Слайд 1ИСТОРИЯ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ
экскурсия по музею
ГКОУ РО школа-интернат №42
Мошкина Т.Н.
Слайд 2В экспозиции представлен боле50 из 200 швейных машин,
которыми располагает
музей.
Наглядная история швейной машины
За свою 130-летнюю историю Политехнический
музей стал
самым большим в нашей стране хранилищем разного рода
раритетов - памятников науки и техники. Здесь, например,
собрана крупнейшая в России коллекция швейных машин.
Она впервые демонстрировалась на выставке
"ТЕХНИКА И МОДА".
Слайд 3Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя
острыми концами
и отверстием для нитки посередине, получил
в 1755 году англичанин
Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала
материю туда и обратно, сама не переворачиваясь. Конструкция
изобретения была очень несовершенной и потому не получила
распространения.
Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва,
был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены,
построивший машину на том же принципе, что и ткацкая.
Однако из-за конструктивных несовершенств распространения
она не получила.
Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва,
был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены,
построивший машину на том же принципе, что и ткацкая.
Однако из-за конструктивных несовершенств распространения
она не получила.
Слайд 4После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у
острия исследователи начали работать над получением стежка с
помощью такой иглы.
Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье,
который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов. Она
была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным
образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных
мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование. В 1832 году
читателей "Берлинской иллюстрированной газеты" поразило
следующее сообщение: "Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье
показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину,
в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее
собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько
часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно
делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции
швейной машины на грани фантастики". Между тем громоздкая,
сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье
давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва
в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь
одному стежку
Слайд 5Честь изобретения швейной машины с челночным стежком
принадлежит Америке. Впервые
челнок в швейной машине применил
Вальтер Хант, построивший в 1832-1834
годах машину с прямой
иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она
не была запатентована, так как работала нестабильно.
Слайд 6Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием швейной
машины трудился
американец Элиас Гоу, работавший на фабрике,
которая выпускала текстильное оборудование.
. В 1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную
машину челночного стежка (ее принцип - закрепление стежков
второй нитью, проходящей снизу, - до сих пор используется в
швейных машинах), которая работала со скоростью триста
стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а
сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и
могли перемещаться только по прямой линии.
Слайд 7Ясно, что изобретение Гоу нуждалась в совершенствовании.
Ускорили этот процесс
талантливые американские изобретатели
Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и
гениальный
предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в свое
время из Германии и обосновавшийся в Нью-Йорке. В 1851 году
Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой
игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань,
прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и
могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому
колесу. Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный
реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла .
Слайд 8В 1852 году Зингер продал свою первую швейную машину за
100
долларов, а в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил
товарищество "Singer Company". Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом во всей Америке. Этому
способствовало еще и то, что в 1856 году компания приняла
уникальное по тем временам решение: продажа в рассрочку. К 1863
году "Singer Company" продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи "Singer «появились во многих странах мира
Первая серийная
машинка Зингер
Слайд 9Одна из первых швейных машин челночного стежка фирмы
"Зайдель и Науманн"
(ГерманОия, 1870-1880). Эти машины с
1870 года распространялись Торговым домом
Попова
на территории России и Персии.
Слайд 10Швейная машина "Оригиналь экспресс" цепного стежка
(США, 1860-1880).Основание выполнено в
технике
художественного литья, что соответствует технической
моде второй половины XIX
века.
Слайд 11Швейная машина цепного стежка фирмы "Вилькокс и Гиббс«
(США, Нью-Йорк,
1868). В данной машине кроме конструктивных
узлов запатентован дизайн.
Слайд 12Фабрично-ремесленная швейная машина "Гоу" челночного
стежка для стачивания тяжелых тканей.
Изготовлена на
фирме "Гоу-машина-компани" (США, Нью-йорк, 1865-1875),
принадлежащей семье изобретателя
швейной машины
челночного типа Элиаса Гоу. Применялась в основном для
шитья парусов для флота.
Слайд 13Швейная машина челночного стежка фирмы "Науманн"
(Германия, 1894-1896). Изготовлена по
специальному заказу
Торгового дома Попова в связи с 25-летием его
работы.
