Разделы презентаций


История Отечества

Содержание

Восточные славяне -  культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках.  Восточнославянские племена слились в единую древнерусскую народность, составили основное население средневекового государства Киевская Русь. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII в. сформировались: русский, украинский и белорусский народы. Концепции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История Отечества.
Тема: «Киевская Русь в IX- начале XII вв.»

История Отечества.Тема: «Киевская Русь в IX- начале XII вв.»

Слайд 2Восточные славяне -  культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках.  
Восточнославянские

племена слились в единую древнерусскую народность, составили основное население средневекового государства Киевская

Русь. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII в. сформировались: русский, украинский и белорусский народы.


Концепции происхождения и прародины славян.

Восточные славяне в древности.

Восточные славяне -  культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках.  Восточнославянские племена слились в единую древнерусскую народность, составили основное

Слайд 3Древняя Русь IX-XII вв.
Теории происхождения термина «Русь».
Теории возникновения государства

у восточных славян.
Древнерусское гос-во - раннефеодальная монархия. Во главе государства –

Великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной (суд, сбор дани и пошлин). В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
Древняя Русь IX-XII вв. Теории происхождения термина «Русь».Теории возникновения государства у восточных славян.Древнерусское гос-во - раннефеодальная монархия. Во

Слайд 4Предпосылки образования Древнерусского государства.
Социально-экономические предпосылки:
развитие земледелия приводило к появлению избыточного

продукта, что создавало возможность для выделения из общины княжеско-дружинной группировки;
развитие

обмена и внешней торговли;
началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую.
Социально-политические предпосылки:
усложнение внутриплеменных отношений, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князя и его дружины как защитников племя от врагов и судьи внутри общины;
борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем.
Духовные предпосылки:
личность князя наделялась сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени;
сакрализация (освящение) княжеской власти.
Внешние предпосылки:
- стремление норманнов взять под свой контроль торговые пути, связавшие Запад с Востоком и Югом («путь из варяг в арабы», «путь из варяг в греки»), ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок;
взаимодействие с более развитыми цивилизациями (Хазарский каганат, Византия) приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни;
Постоянные набеги кочевников вынудили к объединению племен восточных славян.



Предпосылки образования Древнерусского государства.Социально-экономические предпосылки:развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало возможность для выделения из

Слайд 5Занятия восточных славян.
Хозяйство восточных славян велось на основе 4
отраслей

- земледелия, скотоводства, рыболовства
и охоты. Доля каждой из этих отраслей

зависела
прежде всего от природно-климат.условий. Но
земледелие в целом преобладало даже в лесной
полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные
урожаи.
Сельскохозяйственные орудия труда были
приспособлены к местным условиям. На юге
с VIII в. широкое распространение получил плуг.
Севернее чаще встречалась соха, но не потому,
что здешние племена в силу «отсталости» не могли
перенять более совершенный плуг: она просто
лучше подходила к лесостепной полосе с почвой,
не нуждавшейся в глубокой вспашке.
Природно-географический фактор определял системы земледелия. Жители Поднепровья
использовали перелог - освоенный участок земли интенсивно эксплуатировался до истощения, затем
забрасывался до восстановления - появления дерна.
Позднее, в VII—VIII вв., появилось пашенное земледелие с двухпольем и даже трехпольем.
Севернее была широко распространена подсечно-огневая система земледелия. Неисчерпаемое
обилие земли и леса позволяло использовать освоенный участок до полного истощения, а затем не
восстанавливать его плодородие, а бросать и поднимать - выжигать, корчевать, рыхлить - новый.
В результате хозяйственная деятельность изначально приняла экстенсивное направление.
Основными сельскохозяйственными культурами у славян были пшеница, ячмень, просо. По мере
движения на север пшеницу теснили овес и рожь, культуры более выносливые и приспособленные к
континентальному климату. Из домашних животных были лошади, свиньи, овцы и коровы.
Занятия восточных славян.Хозяйство восточных славян велось на основе 4 отраслей - земледелия, скотоводства, рыболовстваи охоты. Доля каждой

Слайд 6С/х год в Восточной Европе продолжался 4-5 месяцев. В
сравнении

с жителями Центральной Европы земледельцы
Восточно-Европейской равнины принуждены были
выполнять

весь объем необходимых с/х работ за менее
короткое время. Т. о., рабочий цикл, определявший все
жизненные циклы, отличался неритмичностью: то
напряженнейшая, от зари до зари, работа, когда
«один день год кормит», то невольное освобождение от
сельских забот. По мнению историков, подобная
неритмичность, сохранившаяся и позднее, нашла свое
отражение в национальном характере великороссов.
Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мед
(бортничество), пушнину. Последняя особенно высоко
ценилась при торговых обменах.
Изобилие рек и озер позволяло заниматься рыболовством.
Они же служили и главными торговыми артериями: далее в
степной полосе двигаться водой было легче и безопаснее.
Разветвленная система рек несколько компенсировала
необъятные пространства, облегчала контакты.
Обилие рек - главных дорог раннего средневековья –
позволяло наладить торговлю с Востоком. Купцы шли по
Волге, где в среднем течении существовало государство
Булгар, затем попадали в Хазарский каганат,
расположенный в низовьях Волги, и на Каспий.
Торговые пути легко превращались в маршруты военных
экспедиций. Последние не были по силам одному или даже
нескольким племенам. Здесь требовались иные формы
общественной организации. И они возникли в VII—VIII вв.
С/х год в Восточной Европе продолжался 4-5 месяцев. В сравнении с жителями Центральной Европы земледельцы Восточно-Европейской равнины

Слайд 7«Путь из варяг в греки».
«Путь варяг в греки» - водный

(морской и
речной) путь из Скандинавии через
Восточную Европу в

Византию.
Один из водных путей экспансии варягов из
района проживания (побережье Балтийского
моря) на Юг - в Юго-Восточную Европу и
Малую Азию в VIII-XIII вв. н. э. Этим же путём
пользовались русские купцы для торговли с
Константинополем и со Скандинавией. 
Он начинался от р. Невы . Далее Ладожское
озеро - р. Волхов - Ильменское озеро - р.
Ловать - до притоков Днепра - р. Днепр -
Черное море.
Летописец Сильвестр в «Повести
временных лет» (II редакция) называет этот
путь «из варяг в греки».
Киевская Русь возникла на торговом пути «из
варяг в греки» на землях
восточнославянских племен - ильменских
словен, кривичей, полян, охватив затем
древлян, дреговичей, полочан, радимичей,
северян, вятичей.

