Слайд 250 баллов =
10 (контрольная работа (3-5 стр. печатного или
рукописного текста) «Политеистическая религия»: анализ одной религии на выбор (древние
египтяне, древние греки и римляне, шумеры, ассирийцы, вавилоняне, восточные славяне, древние германцы, древние скандинавы, кельты, майя, ацтеки, марийское язычество, верования хантов и манси и т.д.) по определенному плану:
Религиозное сознание (во что верили? Кому поклонялись?)
Религиозные действия (культовая практика – обряды, праздники, жертвоприношения и т.д. Как поклонялись?)
Религиозная организация
5 (ответы на вопросы после просмотра фильма «Загадки Красного Дракона»)
5 (ответы на вопросы после просмотра фильма «Маленький Будда»)
10 (презентация «Христианские сюжеты и образы в искусстве»)
10 (презентация «Мечети мира, России, Казани»)
10 (выступление на круглом столе «Современные нетрадиционные религиозные движения»)
Слайд 8Христианство (1 век до н.э.)
Иисус Христос
Библия = Ветхий Завет+ Новый
завет
Западная Европа, Латинская Америка, Россия, США
Слайд 10ИСЛАМ
(7 век, Аравийский полуостров)
Слайд 12Сансара – круг бытия, круговорот жизни и смерти, чувственный материальный
мир
Брахман – мировая душа, абсолют, духовная основа этого мира
Атман –
духовная сущность человека, душа
Карма – закон, регулирующий череду перерождений в сансаре, закон воздаяния, сумма добрых и злых поступков
Мокша – освобождение, выход из сансары и из-под действия кармического закона
Слайд 14Место: северо-восточная Индия
Время: 6-5 век до н.э.
Распространение: Тибет, Китай, Япония,
Шри-Ланка (4 век н.э., храниться зуб Будды), Таиланд, Вьетнам, Лаос,
Камбоджия, Бирма (Мьянма)
Слайд 19Национально-
государственные
религии
Синто (Япония)
Индуизм (Индия)
Иудаизм (евреи)
Сикхизм, джайнизм (Индия)
Даосизм, конфуцианство (Китай)
Зороастризм
(Иран)
Слайд 21Отличительные особенности мировых религий:
исповедуются несколькими этносами и в нескольких государствах;
обращаются
с проповедью ко всем людям независимо от их этнического и
социального происхождения;
акцент перемещается с коллективной религиозной жизни на индивидуальную;
мировая религия впитывает и усваивает элементы местных религиозных верований, культов, традиций и обычаев по мере удаления от места возникновения;
5) мировыми принято считать три религиозные системы – буддизм (возникает в VI – V вв. до н.э.), христианство (возникает в I в.) и ислам (возникает в VII в.).
Слайд 22Религии
Монотеистические
(единобожие):
Ислам
Иудаизм
Христианство
Политеистические
(многобожие):
Синто
Индуизм
Даосизм
Слайд 23Определение религии остаётся одной из проблем философии религии. Современное религиоведение
в целом предлагает не менее 250 определений религии. Эти определения
чрезвычайно многообразны. В отношении общего понятия религии возможны две крайние позиции: радикальный теизм и крайний атеизм. Условно говоря, все имеющиеся в наличии и возможные определения религии расположены на одной шкале, "полюсами" которой являются строго атеистические и строго теистические (теологические) определения.
На атеистическом "полюсе" мы найдём такие определения, которые представляют религию либо иллюзией, либо психической патологией.
На противоположном "полюсе" - теологические (религиозные) определения; они, как правило, представляют религию в виде такой связи человека и Бога, которая понимается и как "завет", и как "союз", и как "жизненное отношение".
Слайд 24
Relegere = «относиться с особым почтением, поклоняться»
Religare = «связывать,
соединять»
Слайд 25Существует более 250 определений религии.
«Религия есть организованное поклонение
высшим силам» (С.Н. Трубецкой) Религия не только представляет собой веру
в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.
