Слайд 1ИТ сервис
Карякин Юрий Евгеньевич
Слайд 2Основные понятия
ITIL — IT Infrastructure Library — Библиотека передового опыта
организации ИТ
Слайд 3Услуги и качество
Предоставление ИТ-услуг охватывает все вопросы менеджмента ИТ-инфраструктуры, включая
обслуживание и сопровождение.
Процесс предоставления услуги — это сочетание производства и
потребления, в котором поставщик и заказчик участвуют одновременно.
Заказчики задают себе следующие вопросы при оценке качества услуги:
Отвечает ли услуга связанным с ней ожиданиям?
Могу ли я ожидать получение такой же услуги в следующий раз?
Предоставлена ли услуга по разумной цене?
Слайд 4Качество услуги — это показатель того, насколько услуга отвечает требованиям
и ожиданиям заказчика.
Для обеспечения качества поставщик должен постоянно оценивать,
как услуга воспринимается заказчиком, и что клиент ожидает получить в будущем.
Качество — это совокупность характеристик продукта или услуги, которые формируют способность продукта удовлетворять сформулированные и подразумеваемые потребности (ISO-8402).
Понятие «разумная цена» можно рассматривать как производное понятие.
Слайд 5Заказчик будет недоволен тем поставщиком, который иногда работает свыше ожиданий,
но разочаровывает в другой раз.
Обеспечение постоянного качества является одним
из наиболее важных, но и наиболее трудных аспектов индустрии услуг.
Слайд 6Цикл качества Деминга (Deming) (рисунок) представляет собой простую и наглядную
модель Управления Качеством.
Согласно данной модели, для предоставления .соответствующего Уровня
Качества нужно непрерывно повторять следующие этапы:
Планирование (Plan): что нужно сделать, когда это нужно сделать, кто должен это сделать, как это следует сделать и с помощью чего.
Выполнение (Do): выполнение запланированных работ.
Проверка (Check): определяется, дало ли выполнение работ ожидаемый результат.
Действие (Act): производится корректировка планов с учетом информации, полученной на этапе
проверки.
Слайд 7Положения теории Деминга
Заказчик является наиболее важной составляющей частью процесса
производства.
Недостаточно удовлетворить заказчика один раз, прибыль приносят заказчики, возвращающиеся
к Вам и рекомендующие Вашу продукцию или услуги своим друзьям и знакомым.
Ключ к достижению качества — уменьшение колебаний качества услуг и продукции.
Разрушайте барьеры между подразделениями.
Руководитель должен уметь взять па себя ответственность и быть лидером.
Постоянно совершенствуйтесь.
Создайте действенную программу обучения и самообучения.
Организуйте обучение па рабочих местах.
Преобразование – задача каждого.
Слайд 8Управление Качеством — это обязанность каждого работника организации, предоставляющей услуги.
Гарантия качества — вопрос внутренней политики организации. Это совокупность используемых
в организации методов и процедур, которые обеспечивают соответствие предоставляемых услуг ожиданиям заказчика и существующим договоренностям.
Система обеспечения качества — это организационная структура, определяющая распределение обязанностей, используемые процедуры и ресурсы, необходимые для реализации Управления Качеством.
Для разработки, оценки и усовершенствования системы обеспечения качества часто используются стандарты серии ISO-9000.
Слайд 9Стандарт качества ISO-9000:
ISO (International Organization for Standartization) — это международная
организация по стандартизации.
Система обеспечения качества, соответствующая стандарту ISO, гарантирует
следующее:
поставщик предпринимает меры по обеспечению качества, согласованного с заказчиками;
руководство регулярно оценивает работу системы обеспечения качества и, по мере необходимости, использует результаты внутреннего аудита для улучшения ее функционирования;
процедуры работы поставщика задокументированы и переданы тем лицам, кто зависит от них;
претензии заказчика регистрируются, рассматриваются в течение разумного срока и, по мере возможности, принимаются во внимание при усовершенствовании услуг;
поставщик контролирует производственные процессы и может их совершенствовать.
Слайд 10Организационная зрелость
Для определения зрелости организации можно использовать модель, разработанную Европейским
фондом Управления Качеством (EFQM — European Foundation for Quality Management)
(рисунок).
С помощью данной модели определяются основные сферы деятельности, которые следует принимать во внимание при Управлении Организацией.
