Слайд 2ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ САДОВО-ПАРКОВОГО
ИСКУССТВА. ДРЕВНИЙ МИР.
Слайд 3Яркой спецификой ландшафтной архитектуры в целом и ее важнейшей ветви
садово-паркового искусства в частности было и остается использование особых, природных
строительных материалов -растительности, воды, земли, включая особенности топографии места. Именно эти материалы являются основными при работе по созданию среды открытых пространств.
Особенностью ландшафтной архитектуры является главенствующая роль эстетического начала.
Слайд 5В многообразии терминологического толкования понятия «ландшафт» важно выделить основные направления,
с тем чтобы соотнести положения современного ландшафтоведения с ландшафтным искусством...
ландшафт
-это конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв и, следовательно, однохарактерным набором простых геокомплексов (фаций, урочищ).
Слайд 7Ландшафт формируется взаимодействием и взаимосвязью 5 основных природных компонентов
Слайд 8КЛИМАТ
ЗЕМЛЯ
ВОДА
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
ЖИВОТНЫЙ МИР
Слайд 9ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА.
ДРЕВНИЙ МИР.
Слайд 11Сады и парки формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Их развитие
шло одновременно с другими видами искусства - архитектурой, живописью, скульптурой,
а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В садово-парковом искусстве находили свое воплощение достижения растениеводства (декоративного садоводства, селекции, интродукции), архитектурного и инженерного мастерства (строительства, ирригации и др.)
Слайд 13Судя по данным археологии, в Древнем Египте было широко распространено
садоводство. Фрукты, семена и части растений обнаружены в местах погребений.
Многие растения изображены на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах.
Слайд 14Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке, который существовал еще
со времен правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до
н. э. Этот расположенный террасами сад - лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет.
Храм Амона-Ра в Карнаке.
Слайд 15 Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево
и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что
редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом "трофеи" высаживались вокруг храмов и дворцов.
Слайд 16Фруктовый сад с водоёмом в египте
Слайд 17 На некоторых картинах изображены перголы - беседки, увитые виноградом. Во
времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и
бледно-зеленый виноград, культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты.
Слайд 18Изображение пергол в гробнице Сеннефа
Сад чиновника
Слайд 19Священными деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск и
нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут, богини неба.
На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.
Слайд 20Как обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов
и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила.
Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как рычаг для поднятия воды.
Слайд 21Некрополь древнего Мемфиса г Гиза Египет
Слайд 22Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес
III (1198-1166 гг. до н. э.). Во времена его правления
стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса.
В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами
Слайд 24Характер египетского сада сформировался как регулярный, с четко выраженной главной
осью. Садовое искусство включало также формирование замкнутых композиций, включение водоемов
как неотъемлемой части сада, применение аллейных и рядовых посадок.
Слайд 25Следует особо отметить, что понятие "город-сад" - изобретение египтян. Вокруг
дворца Эхнатона и великого храма были два небольших города-сада. Они
состояли из равномерных прямоугольных участков, каждый со своей виллой и оборудованным садом.
Слайд 29Ассирия и Вавилония - это государства Двуречья, которые находились на
территории долины рек Тигр и Евфрат. В государствах Двуречья издавна
существовала разветвленная сеть ирригационных систем, охраняемых государством, что способствовало выращиванию различной флоры.
Слайд 30В архитектурных комплексах городов Двуречья развитие композиции происходило не по
продольной оси. а применялось поперечное развертывание пространства. Характерно также строительство
на террасах - искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью улиц.
Слайд 32Городскими доминантами являлись храмы - зиккураты. очень высокие ступенчатые башни,
где верхнюю часть - платформу завершало архитектурное сооружение - храм.
Нижние части платформ по периметру озеленяли растениями, высаженными в специально устроенные ямы. наполненные растительной землей. Видимо этот тип сооружений привел к созданию "висячих садов".
Особой известностью пользовались "висячие сады" Семирамиды, которые располагались на таких террасах.