«Религия есть стык видимого положения вещей с невидимым» (У.Джеймс)
«Религия есть, - или по крайней мере притязает быть художницей спасения, и дело ее - спасать... Она спасает нас от нас,- спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса... Спасение в психологическом смысле слова, есть равновесие душевной жизни». (П.А. Флоренский (1882-1937) православный богослов и философ).
«Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отдельным, запретным; эта система верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью всех тех, кто признает эти верования и обряды"(Э. Дюркгейм (1858-1917) французский социолог и философ).
«Религию можно считать общечеловеческим навязчивым неврозом... благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности, известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза".(3. Фрейд (1856-1939) австрийский психолог, невропатолог и психиатр).
«Под «религией» я понимаю любую систему взглядов, действий которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивидуальную систему ориентации и объект поклонения».(Э. Фромм (1900-1980) немецко-американский философ, социолог и психолог).
«Вера в вездесущность чего-то, что превосходит разум» (Спенсер)
«Усилие к постижении непостижимого, к выражению невыразимого, устремление к бесконечному» (М.Мюллер)
«Высшие и последние ценности, которые признает человек над собой и выше себя» (С.Н.Булгаков)
«Религия есть опыт священного» (И.Вах)
«Религия – это состояние захваченности предельным интересом, которые делает все остальные интересы предварительными и содержит в себе ответ на вопрос о смысле жизни» (Л.Тиллих)
Слайд 26
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
религиозное сознание,
которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о
Боге, нормы образа жизни и т. п.),
религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые),
религиозные организации.
Слайд 28Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера.
Вера - это
особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в
предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки.
Слайд 29ВЕРА – убеждение в истинности какого-либо знания при отсутствии доказательств
его истинности. Вера – особое эмоционально - психологическое состояние (психологическая
установка) полного признания какого-либо утверждения без доказательств. Вера – активное эмоциональное и оценочное личностное отношение к своему предмету, захватывающее волевой процесс. Разум не требует ничего принимать на веру. Эмоции служат заменой разумного обоснования. Вера всегда иррациональна.
Предмет веры – гипотетические представления, образы, не получившие статуса объективной истины.
Предмет религиозной веры – сверхъестественное, не подчиняющееся законам окружающего мира, находящееся по ту сторону эмпирической реальности.
Вера в существование сверхъестественного (как считает большая часть ученых)– минимум религии. Хотя в ранних формах религии, индуизме, буддизме – нет представлений о сверхъестественном.
ВЕРОУЧЕНИЕ – систематизированное изложение веры в догматах.
ДОГМАТ – формула вероучения, считающаяся неоспоримой.
Слайд 30Dei Filius, non pudet, quia pudendum est;
et mortuus est
Dei Filius, prorsus credibile est, quia ineptum est;
et sepultus
resurrexit, certum est, quia impossibile.
(De Carne Christi V, 4)
«Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно.
И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно.
И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно»
(из сочинения Тертуллиана «О плоти Христа»)
Слайд 31О соотношении разума и веры из книги В.Г.Глушко «Вера и
разум» (СПб, 1998):
Вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Апостол Павел)
Верую, ибо невозможно. Верую, ибо абсурдно. (Тертуллиан)
Верю, чтобы понимать. (Августин, Ансельм Кентерберийский)
Понимаю, чтобы верить. (П.Абеляр)
Быть трезвым и ничему не верить. (Лукиан)
Хоть знаю, но не верю. (Я.Княжин)
***
«Вера - уверенность в ожидаемом и убежденность в вещах невидимых» (Библия. К евреям 2:1)
***
«Верить в бессмертие души – значит желать, чтобы душа была бессмертной, но желать с такой силой, чтобы это желание могло растопить разум и пойти дальше него» (Мигель де Унамуно)
Слайд 32КУЛЬТ
Культ (cultus (лат.) – уход, почитание) – совокупность символических действий
с помощью которых верующий пытается повлиять на вымышленные (сверхъестественные) или
реально существующие объекты;
- социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы.
- «Вера, ставшая зримой».
Цель – ощутить связь с божественным, с объектом веры; культ – «мост, соединяющий верующих с богом».