Цикл качества Деминга входит составной частью в модель EFQM. Действия (определение стратегии, курса движения организации) предпринимаются на основе результатов, полученных в тех областях, которые предполагают их получение.
Слайд 12Этапы модели EFQM
Нацеленность на продукт — этап, известный как ориентированный
на результат; все в организации работают напряженно (но в этих
усилиях отсутствует направленность); деятельность организуется специальным образом для каждого конкретного случая.
Нацеленность на процесс — этап также известен под названием «мы знаем, что делаем»; деятельность организации имеет плановый и повторяющийся характер.
Нацеленность на систему — или «сотрудничество подразделений».
Нацеленность на цепочку — этап также известен под названием «внешнее партнерство»; организация концентрирует усилия на том качестве, которое она добавляет как составляющий элемент к цепочке поставщик-заказчик.
Нацеленность на всеобщее качество — этап, называемый «рай на земле»; организация достигла такого уровня, когда постоянное и сбалансированное стремление к совершенствованию стало нормой.
Слайд 13Модель зрелости (Capability Maturity Model — СММ)
Модель СММ включает в
себя следующие уровни:
Начальный уровень — процессы выполняются индивидуально для каждого
конкретного случая1.
Уровень Повторяющихся Процессов — процессы становятся повторяющимися и организованы таким образом, чтобы качество услуг стало повторяющимся.
Уровень Документированных Процессов — процессы в организации документированы, стандартизованы и интегрированы.
Уровень Управляемых Процессов — организация оценивает полученные результаты и использует их для повышения качества предоставляемых услуг.
Уровень Оптимизирующихся Процессов — организация постоянно оптимизирует свои процессы с целью повышения качества услуг или разработки новой технологии или сервисов.
Слайд 14Связь заказчик-поставщик и Уровни зрелости
Слайд 16Миссия — это короткое и четкое описание задач, стоящих перед
организацией, и идеалов, в которые она верит/
Стратегические задачи (objectives) —
это более подробное описание того, что хочет достичь организация.
Хорошо сформулированные стратегические задачи должны обладать пятью основными свойствами (соответствовать принципу SMART):
быть конкретными (Specific),
поддаваться измерению (Measurable),
быть уместными и соответствующими ситуации (Appropriate),
быть реалистичными (Realistic) и
иметь четкие временые границы (Time-bound)
Слайд 17Когда на основе миссии организации формируются стратегические задачи, политика, а
затем планы и задания, есть риск, что через определенное время
миссия, стратегические задачи и правила будут забыты.
Необходимо измерять, в какой степени организация или процессы близки к достижению своих стратегических целей. Для этого имеются различные методы.
Одним из наиболее известных в бизнесе методов является Карта Сбалансированных Оценок (Balanced Score Card — BSC). Согласно данному методу, на основе стратегических целей организации или целей процесса определяются критические факторы успеха (Critical Success Factor — CSF). Такие факторы формулируются для нескольких наиболее важных сфер интересов компании, называемых перспективами (проекциями) организации: заказчики/рынок, бизнес-процессы, персонал/инновации и финансы.
Слайд 18Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators — KPI) являются теми
параметрами, по которым определяется, достигли ли критические факторы успеха (CSF)
заданного уровня. При необходимости ключевые показатели эффективности (KPI) могут быть подразделены на показатели эффективности (Performance Indicator — PI).
Ключевые показатели эффективности (KPI) — это параметры, используемые для измерения хода выполнения работы по отношению к ключевым стратегическим целям организации или критическим факторам успеха (CSF).
Слайд 19Горизонт планирования
При планировании коммуникационных сетей и приложений ИТ-подразделение должно находиться
в авангарде общего планирования бизнеса, так как оно обеспечивает создание
такой ИТ-инфраструктуры для бизнеса, благодаря которой он сможет развиваться.
Слайд 20В планах должны быть отражены четыре аспекта:
Время — самый
легкий для определения показатель. Время определяется датой начала и окончания
работ, и очень часто разбивается на этапы.
Количество — цели должны поддаваться измерению для осуществления мониторинга хода выполнения. Такие определения целей, как «улучшенный» или «более быстрый», недостаточны для планирования.
Качество — качество результата должно соответствовать поставленной цели.
Затраты и доходы — результаты работы должны быть соразмерны предполагаемым затратам, усилиям и полученным доходам.
Слайд 21Корпоративная культура
Корпоративная культура может оказать существенное воздействие на оказание ИТ-услуг.