«Путь из варяг в греки».«Путь варяг в греки» - водный (морской и речной) путь из Скандинавии через

Слайд 8Основные восточнославянские племена и места их расселения.
Прарусские:
Вятичи - верхняя и

средняя Ока и Москва-река;
Радимичи - междуречье верхнего Днепра и
Десны по течению Сожа и

его притоков;
Северяне - по среднему течению р. Днепр и по р. Десна (современные Черниговская, Сумская,
Курская и Белгород. области);
Ильменские словене - бассейн о. Ильмень и по р. Волхов.
Кривичи – верховье р. Волги, Днепра, Зададной
Двины (Витебская, Могилёвская,Псковская,
Брянская и Смоленская области, восточная Латвия);
Праукраинцы:
Белые хорваты - окрестности г. Перемышль на р. Сан (Закарпатье);
Бужане (дулебы, с Х в. волыняне) - бассейн верхнего течения Западного Буга;
Древляне - украинское Полесье (по р. Припять);
Поляне - среднее течение Днепра, на его правом берегу (Киев);
Тиверцы - междуречье Днестра и Прута, а также Дуная (на территории современных Молдавии и Украины);
Уличи - земли вдоль нижнего течения Днепра,
 Юж. Буга и побережья Чёрного моря;
Прабелорусы:
Дреговичи - между р. Припять и Березина (Гомел.,Брест. и Минская области Белоруссии);
Радимичи - междуречье верхнего Днепра и
 Десны по течению р. Сож и его притоков.
Основные восточнославянские племена и места их расселения.Прарусские:Вятичи - верхняя и средняя Ока и Москва-река;Радимичи - междуречье верхнего Днепра и

Слайд 9Этнические контакты восточных славян в период расселения.
СЕВЕР
ильменские словене,
кривичи
ЦЕНТР
поляне, древляне,
дреговичи,

северяне
ЗАПАД
волыняне,
бужане
ВОСТОК
радимичи,
вятичи
ЮГ
тиверцы, уличи
Расселение восточных славян.

Этнические контакты восточных славян в период расселения.СЕВЕРильменские словене,кривичи ЦЕНТРполяне, древляне,дреговичи, северянеЗАПАДволыняне,бужанеВОСТОКрадимичи, вятичиЮГтиверцы, уличиРасселение восточных славян.

Слайд 10Язычество на Руси.
Язычество (от церк.-слав. ıảзыцы «народы») - обозначение нехристианских политеистических религий.


Збручский идол - славянский каменный идол, найденный у с. Гусятин (Тернопольская обл., Украина)

в р. Збруч в 1848 г. Идол представляет собой 4-хгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделён на 3 яруса. Нижний ярус изображает подземное божество, средний - мир людей, верхний - богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола - приблизительно X в. По данным археологических раскопок идол был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит.

Один из важнейших источников славянской языческой мифологии - это летописный рассказ о так называемой «языческой реформе» 980 г. князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы 6 важнейших божеств:
Перун - главный бог, покровитель князя и дружины, громовержец. Сменился Ильёй-пророком;
Хорс - олицетворённое солнце;
Дажьбог - солнечное божество, покровитель Русской земли и русских людей от князя до земледельца;
Стрибог - бог ветра;
Симаргл - полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно - вестник между небесным и земным мирами;
Мокошь - женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.

Другие боги Древней Руси:
Волос (Велес) - «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским;
Род и рожаницы - персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»;
Сварог - возможно, бог-кузнец;
Сварожич - олицетворённый огонь.


Язычество на Руси.     Язычество (от церк.-слав. ıảзыцы «народы») - обозначение нехристианских политеистических религий. Збручский идол - славянский каменный идол, найденный у с. Гусятин

Слайд 11В глубокой древности у славян был широко
распространен культ Рода

и рожаниц, тесно
связанный с поклонением предков.
Род – божественный образ

родовой общины,
вмещающий в себя всю Вселенную: небо, землю
и подземное обиталище предков.
Мир восточных славян был «населен»
многочисленными берегинями, русалками,
лешими и пр.
Волхвы – языческие жрецы.
Главой языческого культа был вождь, а затем
князь. Во время культовых ритуалов,
проходивших в специальных местах – капищах,
богам приносили жертвы, включая человеческие.
По умершим устраивали тризны, затем труп
сжигали на большом огне.
У славян так и не появилась мифология,
объясняющая происхождение мира и человека,
рассказывающая о победе героев над силами
природы и т.п. К Х в. религиозная система уже не
соответствовала уровню общественного
развития славян.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предков.Род

Слайд 12Особенности образования восточнославянского государства:
суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от

центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у

восточных славян;
с самого начала восточнославянское государство было многоэтническим по составу (в дальнейшем это способствовало тому, что главными силами, обеспечивавшими внутреннее единство, станут государство и православная религия);
образование государства создало благоприятные условия для развития земледелия, ремесла, внешней торговли;
государство влияло на формирование социальной структуры;
мощный импульс получила древнерусская культура;
складывание единой древнерусской народности – основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского;
Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком;
Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, обеспечивая тем самым благоприятные и безопасные условия для развития европейской цивилизации.




Особенности образования восточнославянского государства: суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли

Слайд 13 Сребреник (серебреник) Владимира Святославича
Герб Украины
Герб Старой

Ладоги -сокол,
падающий вниз (герб Рюрика)

Сребреник (серебреник) Владимира Святославича  Герб Украины Герб Старой Ладоги -сокол, падающий вниз (герб Рюрика)

Слайд 14Социальная структура и основные категории населения Киевской Руси.
Знать
Князь
Дружинники
Средние и низшие

слои
Люди
Смерды
Закупы
Духовенство
Бояре
Гриди, детские, паробки
Белое
Черное
Переход от первобытной стадии к государственной сопровождался возникновением

и усилением имущественного и социального неравенства. Поэтому древнерусское общество имело сложную социальную структуру.