Слайд 33
Формы культовой практики
коллективные богослужения,
жертвоприношения,
молитвы,
посты,
праздники, мистерии,
обряды жизненного цикла,
посвящения,
паломничества,
тайные церемонии,
медитации,
камлания,
песнопения,
танцы,
трапезы,
спортивные игры…
Слайд 34Средства культовой деятельности:
- культовое здание
- религиозное искусство
- культовые предметы (крест,
свечи, жезл, церковная утварь, коврик, священнические облачения …
Слайд 35КУЛЬТ
обряды инициации —посвящение к иную социально-возрастную группу;
жертвоприношения — обряд умилостивительного
или благодарственного характера;
таинства и мистерии — обряды «сообщения» благодати;
богослужения —
совокупность обрядов, проводимых коллективно и в особо отведенном месте;
посты — религиозные запреты или ограничения на прием пищи либо отдельных ее видов;
общие или индивидуальные очищение и покаяние;
молитвы — обращение к сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага, отвращении зла;
праздники — знаменательные дни, отмечаемые в память о тех или иных событиях и персонажах религиозного плана и сопровождаемые особыми обрядами.
Слайд 36Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов,
формирование у них определённых целей, ценностей, идеалов.
Осуществление этих целей
достигается посредством выполнения ряда функций:
1) Выработка систематизированного вероучения;
2) Разработка систем его защиты и оправдания;
3) Руководство и осуществление культовой деятельности;
4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм;
5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.
Слайд 37Религиозная организация
Религиозная организация —объединение на основе общности верований и
обрядов верующих, принадлежащих к одной конфессии.
Слайд 38Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций:
церковь,
секта,
харизматический культ,
деноминация.
Церковь - это тип религиозной организации со
сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемой членство.
Слайд 39Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих
и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа.
Характерными чертами
секты являются:
сравнительно небольшое количество последователей,
добровольное постоянно контролируемое членство,
стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни,
претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем” ,
проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим,
отсутствие деления на священнослужителей и мирян,
провозглашение равенства всех членов организации.
Слайд 40Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей
секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического
культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы) . Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана) . Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Слайд 41Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера
образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и
секты.
От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма.
С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношение различного типа религиозных организаций представлено в таблице.
Необходимо иметь в виду, что приведённая классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковно-образовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюции могут превратится в церкви. Так, например, возникли и христианство, и ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты.
Слайд 43Функции религии.
1. Мировоззрение – формирование целостной картины мира, месте и
роли человека в этом мире.
2. Регулятивная – контроль за формами
поведения и общения людей, соотнесение их с явлениями священной реальности.
3. Интегративная – это объединение людей на основе системы определенных идей.
4. Легитимизирующая – освящение определенных порядков и традиций, принятых в обществе и придание им статуса безусловной законности.
5. Культуротранслирующая – это сохранение норм и ценностей культуры, передача их от поколения к поколению.
Слайд 51Основные функции (роли) религии
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет
их жизни неким особым значением и смыслом.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая,
также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Некоторые из исследователей полностью отвергают мысль о существовании дорелигиозного периода, а в качестве обоснования своего взгляда утверждают, что «современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное»[26].
Слайд 62Понятие «функция религии»[11] в социологическом словаре означает деятельность и направленность
религии на индивидов, общество, политический институт. Иначе говоря: является ли
религия социальным институтом? Что дает вера каждому индивиду, человеку? Каким образом она влияет на поддержание морального согласия в обществе? Религия, как неотъемлемый элемент гражданского общества, выполняет несколько взаимосвязанных функций. Все религиозные функции принято делить на две группы. К первой относятся специфические функции, то есть присущие только религиозным организациям. Ко второй группе относят общие функции присущие не только религиозным организациям, но различным социально-политическим институтам. Кратко остановимся на наиболее общих и характерных функциях религии, представленных на рисунке 1. «Социальные функции религии».
Рис. 1. Социальные функции религии.