Бизнес может относиться к инновациям по-разному.
Существуют организации со сложившейся
стабильной корпоративной культурой, в которых на инновации не обращают большого внимания. У такой организации могут возникнуть трудности с приведением ИТ-услуг в соответствие с изменениями в организации.
С другой стороны, если структура ИТ-подразделения нестабильна и подвержена частым изменениям, то такая корпоративная культура может стать серьезной помехой на пути обеспечения качества услуг. В этом случае может возникнуть ситуация, когда большое количество бесконтрольных изменений приведет к появлению многочисленных сбоев в работе.
Слайд 22Управление Персоналом
Существует три подхода к Управлению Персоналом:
Жесткий подход — в
этом случае людские ресурсы рассматриваются как средство производства. Они должны
быть организованы наиболее эффективным и рациональным способом. При таком подходе значимость работников оценивается по-разному.
Мягкий подход — в этом случае основной акцепт делается на наилучшее использование потенциала сотрудников во благо компании. Современные специалисты высокообразованны, честолюбивы и готовы многое отдавать работе. Именно поэтому следует как можно раньше определить их потенциал и постоянно развивать его (обучение, создание условий для профессионального роста).
Интегрированный подход — такой подход строится на общих интересах персонала н руководства организации. Для достижения целей в организации должен быть нормальный приток, движение и отток кадров. Изменения на рынке и в организации ведут к постоянным изменениям в спросе на различные специальности.
Слайд 23Инструментами улучшения Управления Персоналом являются:
Доведение политики организации до ее сотрудников
— объяснение каждому сотруднику, в какой степени его работа способствует
достижению целей, стоящих перед организацией.
Оказание доверия, предоставление полномочий — сотрудники получают возможность организовывать и выполнять свою работу по согласованию с организацией.
Ответственность — результат применения двух первых пунктов. Если сотрудникам объяснили, чего от них ожидают, и если они имели возможность организовывать и выполнять свою работу так, как они считали нужным, то они несут полную ответственность за свою работу.
Управление Уровнем Компетенции — является одновременно как
средством наиболее эффективного применения уже имеющихся в распоряжении организации знаний, так и способом систематического развития знаний, необходимых для компании.
Слайд 24Управление Взаимоотношениями с Заказчиками ИТ-услуг
Качество ИТ-услуг во многом зависит от
взаимоотношений с заказчиками.
Слайд 25Основной задачей Управления Взаимоотношениями с Заказчиками ИТ-услуг (CRM) является обеспечение
хороших и эффективных связей между ИТ-организацией и организацией заказчика на
всех уровнях.
Однако на каждом из этих уровней роль CRM будет разной. Одним из элементов взаимоотношений является наличие Службы Service Desk.
Пользователь — это человек «за компьютером», сотрудник, использующий услуги ИТ для выполнения повседневной работы.
Заказчик — это человек, «платящий по счетам», он имеет полномочия заключать Соглашения с ИТ-организацией на предоставление ИТ-услуг и отвечает за то, чтобы предоставленные услуги были оплачены.
Очевидно, что «платящий по счетам» заказчик во многих ситуациях может выступать и как пользователь «за компьютером».
Слайд 26Процессное управление
Каждая организация нацелена на выполнение своих корпоративных целей и
миссии, решение стратегических задач и реализацию выбранной политики. Это достигается
через выполнение определенной деятельности.
Группы организованной между собой деятельности называются процессами.
В случае, если процессная структура организации четко определена, то она дает ответы на вопросы:
Что должно быть сделано.
Какой ожидается результат.
Каким образом можно определить (измерить), что в результате работы процесса достигается ожидаемый результат.
Как результаты выполнения одного процесса влияют на результаты других процессов.
Слайд 27Модель совершенствования процессов
Слайд 28Процессы
Процесс — это логически взаимосвязанная между собой последовательность работ (видов
деятельности), направленная на достижение поставленной цели.
Слайд 29Часто процессы описывают с помощью процедур и рабочих инструкций.
Процедура —
это описание логически связанных видов работ с указанием их исполнителей.
Процедура может включать в себя этапы из различных процессов. Процедура определяет, что должно выполняться и кем, и она может меняться в зависимости от организации.
Набор Рабочих инструкций определяет, как следует выполшппъ виды работ, входящие в состав процедур.
Слайд 30Процессы и организационные подразделения