Купцы

Ремесленники

Холопы

Волхвы

Рядовичи

Долговые
холопы

Челядь

Градские люди

Градские люди

Социальная структура и основные категории  населения Киевской Руси.ЗнатьКнязьДружинникиСредние и низшие слоиЛюдиСмердыЗакупыДуховенствоБояреГриди, детские, паробкиБелоеЧерноеПереход от первобытной стадии

Слайд 15Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в

отечественной науке одним из самых спорных.
Одни историки считают, что там

сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но приобладали общинные отношения (И. Я. Фроянов).
Основное население Древней Руси – люди (в единственном числе людин).
В Древней Руси вервь (земледельческая община) составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порялок, платила виру (денежный штраф) за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями.
Князь и дружина имела основным своим источником дохода, помимо дани, военную добычу. С разрастанием рода Рюриковичей и умножения числа дружинников дани (полюдья) уже не хватало. Князья стали посылать своих наместников-бояр на «кормление», передавая им право сбора дани в какой-либо волости.
В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди.
Рабы (холопы, челядь) – самая многочисленная группа зависимого населения, пополнявшаяся за счет пленных, обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Также холопом можно было стать из-за женитьбе на рабе, за службу тиуном без специального договора. Но запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью своего раба, за его убийство нес лишь церковное наказание.
В начале XII в. появилась новая группа зависимых людей – рядовичи и закупы. Это были разорившиеся крестьяне-общинники, шедшие в кабалу по договору – ряду и за получение ссуды – купы. Отрабатывая свой долг, закуп мог трудиться на земле своего господина, сохраняя свое хозяйство.
Смерды – зависимые от князя, люди работавшие в княжеских селах.
Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных.Одни историки

Слайд 16Денежная система в Древней Руси.
Русское денежное обращение возникло в начале IX

в. в связи с массовым
проникновением в русские земли восточного дирхема

весом 2,73 г, который становится к
уже бытующей здесь гривне весом 68,22 г в оригинальное отношение 1:25. На Руси
монета получает название куна.
Позже, с появлением в русском денежном обращении западноевропейских серебряных
монет куной стали называть и европейский денарий. В итоге кунами стали называли
деньги вообще.
Чаще всего происхождение слова «куна» связывают со шкуркой куницы, имевшей
большую ценность. Но существуют и другие версии. Академик В. Л. Янин указывал на
связь термина «куна» с римской монетой и отмечал, что термин этот известен не только
славянам, но и другим народам, где обращался римский денарий. 
Как денежная единица Древней Руси куна составляла 1/25 гривны в X-XI вв., 1/50 гривны
до начала XV в. Сложилась «кунная система»: 1 куна = 2 г серебра = 1/25 гривны =
2 резанам = 4-6 веверицам.
Гривна - денежная и весовая единица Древней Руси и Восточной Европы.
Использовалась, в частности, для измерения веса серебра и золота (откуда и
появился её денежный эквивалент). Золотая гривна была в 12,5 раз дороже
серебряной.

Гривна, 200 граммов

Дирхем (куна) раннего Халифата

Денарий (куна) Карла Великого

Денежная система в Древней Руси.Русское денежное обращение возникло в начале IX в. в связи с массовым проникновением в русские

Слайд 17Когда название «куна» получил дирхем, который представлял собой эквивалент шкурки куницы,

то
эквивалент части (обрезка) куны назвали «резаной». Фрагментирование дирхемов свидетельствует,


что целая монета была слишком крупной для мелких торговых сделок.
В IX в. резана равнялась 1/50 гривны, в XII в. приравнилась уже к куне вследствие того, что куна
стала вдвое более лёгкой и составляла не 1/25, а 1/50 гривны.
Куна и резана существовали параллельно, но постепенно счёт на куны стал более употребительным.
Резаны существовали примерно до XII века, когда окончательно иссяк поток серебряных дирхемов из
мусульманских стран.
Резана - денежная единица Киевской Руси и соседних народов. Резаной называли половину
арабского дирхема, т.е. 1 резана=1,48 грамм серебра 900-й пробы.
Ногата - денежная единица Древнерусского государства, единица древней кунной ценности. По
Смоленской грамоте 1150 г., а также по хозяйственному инвентарю, приписанному
к одному из списков Русской Правды, считается равной 1 1/2 кунам или резанам; по тому же
инвентарю она составляла 1/20 часть гривны кун. 
Современные источники определяют ногату, как единицу древнерусской денежной системы,
опирающейся на арабское серебро.
Векша (белка, веверица) - самая мелкая денежная единица Древней Руси 
9-13 вв. Впервые упоминается в «Повести временных лет», встречается
упоминание и в Русской правде. Равнялась 1/6 куны. Серебряная векша
весила около 1/3 грамма.
В реальном денежном обращении 2 векши равнялись западноевропейскому 
денарию. Древнерусские переводчики произведений византийских авторов
отождествляли векшу с византийской медной монетой «нуммием».
Сторонники так называемой меховой теории денежного обращения в 
Древнерусском государстве считают векшу выделанной шкуркой белки,
которая использовалась одновременно с еë монетным аналогом
(частью серебряного арабского дирхема).

Резана из дирхема Аббасидского Халифата. Чеканен на м.д. Аббасия примерно в 770-790 гг. н. э.

Когда название «куна» получил дирхем, который представлял собой эквивалент шкурки куницы, то эквивалент части (обрезка) куны назвали «резаной».

