Слайд 1
История росписи пасхальных яиц.
Выполнила : Перминова Светлана Викторовна,
педагог МБОУ ДО
«Центр детского творчества»
городской округ город Мантурово
Костромской области
2020 год
Слайд 2«Дорого яичко к Христову дню»- гласит известная русская пословица
Яицо давным-давно
стало символом Пасхи («Праздника желтого цвета», как его еще называют
в Европе»)
В древности яицу придавалось магическое значение. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яицом как символом жизни, обновления, происхождения всего, что существует в этом мире
Слайд 3Празднование Пасхи на Руси введено в конце X века.
Пасху отмечали
как день великой радости. Главным событием было торжественное богослужение в
храме в ночь с субботы на воскресенье. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет
Слайд 4В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое
распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени
о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства.
Слайд 5
Подвесные пасхальные яица
Появление новых для России материалов, связанных с петровскими
преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления
русских пасхальных яиц
Слайд 7
Пасхальные яица, расписанные О.С.Чирковым
Известный иконописец О. С. Чириков из Мстеры
в 1887 году выполнил серию образцов "живописи святых и двунадесятых
праздников" для росписи фарфоровых пасхальных яиц. Яйца, исполненные по этим образцам, считаются одними из лучших среди созданных на Императорском фарфоровом заводе. Они были и самыми дорогостоящими.
Слайд 8Конец ХVIII века – эпоха правления Екатерины II и Павла
I - стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод
— одним из ведущих в Европе, изделия из фарфора, выпускавшиеся на нем, ценились современниками как произведения искусства. наряду с картинами великих мастеров.
Однако в период правления Екатерины II, Павла I и Александра I производство фарфоровых пасхальных даров оставалось штучным
Слайд 9
Все изменилось в эпоху царствования Николая I (1825-1855)
- изготовление яиц из фарфора получило широкое распространение. Фарфоровые изделия
той поры, пасхальные яйца не исключение, отличались виртуозной живописью, на них воспроизводились полотна на библейские сюжеты старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа, виды Санкт-Петербурга, романтические морские пейзажи, изображения церквей, церковных праздников и святых.
Слайд 10Карл Фаберже
Пасхальное яйцо-сувенир, мастерская К. Фаберже, 1885 г. Мастер: Михаил
Перхин. Яйцо сделано из трёх цветов золота и прозрачной сапфирно-синей
эмали; увенчано императорской короной из сапфиров и бриллиантов. Внутри яйца находится агатовая фигурка кролика с рубиновыми глазами.
Но у большинства людей с искусством декорирования пасхальных яиц прочно ассоциируется одно имя - Карла Фаберже. Хотя его изделия современники чаще называли "пасхальными сюрпризами", ведь большинство из них представляли собой оригинальную шкатулку с секретом в форме яйца, искусно декорированную и безукоризненно исполненную. Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла Фаберже – Агафону.
Слайд 11Пасхальное яйцо "Ландыши", мастерская К. Фаберже, 1898. Мастер: Михаил Перхин.
Внутри яйца три миниатюрных портрета - императора Николая II и
его двух старших дочерей, великих княжон Ольги и Татьяны. Миниатюры поднимаются при повороте жемчужной ручки.
Пасхальное яйцо "Гатчинский дворец", мастерская К. Фаберже, 1901. Мастер: Михаил Перхин. Сюрприз яйца – модель императорского дворца в Гатчине.
Пасхальное яйцо "Память Азова". Мастерская Карла Фаберже, 1891 г.. Мастер: Михаил Перхин. Внутри: модель фрегата "Память Азова", на котором плавали в этот момент сыновья Императрицы.
Слайд 12Не менее интересно использование цветного золота. Именно фирма Фаберже возродила
технологию четырехцветного золота, или "кватра колор", то есть желтого, белого,
красного и зеленого цветов.
Пасхальное яйцо "Клевер", мастерская
К. Фаберже, 1902. Оружейная палата.
Яйцо Фаберже
«Розовая решетка» 1907
Яйцо Фаберже. Лавровое дерево, 1911
Слайд 13Яица Фаберже
Коронационное. 1897
Пятнадцатая годовшина царствования, 1911
"300-летие дома Романовых", 1913
Слайд 14«Писанки» и «крашенки» были характерны для крестьянской среды
Вопреки
воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай празднования Пасхи передавался из поколения
в поколение: слишком важна эта традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с "крашенками" (теми самыми разукрашенными в один или несколько цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и "писанками" (расписанными орнаментом).
Слайд 15Основные центры народного искусства по производству пасхальных яиц и особенности
их оформления
Живое искусство деревянного пасхального яйца сосредоточилось в
глухих селах заволжского края - Полховском Майдане и Крутце.
Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло в начале XX века.
Слайд 16Резные пасхальные яица
Недалеко от Сергиева Посада находится еще
один центр народного искусства - город Хотьково, знаменитый своими резчиками
по дереву и кости. Именно отсюда пошла самобытная, возникшая на рубеже XIX-XX веков абрамцевско-кудринская резьба, создателем которой был талантливый крестьянин из села Кудрино В. П. Ворносков.
Слайд 17Пасхальные хохломские яица
Для хохломской росписи характерны две разновидности
орнамента: роспись "верховая" и "под фон". "Верховой" рисунок наносится мазками
кисти на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный орнамент с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон.
Слайд 18Пасхальные яица с лаковой миниатюрной живописью Федоскина, Палеха, Мстеры и
Холуя
Миниатюристы Мстеры одними из первых обратились к росписи
пасхальных яиц. Имея великолепную традицию росписи пасхальных яиц, воплотившуюся в работах братьев Тюлиных, О. Чирикова, современные мстерские мастера достойно ее продолжили. Во время празднования 1000-летия христианства на Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции древнерусской живописи.
Слайд 19 Современные пасхальные яйца в авторском исполнении представляют собой
оригинальное явление в русской художественной культуре конца XX столетия. Они
- знак живого свободного художественного поиска. Нынешние пасхальные яйца в авторском исполнении можно разделить на несколько тематических групп: религиозные, пейзажные с архитектурой, просто пейзажные, литературные (по мотивам былин, русских народных сказок, произведений русских писателей), с языческими мотивами...
Слайд 21 Традиция росписи пасхальных яиц не утратила свое значение.
Она приобрела более эстетический характер, нежели раньше. В традиции росписи
пасхальных яиц совершаются глубокие стилистические изменения, вытекающие из развивающихся традиций. Видоизменилась роспись на пасхальных яйцах, сюжеты, композиция, цвет. Причина заключается в рождающемся новом мировоззрении, творческом отношении к традиции, в профессионализме художника, в критическом отношении, которым не обладал прежде крестьянский мастер. Кроме этого, в искусстве создаются новые направления, новые формы и средства выражения.