется как форма коллективного поведения.
В обществе существует много групп,
претендующих на статус общественности: каждая из них возникает тогда, когда есть разногласие.
Противопоставляет «массу» и «общественность».
Слайд 21Дж. Гэллап (1901 – 1984 гг.)
Диссертация по психологии: «Объективный метод
определения читательского интереса к материалам газеты».
1923 г. – участвует в
опросе читателей газет.
1932 – 1947 гг. – работает в рекламном агенстве, применяет выборочные опросы.
1935 -1937 гг. – профессор Пулитцеровкой школы журналистики Колумбийского университета.
Слайд 22В 1935 г. Гэллап создаёт Американский институт изучения общественного мнения.
Верно
предсказывает выборы 1936 , 1940, 1944 г.
В кон. 30-х г.
ХХ ст. – открывает институты в Канаде, Европе;
1958 г. – институты объединены в Организацию Гэллапа.
С 1930-х издаёт «Ежеквартальник общественного мнения», кот. Реорганизован в Поуперовский центр (архив опросов в США).
Слайд 23книга Линдсея Роджерса (Lindsay Rogers) «Полстеры» (“The Pollsters”)
Автор пытался доказать
неправомерность трактовки Гэллапом, Роупером и Кроссли роли общественного мнения в
системе демократии и ненаучность использовавшихся ими методов опроса. Термин «полстер» должен был ассоциироваться со словом «хакстер» (huckster) – пренебрежительным названием создателей коммерческой рекламы, в основном для радио и телевидения. Однако этого не произошло. Термин прижился без второго плана.
Слайд 24
Поллстеры (pollsters) - социологи, специализирующиеся на массовых опросах избирателей. Слово
«пол(л)стер» (от английского pollster) означает специалиста, который занимается подготовкой, проведением
и анализом результатов опросов общественного мнения (polls).
Слайд 25Э. Поупер (1900 – 1971 гг.)
1935 –т1950 г. – директор
отдела исследований в журнале «Fortune».
1946 г. – основал свой исследовательский
центр, где собрал архив исследований.
Роумперовский центр размещён в университете штата Коннектикут.
Слайд 26Х. Кэтрил (1906 – 1969 г.)
Х. Кэтрил (1906 – 1969
г.) – автор книги «Изменение общественного мнения» (1944г.)
Автор 20 книг.
Слайд 27
Вопрос 5.
Современный этап развития социологии общественного мнения.
Слайд 29Б.М. Фирсов (род. 1922 г.)
Ректор (до 2003 г.) Европейского университета
в Санкт-Петербурге.
Автор более 200 научных работ по теории и методологии
социологии.
Книга: «История советской социологии 1950—1980-х годов» (2001 г.)
Слайд 30Ю.А. Левада (1930 – 2006 гг.)
Лекции по социологии (МГУ,
1967 – 1969 гг.).
Книга «Статьи по социологии» (1993 г.),
Книга«Есть мнение»
(1990 г.),
Книга «Советский человек» (1993 г.),
Книга «От мнения к пониманию» (2000 г.)
Слайд 32«Левада-Центр»
В кон. 80 г. ХХ ст. - Всероссийский центр
изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (рук. Т.И. Заславская).
В 2003 г. Министерство
имущественных отношений РФ приняло решение об акционировании и приватизации ФГУП ВЦИОМ в ОАО «ВЦИОМ».
Сотрудники ВЦИОМ во главе с Ю.Левадой перешли на работу в ранее созданную им параллельно со ВЦИОМ некоммерческую организацию — Аналитическую службу ВЦИОМ (ВЦИОМ-А).
С 2004 компания продолжает работу под новым названием – Аналитический Центр Юрия Левады («Левада-Центр»).
Слайд 33«Левада-Центр» выпускает :
«Вестник общественного мнения» с периодичностью 6 раз в
год;
Ежегодник «Общественное мнение» на русском и английском языках;
Тематические сборники;
Представляет публикации
в СМИ.