Слайд 14Швейная машина фирмы "Зингер" (США, 1900-1915),
предназначенная для изготовления закрепок
и укрепления
петель, пришивания бантиков к обуви и платью.
Слайд 15Фабрично-ремесленная швейная машина челночного стежка
фирмы "Дюркопп" (Германия, 1900-1915). Предназначена
для
выполнения ажурных работ, всевозможных мережек для
украшения одежды, столового
и постельного белья.
Слайд 16Эта американская швейная машина челночного стежка
(1895-1905) была куплена известным
московским купцом-
булочником Филипповым для Насти Колесановой (сестры
своей горничной) в
московском Торговом доме Ж. Блока.
Филиппов отправил Настю на учение в школу Н. П. Ламановой,
первого русского художника-модельера. После успешной учебы
Колесанова работала с Ламановой сначала в ее мастерской, а
потом в костюмерных мастерских Большого театра.
Слайд 17Сапожная швейная машина челночного стежка для сшивания
головок и голенищ
обуви (подольский завод компании "Зингер",
1902-1917).
Слайд 18Фабрично-ремесленная сапожная швейная машина челночного
стежка для пришивания подошвы к
голенищу (подольский завод
компании "Зингер", 1902-1917). На этой машине до
1980-х годов
мастер-ремесленник, живший в Костромской области, тачал и
ремонтировал обувь для жителей округи.
Слайд 19Справа - детская швейная машина цепного стежка с деревянным
основанием
и литым фигурным корпусом, украшенным
многоцветной росписью (Подольский механический завод,
1935-1940). Слева - детская швейная машина цепного стежка с
литым художественным корпусом (Западная Европа, 1910-1930);
маховое колесо заменено специальной ручкой.
Слайд 20Швейная машина челночного стежка для стачивания тканей
(подольский завод компании
"Зингер", 1905-1920). Ее корпус имеет
так называемую бутылочную форму, которая
была
запатентована фирмой "Зингер" в конце XIX века. Благодаря
сбалансированности всех конструктивных узлов такие машины
обладают большим запасом прочности и до сих пор используются
во многих домах России.
Слайд 21Вверху - швейная машина
двойной строчки с дуговой
иглой фирмы
"Виллер и Вильсон"
(США, 1854-1865) - один из
первых образцов
машин
челночного стежка.
Предназначена для
белошвейных работ. Внизу –
ее ножной привод.
Удивительно, как менялся вначале
облик швейной машины: ее корпус
то выгибался изящной дугой, то
выпрямлялся, разнообразными и
необыкновенно красивыми были
литые чугунные платформы. А одна
из машин, показанных на выставке,
просто запала в душу, поразив не
столько формой своего корпуса
(хотя она тоже необычная), сколько
ножным приводом в виде двух
следов от ступней.
Слайд 22Швейная машина челночного стежка (Германия, 1900-1910).
Продана Торговым домом Розенталь
в Москве. Данный тип
машин за конструкцию и художественное оформление
получил
медали на международных выставках 1885, 1892, 1896 и 1900
годов.
Слайд 23Компьютеризированная швейно-вышивальная машина "ПФАФФ
2140" и образец вышивки, сделанной на
ней.
Слайд 24Компьютеризированная швейно-вышивальная машина
"ХУСКВАРНА ВИКИНГ" с образцом вышивки.
Слайд 25Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась
довольно быстрыми темпами. С
каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными.
Трудно поверить,
но уже в 1870-х годах появились первые машины
с электроприводом.
Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера - Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.
Слайд 26В пору своего расцвета, в 60-х годах прошлого столетия,
'Мануфактурная
компания Зингер' (официальное название с 1863 г.)
вступила на российский
рынок. Согласно заключенному с компанией
договору вся торговля швейными машинами была сосредоточена в
руках Георга Нейдлингера, германского подданного, именовавшегося
'главным агентом для Европы', имевшего головной склад в Гамбурге и
65 отделений в России. Когда с легкой руки Нейдлингера зингеровские
швейные машины прочно обосновались на рынке, руководство
компании принимает решение всю торговлю швейными машинами
взять в свои руки и в 1897 году основывает акционерное общество
'Мануфактурная компания 'Зингер'.