Слайд 18Рюрик (862-879 гг.)
Согласно «Повести временных лет», жители
новгородского протогосударства (ильменские


словене) призвали князя Рюрика с его братьями и
дружиной для

прекращения междоусобиц и для
борьбы с кочевниками.
Рюрик княжил в Ладоге, затем утвердился в
Новгороде в 862 г. С этого времени ведут начало
русской государственности. Его брат Синеус
обосновался на Белом озере (ныне Белоозерск
Вологодской обл.), а Трувор – в Изборске
(неподалеку от Пскова). 
Через 2 года братья умерли, Рюрик передал в
управление важнейшие города своим мужам. Бояре
Аскольд и Дир заняли Киев в 864 г. и освободили
киевлян от хазарской дани.
866 г. - они предприняли удачный поход на Византию (есть предположения, что тогда они приняли христианство). 
879 г. – Рюрик умер в Новгороде. Его сын Игорь из-за малолетства не мог княжить, власть перешла к дружиннику – Олегу.

ДАТЫ:
862 г. - призвание варягов.
864 г. – от дани хазарам освободились поляне.

Рюрик (862-879 гг.)Согласно «Повести временных лет», жители новгородского протогосударства (ильменские словене) призвали князя Рюрика с его братьями

Слайд 19
Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправться с походом на Царьград.Радзивилловская летопись. Миниатюра.




«Прибытие

Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.
Рюрик на Памятнике

«Тысячелетие России»
Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправться с походом на Царьград.Радзивилловская летопись. Миниатюра. «Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.

Слайд 20Олег Вещий (879-912 гг.)
После смерти Рюрика в 879 г., власть

в Новгороде
захватил варяг Олег (он был или родственник, или


дружинник Рюрика).
882 г. - поход из Новгорода на юг (захватил Смоленск и
Любеч, установив там свою власть и поставив на
княжение своих людей). 
Захватил Киев в 882 г., убил правивших там Аскольда и
Дира, и объявил Киев столицей своего гос-ва, а
господств. религией – язычество, хотя в Киеве также
было и христианское меньшинство. По этой причине
Олега считают основателем Древнерусского
государства.
Расширял границы своего государства: покорил
древлян в 883 г., северян в 884 г. и радимичей в 885 г.
(они платили дань хазарам). Брал с них небольшую
дань. Воссоединил земли уличей и тиверцев.
Вещим назван так сразу по возвращении из удачного
похода на Византию в 907 г.. В результате был
заключен первый письменный договор в 911 г.,
предусматривавшие льготные условия торговли для
русских купцов (отменялась торговая пошлина,
обеспечивалась починка судов, ночлег), решение
правовых и военных вопросов.
Согласно летописной версии, Олег, носивший титул
Великого князя Киевского, правил более 30 лет.
Умер в Киеве от змеиного укуса в 912 г. Другая версия - Олег
вернулся за Ладогу, где и умер в 922 г.
Олег Вещий (879-912 гг.)После смерти Рюрика в 879 г., власть в Новгороде захватил варяг Олег (он был

Слайд 21Олег показывает маленького
 Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра

из Радзивилловской летописи (XV в.).
Олег прибивает щит свой к

вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Олег показывает маленького    Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV в.). Олег прибивает щит

Слайд 22 882 г. – образование Киевской Руси.
Олег захватил Киев

в 882 г., убил правивших там Аскольда и Дира, и

объявил Киев столицей своего государства, а господствующую религией - язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство. По этой причине иногда Олега считают основателем Древнерусского государства.
882 г. – образование Киевской Руси.Олег захватил Киев в 882 г., убил правивших там Аскольда

Слайд 23Игорь Рюрикович Старый (912-945 гг.)
Князь Игорь - сын или племянник

Рюрика. Мать - дочь
князя урманского Уфанда.
903 г. - Игорю

привели жену из Пскова Ольгу. Их поженил
Олег. По одной из версий Ольга- дочь Олега. В 942 г. у них
родился сын Святослав.
907 г. - когда Олег ушел в поход на Византию, Игорь
остался наместником в Киеве. 
912 г. - смерть Олега, Игорь стал полноправным
правителем Киевской Руси.
Расширил границы Древнерусского государства.
914 г. – покорил уличей и древлян (воевода Свенельд
получил древлянскую дань в награду за взятие
г. Пересечен).
Отобразил набеги кочевников.
915 г. – на русские земли пришли печенеги.
920 г. – воевал с печенегами.
Организовал походы на Византию.
941 г. – неудачный поход на Византию.
944 г. – повторный поход на Византию. 
945 г. - договор с Византией (подтверждал договор
911 г., но на менее выгодных для Руси условиях: русские
купцы должны иметь княжеские грамоты; вводился ряд
ограничений для русских купцов; Русь обязывалась не
претендовать на крымские владения Византии и не ставить
застав в устье Днепра).
943-944 гг. – поход на Бердаа (соврем. Азербайджан).
945 г. - восстание древлян, убит князь Игорь.

2-й Великий князь Киевский

Игорь Рюрикович Старый (912-945 гг.)Князь Игорь - сын или племянник Рюрика. Мать - дочь князя урманского Уфанда.903

Слайд 24 В. К. Сазонов, Первая встреча князя Игоря с Ольгой.


Поход Игоря. Иллюстрация из Радзивилловской летописи.
К.

В. Лебедев, Игорь собирает дань с древлян в 945 г.
(«Полюдье»)

«Казнь князя Игоря». Рисунок Ф. Бруни

В. К. Сазонов, Первая встреча князя Игоря с Ольгой.  Поход Игоря. Иллюстрация из Радзивилловской летописи.

Слайд 25Ольга (945-964 гг.)
Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Первое посольство


древлян, предлагавшее Ольге в качестве мужа своего князя Мала,
было

заживо закопано. Второе перебито. После княгиня с
небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю
справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян,
Ольга велела рубить их (5 тыс. убитых древлян). Также она сожгла
Искоростень в 946 г.
947 г. - первая налоговая реформа. Ольга отправилась в Новгород
и Псков, где установила размер дани - «урок», сроки и
периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы» и места сборы
дани - «становища» и «погосты». Такая форма сбора дани и сама
дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали
глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от
повторного сбора. Реформа содействовала централизации
великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
Подвластные Киеву земли оказались поделены на
административные единицы, в каждой из которых был
поставлен княжеский «тиун».
При Ольге Киевское государство окрепло. Ольга пользовалась
большим авторитетом как на Руси, так и в Константинополе.
Первая из правителей Древней Руси официально приняла
христианство. Крестил ее в Византии в 955 г. (957г.)  патриарх
Феофилактом и византийский император Константин
Багрянородный. Приняла при крещении имя Елена.
959 (962 г.) – Ольга приглашала на Русь германского епископа
Адальберта и священников латинского обряда, хотела искоренить
язычество.