Предназначение любой религиозной организации заключается в том, чтобы оказывать помощь нуждающимся. Человек верит в то, что бог поможет ему в трудной жизненной ситуации, легко разрешит сложный вопрос, накажет зло, восторжествует справедливость, добро. Когда терпение человека на пределе ему на помощь приходит религия, она помогает ему поверить в себя, обрести потерянную любовь поверить в бога. Утешение дарит ему спокойное существование на земле. Эта функция религиозных организаций называется компенсаторная[12]. Прихожане, которые связывают свою жизнь с церковью, религиозной общиной свято верят в то, что их мерзкие добрые дела найдут место в загробном, потустороннем мире, и они будут бессмертны, а их жизнь будет истинный рай на небесах.
Всё чаще и чаще члены нашего общества нуждаются в том, чтобы кто- то их выслушал, дал совет, поддержал их в любых начинаниях. Всё это они могут найти в храмах. Религиозные служители выслушают нуждающихся, утешат, дадут совет, призовут к терпению. Возможно такую миссию помощи, успокоения может оказать любое государственное учреждение, выполняющее социальные функции, но нельзя забывать о том, что:
1) бог – главная идея религии. Его действия тождественны деятельности людей, он гуманен, всех любит, прощает, берёт на себя грехи.
2) все вероучения любые конфессий провозглашают божественные заповеди. У религиозных организаций разные обычаи, обряды, но бог един.
Существующая терапевтическая[13] функция перекликается по смыслу с компенсаторной. Эта деятельность религии направлена на поддержание в человеке внутреннего спокойствия. Прихожан учат владеть собой в любых жизненных ситуациях, анализировать поступки и принимать верные решения.
Нельзя не отметить ещё одну значимую функцию религии – мировоззренческую[14]. Глубокий смысл мировоззрения кроется в понимании окружающего нас мира, умении человека найти место в этом мире. Однако приоритетное значение в жизни отдаётся богу. Служение и вера не отделимы от человека. Всё, что есть у человека и всё что с ним происходит это воля бога. И если глубоко верующий человек не найдет ответы на волнующие его вопросы, если чудо не произойдет, то такой верующий разочаруется в боге. В такой ситуации человек отходит от веры и может стать атеистом. Вот почему для верующих необходима мировоззренческая деятельность религиозных организаций.
Деятельность религиозных организаций незаменима и в регулировании норм и правил поведения. Верующие должны уметь себя вести не только на службах и церковных праздниках, но и в повседневной жизни. Нормы морали и нравственности религиозные организации по крупицам собирали столетия. Именно религиозные организации первыми занималась просветительской деятельностью среди населения.
Новая ступень в развитии государства и общества привела к нравственному упадку, вызвала волну девиации, изменились ценностные ориентиры современного общества. Несмотря на трудности, религия продолжает выполнять коммуникационную[15] функцию. Религиозная организация пытается установить диалог с верующими во время молитв, выполнения обрядов, ритуалов. Религия объединяет людей не только в стенах храма, но и за его пределами. Общение людей в домашних условиях, общность интересов, организация кружков и клубов даёт положительный результат. Верующие, живущие в разных странах, городах, областях, но единые в своих религиозных убеждениях, легко устанавливают контакты друг с другом. Верующие люди легко договариваются и быстрее устанавливают контакты, в различны областях: медицины, образования, экономики, внешней политики. Передают и хранят культурные традиции народов мира.
Значимой, социальной функцией является легитимизация[16]. Очень важно, чтобы деятельность религиозных организаций осуществлялась в рамках правового поля.
Выполняя объединительную функцию, религия выступает механизмом идейной интеграции людей. Условно интегративную[17] деятельность религиозных организаций можно разделить на две группы. Первая группа объединяет людей по конфессиональной принадлежности (православные, буддисты, мусульмане). Вторая группа связанна с определенной формацией, где религия может являться катализатором существующих социальных отношений.
Несомненно, велик вклад религии в развитии культуры. Религия стояла у истоков письменности, книгопечатания, иконописи, живописи, искусства. Причём не всё в области культуры и искусства религия принимала, отчего-то она отказывалась, не воспринимала. Накапливая ценнейший опыт религиозных, культурных ценностей религиозная организация сохраняет и передает его новому поколению