Слайд 28Учредителями стали президент американской компании Джильбер Парк,
вице-президент англичанин Дуглас
Александер, а во главе правления
вплоть до 1902 года стоял
все тот же Георг Нейдлингер. Однако ввоз
готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что
приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их
сбыте, особенно в связи с обострением конкурентной борьбы с
германскими фирмами. Так возникла идея основать в России
собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, который в
ту пору был провинциальным городом с пятью тысячами жителей. В
протоколе от 7 ноября 1900 года заседания акционеров компании
'Зингер' записано:
'...летом 1900 г. Обществом приобретен у города Подольска участок
земли для осуществления главной цели общества, выраженной в
параграфе 1 устава, и на этом участке уже приступлено к постройке
завода значительных размеров для фабрикации в России швейных
машин как для продажи внутри империи, также и для вывоза за
границу, именно: в Турцию и другие государства Балканского
полуострова, а также в Персию, Японию и Китай.'
Слайд 29Начатое строительство внесло в город небывалое оживление. В сферу
его
интересов были вовлечены многие сотни людей. Всем была известна
и
фигура директора Вальтера Франка Диксона, который оставался на
этой должности до 1917 года. Завод строился быстро, оборудовался по
последнему слову техники того времени. В 1902 году начался выпуск
отдельных деталей для так называемых семейных (бытовых) швейных
машин, а к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз,
выпуск семейных машин достиг более 600 тысяч штук (около 2500 штук в
день). Продавались машины в фирменных магазинах, которые (более
3000) были разбросаны по всей Российской империи и имели целую
армию служащих в общей сложности около 20000 человек. Система
продаж в рассрочку по-прежнему пользовалась большой популярностью,
качество же швейных машин не уступало качеству заграничных.
Компания 'Зингер' заслужила даже право быть 'Поставщиком Двора
Его Императорского Величества'.
Слайд 30Первая мировая война разрушила все планы: производство швейных
машин сократилось,
а один из новых корпусов так и не пришлось
использовать
по назначению - по соглашению с земельно-городским
союзом 'Земгор' он был передан под производство снарядов.
Год 1917
стал переломным в истории подольского предприятия. Чтобы не
допустить окончательного его закрытия, компания 'Зингер' передала
завод в аренду Временному правительству на льготных условиях.
А 30 ноября 1918 года в газете 'Экономическая жизнь' было опубликовано
сообщение президиума ВСНХ по поводу постановления советского
правительства о национализации завода швейных машин компании
'Зингер'.
В последующие восемь десятилетий компания 'Зингер' и ее
детище в Подольске жили и развивались независимо друг от друга.
Судьба единственного в России завода швейных машин была трудной,
но интересной. Его история отражает путь, пройденный страной:
войны, разруха и подъем производства; выпуск самой разнообразной
продукции - от мелкого ширпотреба до мотоциклов; государственное
управление огромным монополистом и падение в пропасть рыночной
экономики.
Слайд 31. Но сохранилось главное - традиции самого уникального в мире
швейного машиностроения, кадры специалистов. Будущее
предприятия связывалось с реконструкцией, внедрением
новых
технологий и выпуском конкурентоспособной продукции. Единственно
возможное решение ,и это доказала история, было в возвращении
компании 'Зингер', которая, с каждым годом наращивая свой
потенциал, стала лидирующим производителем и дистрибьютором
бытовых и промышленных швейных машин в мире.
Предприятия, выпускающие более 120 моделей этой уникальной
продукции, а также аксессуары и фурнитуру, успешно действуют в
странах Европы, Азии и Латинской Америки. В 1994 году подольское
Предприятие вновь стало частью компании 'Зингер', и практика
подтвердила эффективность сотрудничества не только с ней, но и с
компаниями 'Пфафф', 'Акай', 'Сансуи' и другими, входящими в
Транснациональную корпорацию 'Семи-Тек'.
Слайд 40ПЕРВАЯ ШВЕЙНАЯ МАШИНКА
ЗИНГЕРА
ИСААКА
1851г.
Слайд 41Швейная машина фирмы "Зингер" ( 1900-1915),
предназначенная для изготовления закрепок
и укрепления
петель, пришивания бантиков к обуви и платью.
Слайд 42Сапожная швейная машина для сшивания головок и голенищ обуви (подольский
завод компании "Зингер", 1902-1917).
Слайд 48НАЙДИТЕ ОЩИБКИ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