ок. 890 - 11 июля 969 – годы жизни.
Жена князя Игоря. Была регентом при их малолетнем сыне Святославе.

Ольга (945-964 гг.)Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге в качестве мужа своего

Слайд 26«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как

заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи;

так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи». Древнерусский летописец.

1547 г. - Ольга причислена к лику святой
равноапостольной.
Такой чести удостоились ещё только 5 женщин в
христианской истории (Мария Магдалина, первомученица
Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная
и просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется
православными церквами русской традиции 11 июля
по юлианскому календарю; католическими и др.
западными церквами - 24 июля по григорианскому.
Почитается как покровительница вдов и новообращённых
христиан.
Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В
Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский
мост, Ольгинская часовня.
В Киеве, Пскове и в г. Коростень поставлены памятники
княгине Ольге.
3 января - День памяти княгини Ольги.

В. М. Васнецов, «Княгиня Ольга»

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как

Слайд 27 Княгиня Ольга на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря».
Эскиз В. И. Сурикова, 1915

«Княгиня Ольга (Крещение).
I часть трилогии «Святая Русь», С.А. Кириллов, 1993 г.

Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Княгиня Ольга на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде  «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова,

Слайд 28Налоговая система на Руси.
Формой налогов в Древней Руси выступала дань,
которую выплачивали

подвластные племена. Чаще всего
единицей налогообложения выступал «дым», т. е.

дом,
или семейный очаг. Размер налога традиционно был в
1 шкурку с дыма. В некоторых случаях (например, с
племени вятичей) бралось по монете от рала (плуга).
Формой сбора дани было полюдье, когда князь с
дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь
делилась на несколько податных округов; полюдье
в киевском округе проходило по землям древлян,
дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый
округ представлял собой Новгород, выплачивающий
около 3000 гривен. Сбор дани осуществляли дружины по
несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная
группа населения, которая называлась «русь»,
выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
В 946 г. после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую
реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и
создала «погосты» - крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские управляющие
и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При
уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что
освобождало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации
великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
Налоговая система на Руси. Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал

Слайд 29Святослав Игоревич (964-972 гг.)
Сын князя Игоря и княгини Ольги.

Мать была регентом до
возмужания Святослава.
Главная задача – защитить Русь

от набегов кочевников.
964 г. – освободил от дани хазарам вятичей.
965 г. - разгром Хазарского каганата, захват Саркела. На
месте его построил крепость Белая Вежа.
968-969 гг. – захватил Семендер и Итиль. Конец
Хазарскому каганату.
968 г. - печенеги осадили Киев, разбиты Святославом.
Святослав – инициатор и руководитель многих военных
походов.
967-968 гг. – 2 похода на Волжскую Булгарию (столица –
Великий Булгар, Биляр). Полный ее разгром в 969 г.
967-971 гг.- война с Византией.
970 г. – поход на Византию (напал на владения во Фракии);
печенеги участвовали в битве под Аркадиополем в союзе со
Святославом против Византии.
июль 971 г. - договор с Византией под Доростолом после
неудачных воен. походов Святослава Игоревича в 970-971 гг.
на Византию (император Иоанн I Цимисхий). Условия:
Святослав отказывается от завоеванных им земель в
Волжской Булгарии; воен. помощь Византии.
970 г. – «посажение» Святославом своих сыновей Ярополка,
Владимира и Олега на княжение в Киеве, Новгороде и
Древлянской земле.
972 г. – убит печенегами при возвращении в Киев (князь
Кури).

4-ый Великий князь Киевский
942-972 – годы жизни

Святослав Игоревич (964-972 гг.)  Сын князя Игоря и княгини Ольги. Мать была регентом до возмужания Святослава.Главная

Слайд 30Походы Святослава.
965 г. - разгром Хазарского каганата, захват Саркела. На

месте его построил крепость Белая Вежа.

967-968 гг. – 2 похода

на Волжскую Булгарию (столица – Великий Булгар, Биляр). Полный ее разгром в 969 г.

967-971 гг.- война с Византией.

968-969 гг. – захватил Семендер и Итиль. Конец Хазарскому каганату. 968 г. - печенеги осадили Киев, разбиты Святославом.

970 г. – поход на Византию (напал на владения во Фракии); печенеги участвовали в битве под Аркадиополем в союзе со Святославом против Византии.

июль 971 г. - договор с Византией под Доростолом после неудачных воен. походов Святослава Игоревича в 970-971 гг. на Византию (Император Иоанн I Цимисхий). Условия: Святослав отказывается от завоеванных им земель в Волжской Булгарии; воен. помощь Византии.
Походы Святослава.965 г. - разгром Хазарского каганата, захват Саркела. На месте его построил крепость Белая Вежа.967-968 гг.

Слайд 31«Александр Македонский нашей древней истории».

 Н. М. Карамзин 

Кончина Святослава. 
Б. А. Чориков, «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках», 1836 г.

Святослав Игоревич на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. 
К. Лебедев, 1916

«Александр Македонский нашей древней истории».

Слайд 32Первая междоусобица между сыновьями Святослава.
977 г. - междоусобная война между

Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам

воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

980 г. - Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом г. Родне на р. Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».


Первая междоусобица между сыновьями Святослава.977 г. - междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром.