Слайд 34На нижних террасах росли деревья и кустарники, на верхних -
мелкий кустарник и цветы. Террасы поддерживались массивными столбами, на которых
были уложены каменные плиты, залитые свинцом, затем - слой тростника, пропитанный битумом, и. наконец, двойной слой кирпичей. Под сводами располагались царские покои, освещавшиеся верхним светом. Из этих покоев можно было попасть на террасу через проходы, устроенные в мощных подпорных стенах
Слайд 36Главный сад был разбит на верхней террасе. Bee террасы соединялись
между собой лестницами, - по оси сада. С верхней площадки
открывались виды на город и долину реки Евфрат.
Слайд 39Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озелененных территорий:
Слайд 40Священные рощи: - Нимфеи - дубовые, кедровые (или из маслин)
рощи с источником в центре.
Слайд 43Герооны посвящались героям и их захоронениям и носили мемориальный характер.
Это лесные массивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. Позднее
они превратились в спортивные парки.
Слайд 45Гимнасии преобразованы из героонов и предназначены для занятий гимнастическими упражнениями,
для встреч, бесед, философских семинаров. Из них постепенно сформировались философские
сады - предназначались для ученых бесед и занятий.
Слайд 48Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер, в них широко использовались
цветочные растения
Слайд 49Садово-парковое искусство античной Греции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры,
градостроительства и паркостроения. Ему свойственны следующие черты:
утилитарность, но вместе с
тем прочность, красота, выразительность художественного образа:
новые типы общественных объектов: гимнасии. стадионы, общественные сады. Идеальная связь с окружающим ландшафтом:
регулярный композиционный прием оформления с мастерским учетом и подбором наиболее красивого ландшафтного оформления.
Слайд 51Садово-парковое искусство Рима существовало в форме садов при домах и
усадьбах. Скромные сады в атриумах городских жилых домов были похожи
на греческие. В то же время богатая знать имела по нескольку вилл и дворцов, окруженных декоративными садами. Основные типы римских зеленых пространств:
Слайд 52Священные рощи были связаны с религиозным культом, имели источник и
небольшой храм. В некоторых случаях располагались несколько часовен, около каждого
сооружения был свой источник.
Слайд 53Городские общественные сады устраивались в городах около портиков, крытых галерей,
вблизи театров, на площадях, с источниками или бассейнами, оформлялись рядовыми
посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой.
Слайд 54Сад-ипподром - прямоугольной формы с закругленным концом . Под его
галереями собирались философы, прозванные "стоиками". Обычно он занимал большую территорию,
один конец которой был решен в виде эллипса. Планировка - регулярная с четкой продольной осью с применением больших деревьев, кустарников, газонов, цветов, скульптуры, фонтанами и беседками.
Слайд 57Сады при виллах и дворцах. В их решении использовался весь
арсенал приемов декоративного садоводства. В композиции садов включали перголы, крытые
аллеи, скульптуру, скамьи, фонтаны. Особенно широким был ассортимент деревьев, кустарников, цветов. В садах Рима мастерски использовался рельеф и исключительно красивое побережье, на склонах гор формировались системы террас, соединенных лестницами и пандусами, на них разбивали регулярные сады; вода, текущая с гор. использовалась для устройства бассейнов, фонтанов, искусственных водопадов и каскадов.
Слайд 59КСИСТ - плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный
на квадраты или прямоугольники и имеющие четкое осевое построение, который
устраивался перед зданием виллы и целиком подчинялся планировке и архитектуре здания.
Слайд 62Наиболее известна вилла Адриана близ Рима, где сад представлял собой
своеобразный музей устройств и сооружений, - они располагались на крутых
склонах речной долины. Подобные сады на рельефе получили название "итальянских".
Основные характерные черты, присущие ландшафтному искусству Древнего Рима:
Появились новые планировочные элементы, такие как ксист и ипподром.
Впервые появляется топиарное искусство - стриженая зелень.
Применялась композиция, подчеркивающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов.
Совершенствование древнегреческих приемов и создание новых, - использование скульптуры, пергол, аллей для пешеходов и для экипажей.
Отсутствие композиционного единства в садах и парках. Разработанные в древнем Риме приемы получили дальнейшее развитие в ландшафтном искусстве Средневековья и в садах Италии эпохи Возрождения.
Слайд 65Печиле- площадь с озером в центре