Слайд 33Князь Владимир I Креститель (980-1015 гг.)
Сын Святослава и Малуши

(сестра дружинника Добрыни).
Множество военных походов:
981 г. –

воевал с польским князем Мешко I, завоевал Червен и Перемышль.
985 г. – обложил данью Хазарию.
988г. - покорил земли Таманского полуострова (сына Мстислава Храброго
посадил на княжение в Тмутаракани).
988 г. – захватил Корсунь (Херсонес в Крыму), требовал в жены Анну
Византийскую.
993 г. – разбил печенегов на Трубеже.
996 г. – потерпел поражение от печенегов под Васильевом.
Активная внешняя политика, защита от печенегов (построен ряд
крепостей на юге Руси – земляных окопов и сторожевых застав).
Завершил присоединение восточнославянских племен к Киевской Руси.
981-982 гг. – походы на вятичей.
981 г. – присоединение Галицкой Руси.
983 г. – покорил ятвигов и установил контроль над Судовией (открыл путь к
Балтийскому побережью).
984 г. – поход на радимичей.
Провел множество реформ на государственном уровне:
988 г. – административная реформа (отказ от системы погостов и
племенных княжений, направление Владимиром своих сыновей в качестве
наместников в города Руси).
980 г. – первая религиозная реформа (попытка создания пантеона
языческих богов).
988 г. - Крещение Руси Владимиром I.
Рост и развитие городов , культуры и образования.
990-е гг. - сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной
церкви).
кон. Х в. – заложены Владимир-на-Клязьме, Белгород, Переяславль.
кон. Х – нач. XI вв. - составил «Церковный устав».

6-ой Великий князь Киевский
Князь Новгородский 970 - 988 гг.

Князь Владимир I Креститель (980-1015 гг.)  Сын Святослава и Малуши (сестра дружинника Добрыни). Множество военных походов:

Слайд 34Принятие христианства в 988 г.
Причины принятия христианства:
необходимость укрепления власти

киевского князя;
потребность государственного объединения на новой духовной основе;
идеологическое оправдание социального

неравенства;
необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
Значение принятия христианства:
сплочение различных племен в составе единого государства и начало формирования древнерусской народности;
укрепление государственной власти и сакрализация монарха (князь теперь воспринимался как божий ставленник);
повышение международного авторитета Руси (возможность заключать династические браки с европейскими монархами);
приобщение Руси к ценностям мировой культуры (древнегреческой, раннехристианской, византийской).

Из-за укорененности язычества в народном сознании возникает
двоеверие – в православие проникает множество языческих
представлений, обрядов.

Владимир I был канонизирован церковью как святой и
именуется «равноапостольным».

Крещение киевлян К. Лебедев.

В. М. Васнецов «Крещение Руси»

Принятие христианства в 988 г. Причины принятия христианства:необходимость укрепления власти киевского князя;потребность государственного объединения на новой духовной

Слайд 35«Вторая усобица» между сыновьями Владимира I.
Незадолго до смерти Владимира Святополк

находился в Киеве в заключении (вместе
с ним под стражу

была взята его жена - дочь польского короля Болеслава I Храброго).
Причина ареста Святополка - план Владимира завещать престол своему любимому
сыну Борису Ростовскому; другой сын Владимира, новгородский князь Ярослав также
около этого времени восстал против отца.
После кончины Владимира 15 июля 1015 г. Святополк вышел на свободу и без особых
затруднений вступил на престол; его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его
окружение в Вышгороде под Киевом.
«Повесть временных лет» обвиняет Святополка в организации убийства своих сводных
братье Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики.
Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат ещё жив,
велел варягам добить его. Глеба он призвал именем отца в Киев и послал людей убить
его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию. Святополк за свои
деяния получил прозвище Окаянный.
Против Святополка выступил его брат – Ярослав. Он изгнал его из Киева в Польшу.

Бегство Святополка, Б. Чориков

Борис и Глеб (икона Ростово-Суздальской школы, XV в.)

«Вторая усобица» между сыновьями Владимира I.Незадолго до смерти Владимира Святополк находился в Киеве в заключении (вместе с

Слайд 36Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.)
Сын Владимира I и полоцкой княжны

Рогнеды. В крещении получил
имя Георгий.
При нем Киевская Русь достигла наивысшего

могущества. Киев
превратился в один из крупнейших городов Европы. Ярослав заключил
множество династических браков с крупнейшими европейскими
государствами, тем самым повысил международный авторитет Руси.
Освободил Русь от набегов кочевников.
1036 г. - одержал победу над печенегами. В память о победе над
печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в
Киеве (1037 г.), для росписи храма были вызваны художники из
Константинополя. Тогда же были сооружены Золотые ворота
(парадный въезд в столицу).
Ярослав впервые назначил киевского митрополита Иллариона,
независимого от Византии. Сам Ярослав назывался царем (записи на
стенах Софийского собора).
Ярослав изменил порядок престолонаследия, введя «лествичную
систему» (престол переходил по старшинству, от брата к брату).
Все княжества были выстроены в иерархическую систему по значимости
(первый по значимости Киев, затем Новгород и т.д.).
При Ярославе во главе отдельных земель стали находиться не
местные племенные вожди, а назначаемые им наместники.
Принял I часть Русской правды – первого письменного свода
законов на Руси (регулировались имущественные отношения, вводилась
система наказаний за определенные преступления, кровная месть
ограничивалась узким кругом ближайших родственников или заменялась
штрафами – «вирами»).
Перед смертью, стремясь избежать распада государства, Ярослав
разделил территорию между 5 своими сыновьями. Приказал им жить в
мире и слушаться во всем старшего брата Изяслава.

ок. 978-1054 – годы жизни
Ростовский князь (987-1010 гг.), 
Новгородский князь  (1010-1034 гг.), 
8-ой Великий князь Киевский 
(1016-1018 гг., 1019-1054 гг.).

Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) Сын Владимира I и полоцкой княжны Рогнеды. В крещении получилимя Георгий.При нем Киевская

Слайд 37Военные походы Ярослава Мудрого.
1030 г. – успешный поход на прибалтийскую

чудь.
Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г.
Юрьев (ныне

г. Тарту в Эстонии).
1035 г. – смерть брата Мстислава Тмутараканского
(владел землями к востоку от Днепра),  Ярослав стал
единодержавным князем Киевской Руси, за
исключением Полоцкого княжества, где княжил его
племянник Брячислав, а после смерти последнего в
1044 г. - Всеслав Брячиславич.
1038 г. - поход на ятвягов.
1040 г.- поход на Литву.
1041 г.- водный поход на ладьях в Мазовию. 
1042 г. - князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь
в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава
Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру
Ярослава - Марию, ставшую польской королевой
Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с
женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира
- Гертруде, в знак союза с Польшей.
1043 г. - Ярослав послал сына Владимира совместно с
ХаральдомСуровым и воеводой Вышатой в поход
на Византию (император Константин Мономах). Этот не
самый удачный поход закончился миром, заключённым
в 1046 г. 
1044 г.- поход на Литву.
1047 г. - разрыв Ярославом Мудрым
союза с Польшей.
Военные походы Ярослава Мудрого.1030 г. – успешный поход на прибалтийскую чудь. Ярослав основал неподалеку от Чудского озера

Слайд 38 Реконструкция по черепу облика Ярослава

Мудрого. Академик М.Герасимов, 1939. Выставка в Тимирязевском музее. Останки были

похоронены в Киевской Софии, вскрыты 1939 г. Изучение скелета показало, что князь был высокого роста (172 см), сильно хромал на правую ногу, умер в возрасте не менее 70 лет.

Ярослав Мудрый на памятнике «1000-летие России» в Новгороде

Саркофаг Ярослава Мудрого, Киев

В XX в. саркофаг Ярослава Мудрого вскрывался 3 раза: в 1936, 1939 и в 1964 гг. В 2009 г. гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 г. Опубликованные в марте 2011 г. результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся только женские останки, причём составленные из 2 скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Киевской Руси, а второй на 1000 лет древнее, т.е. времён скифских поселений. Останки киевского времени, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжелым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. М. Герасимов в 1939 г. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 г. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, США) в 1973 г. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

Реконструкция по черепу облика Ярослава Мудрого. Академик М.Герасимов, 1939. Выставка в Тимирязевском

Слайд 39Ярославичи.
Правнук Владимира I Крестителя,сын
князя Брячислава Изяславовича.
Изяслав Ярославович

1054-1068 гг.
1069-1073 гг.

1077-1078 гг.

Всеслав Брячиславич 
1068-1069 гг.

Святослав Ярославич
1073-1076 гг.

Всеволод Ярославич
1076-1077 гг.
1078-1093 гг.

Святополк Изяславич 
1093-1113 гг.

Сын Изяслава Ярославовича

Изяслав Ярославович
1054-1055 гг. – нападение торков (гузов) на Русь. Победа Ярославичей под Переяславлем над торками.
1054 -1055 гг. - первое появление половцев на южных границах Руси. 
1059 г., 1060 г.- победы Ярославичей над торками.
1068 г. – восстание в Киеве против Изяслава. 1068 г. - битва на р. Альте (половцы разбили рус. дружины). 
1071 г. – восстание язычников в ростовской земле и на Белоозере.
1070-е гг. – составление Правды Ярославичей (Пространной Правды).
1073 – 1076 гг. - Великое княжение в Киеве Святослава Ярославича.
1077-1078 гг. – борьба Всеволода и Изяслава Ярославичей за Киев против племянников – Олега Святославича и Бориса Вячеславича, призвавших половцев.
1078 – 1093 гг. - Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича.
Святополк II Изяславович (1093-1113 гг.).
1093 г. – разорение южной Руси половцами.
1096 г. - победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем.
4 апреля 1103 г., 1107 г., 1111 г. – походы против половцев.
1113 г. – восстание в Киеве после смерти киев. князя Святополка Изяславовича.
1108 г. – основание г. Владимира-на-Клязьме.

Ярославичи.Правнук Владимира I Крестителя,сынкнязя Брячислава Изяславовича.Изяслав Ярославович    1054-1068 гг.    1069-1073 гг.

Слайд 40Владимир II Мономах (1113-1125 гг.)
Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода

I и Марии – дочери
византийского императора Константина Мономаха.
Продолжил политику

укрепления династических связей с Европой. Был женат
на дочери английского короля Гарольда II – Гите. От двух браков у Мономаха
13 детей.
Вел активную борьбу с кочевниками. Был организатором успешных
походов против половцев.
1080 г. - отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение
кочевникам-торкам.
1093 г. - поражение князей Святополка и Владимира Мономаха в битве с
половцами на р. Стугна.
1103, 1109, 1111 гг. – походы против половцев.
1116 г. - победа Владимира Мономаха над половцами.
Выступал за единство Руси. Осуждал усобицы и призывал к миру между
Князьями.
1097 г. - по инициативе Владимира Мономаха состоялся Любечский съезд с
целью договориться о прекращении междукняжеских распрей и сплотиться
против половцев. Признание Святополка Изяславовича великим князем
киевским. Разделение Руси на «отчины» отдельных ветвей княжеского рода.
1100 г. – съезд князей в Уветичах.
1103 г. – Долобский съезд.
Был призван на княжение в Киев во время народного восстания.
1113 г. – восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание Владимира
Мономаха на княжение.
При Мономахе идет культурное развитие Киевской Руси.
1099/1117 г. - «Поучение Владимира Мономаха» («Поучение детям»); «Устав о резах» - один из законов Мономаха
против ростовщичества, вошедших наряду с Банкрутским уставом, «Уставом о закупах», «Уставом
о холопах» в своды законов «Устав Владимира Мономаха» и «Русская Правда».
1100-1112 гг. - Нестор написал «Повесть временных лет» в Киево-Печерском монастыре. 
1116-1117 гг. – вторая редакция «Повести временных лет» Сильвестором в киевском Выдубицком Михайловском
монастыре .
1117 г. – трехглавый собор Рождества Богородицы Антониева монастыря.
1119 г. – Георгиевский собор Юрьева монастыря.

1053-1125 - годы жизни.
1073-1078 гг. - князь Смоленский.
1078-1094 гг. - Черниговский
1094-1113 гг. - Переяславский

Великий князь Киевский 1113-1125 гг.

Владимир II Мономах (1113-1125 гг.)Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии – дочери византийского императора

Слайд 41Б. Чориков, Венчание на царство
князя Владимира Мономаха
Владимир Мономах на

памятнике «1000-летие России» в Новгороде
Завещание Владимира Мономаха детям, Б.Чориков

1836 г.

В. М. Васнецов, Отдых великого князя
Владимира Мономаха после охоты.

С. В. Иванов «Cъезд князей».

Б. Чориков, Венчание на царство князя Владимира Мономаха Владимир Мономах на памятнике «1000-летие России» в Новгороде Завещание Владимира

Слайд 42Мстислав I Великий (1125-1132 гг.)
Сын Владимира Мономаха и английской

принцессы Гиты
Уэссекской.
После смерти 1125 г. Владимира Мономаха Мстислав
унаследовал великое княжение, что

не вызвало
недовольства и борьбы со стороны черниговских
Святославичей, как и при вокняжении Мономаха в 1113 г. И
хотя старшинство Мстислава безоговорочно признавали все
его братья, под его непосредственным контролем
первоначально был только Киев.
Продолжил политику отца, сумел не только сохранить
единое Древнерусское государство, но и немного его
расширить.
1127 г. - присоединил полоцкое княжество к Киеву. В
походе на Полоцкое княжество взяты г. Стрежев, Лагожск,
Изяславль. Половцы загнаны за Дон, за Волгу и за Яик
(р. Урал).
Организовал множество военных походов:
1130 г. – обложил данью чудь.
1131 г. – новый поход на чудь закончился поражением у г. Юрьев.
1132 г. – удачный поход на Литву, но на обратном пути были разбиты.
1118 г. - третья редакция «Повести временных лет» по поручению новгородского
князя Мстислава I.
1132 г. – после смерти Мстислава почти все княжества выходят из повиновения Киева.
Окончательный распад Киевской Руси. Наступает удельный период – феодальная
раздробленность.

1076 - 1132 – годы жизни.
1088-1094 гг., 1095-1117 гг. - князь Новгородский
1094-1095 гг. - князь Ростовский.
1117-1125 гг. - князь Белгородский.
Великий князь Киевский 1125-1132 гг.

Мстислав I Великий (1125-1132 гг.) Сын Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской.После смерти 1125 г. Владимира Мономаха Мстислав унаследовал

Слайд 43Исторические термины.
Бортничество – добывание меда и воска диких пчел.
Борть

– лесной улий.
Вече – народное собрание в древнерусском городе. Участвовали

в его работе вечники-граждане, обладающие правом голоса. Разновидностью вече могут быть вече кончанские (по районам города) и уличанские вече (по улицам города).
Вервь – сельская административно-территориальная община в Древней Руси. Вервь имела обычай «круговой поруки» для выплаты князю виры.
Видок (послух) – категории свидетелей по древнерусскому праву.
Вира – денежный штраф в Древней Руси, который убийца выплачивал за убийство человека, если тот был свободным человеком. По «Русской правде» вира возрастала в зависимости от социального положения жертвы.
Вирник – представитель княжеской администрации, отвечающий за сбор судебной пошлины – виры.
Головничество – убийство, насильственное лишение человека жизни; вид штрафа в пользу убитого.
Двухполье - система земледелия, предполагающая разделение земель на 2 части: возделываемое поле и отдыхающее – пар, на котором пасли скот.
Десятина –
Дикая вира – откуп, который платила вся община за обнаруженного на ее территории убитого.
Дружина - княжеское войско в Древней Руси. Князь нуждался в военной силе для обеспечения внутреннего порядка и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.
Дым (рало, соха) – термины, обозначающие единицу налогообложения в Киевской Руси.
Жизнь, жито – засеянные поля и зерно.
Закуп – категория зависимого населения в Древней Руси, смерд, взявший ссуду (купу) под проценты. Закуп должен был работать на землевладельца и отдавать ему долю урожая.
Кормчая книга – свод церковных законов.
Митрополит – высший духовный сан православной церкви, управляющий особо обширных епархиями.
Муж – свободный мужчина.
Мытник – представитель княжеской администрации, отвечающий за сбор торговых пошлин – мыт.
Наймит – человек, служащий князю или боярину по найму.
Исторические термины. Бортничество – добывание меда и воска диких пчел.Борть – лесной улий.Вече – народное собрание в

Слайд 44Огнищанин – представитель вотчинной администрации, управляющий вотчинным хозяйством.
Ополье - свободный

от леса участок плодородный земли, пригодный для пашенного земледелия.
Перелог -

система земледелия, получившая распространение в степной зоне, где на участке земли выжигалась трава, производилась распашка и засев земли.
Подсека (подсечно-огневая система) - система обработки земли, расспространенная в лесных районах, сначала вырубался участок леса, затем выкорчевывались и выжигались пни, участок боронили и засеивали. Первые годы давала хороший урожай.
Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII вв. на Руси.  Продолжалось с ноября по январь. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.
Плуг - основное орудие труда земледельца, применялся в степной полосе и открытыхот леса участках земли.
Поток (разграбление) – виды самых серьезных наказаний по древнерусскому праву, предусматривалось лишение виновного имущества, изгнание из общины, лишение свободы, гражданских прав, вплоть до предания смертной казни.
Протогорода – торговые фактории VIII-IX вв., которые охранялись гарнизонами воинов дружинников.
Пущенник (прощеник) – получивший свободу холоп, остающийся на службе боярина, князя.
Рало – наиболее архаическое орудие труда, типа плуга.
Ратай – пахарь.
Рядович – человек, заключивший с хозяином договор (ряд), на выполнение определенных работ.
Соха – основное орудие труда земледельца, использовалась в лесостепных районах, где можно было возделывать только верхний слой земли из-за обилия корней.
Старцы градские – выборные городские старшины, участвующие в княжеских советах.
Тиун - представитель вотчинной администрации, отвечающий за отдельные работы, часто был ключником или кладовщиком.
Трехполье – система земледелия, предполагающая разделение земель на 3 части: 1) засеивалась озимыми; 2) яровыми посевами; 3) отдыхала, использовалась под паром. Трехполье позволяло в течение длительного времени поддерживать плодородие земли и получать стабильный, хотя и невысокий урожай. При трехпольном севообороте снижалась роль общины в хозяйственной деятельности, роль отдельной семьи возрастала.
Тризна – часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сожжением покойника.


Огнищанин – представитель вотчинной администрации, управляющий вотчинным хозяйством.Ополье - свободный от леса участок плодородный земли, пригодный для

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика