Слайд 1
Итоги акции «Большой этнографический диктант- 2019» муниципальное образование «Люкское»
Слайд 21 ноября 2019 года по всей России , и не
только , прошла Международная акция «Большой этнографический диктант». В МО
«Люкское» приняли участие 24 человека. Средний балл составил 44 балла, работу писали 9 мужчин и 15 женщин. Средний возраст составил 29 лет. Самому старшему участнику – 77 лет, самому юному- 10 лет.
Слайд 4
Всего в диктанте было 30 заданий, ответив на которые, можно
было получить 100 баллов
Слайд 5
Давайте сегодня обсудим и разберем вопросы диктанта:
1. Россия является федеративным
государством и состоит из 85 равноправных субъектов - республик, краёв,
областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Укажите их количество.
Ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.
Слайд 72. Одним из крупнейших этнографических музеев мира является Российский этнографический
музей (РЭМ), посвященный народам России и стран бывшего СССР. Его
коллекция насчитывает около полумиллиона экспонатов. В каком городе находится этот музей?
А. Владивосток
Б. Москва
В. Новосибирск
Г. Санкт-Петербург
Слайд 8На сегодняшний день РЭМ – или Российский этнографический музей –
считается одним из самых крупных этнографических музеев в мире. Его
коллекции представлены в многонациональном составе. Здесь можно найти памятники, посвященные 157 народам и этногруппам как России, так и стран ближнего зарубежья.
Расположен в городе Санкт-Петербурге.
Слайд 9
Этнографический музей основали в начале 00-х годов прошлого столетия. Тогда
это был отдел Русского музея. В его создании участвовали самые
крупные российские ученые. Здание было построено в период 1903-1913 гг. Автор проекта архитектор В. Ф. Свиньин. Это одно из немногих зданий в городе, которое не приспособлено, а специально создано для музея. Центральную часть здания занимает мраморный зал, являющийся одним из замечательных сооружений архитектуры Санкт-Петербурга. Для его облицовки использован розовый карельский мрамор.
Слайд 10 3. Какой народный праздник в прошлом завершал весенние полевые
работы, а ныне является символом дружбы и широко распространен в
регионах России, его отмечают также на федеральном уровне и за рубежом?
А. Калмыцкий Зул
Б. Тюркский Нардуган
В. Сабантуй поволжских и других народов
Г. Бурятский Сагаалган
Слайд 11Сабантуй праздник
народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу
и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни.
Слайд 12
Праздник лампад (калм.Зул- хурал праздник, посвященный хурал, Зула уходу из этого мира основателя тибетского буддийскойшколы
В России традиционнопразднуется бурятами, калмыками и тувинцами. Название получил от того, что в этот праздник принято зажигать лампады.
На Среднем
Поволжье и Приуралье с 25 декабря по 7 января татары
отмечают праздник зимнего солнцестояния. Его называют Нардуган (шайтан туе), что в дословном переводе означает "свадьба дьявола". Крещеные татары после завершения хозяйственного года, при подготовке к холодной зиме, предпринимали все необходимые меры, позволяющие обеспечить их хорошим урожаем на будущий год. Следуя приметам, они старались предугадать будущее, а с помощью ритуальных танцев и обрядов хотели обеспечить себе в следующем году благополучие.
Сагаалган — праздник Белого месяца является символом обновления человека и природы, а его идеалы мира, добрососедства, уважения к старшим разделяют представители всех национальностей.
Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния. В отличие от нашего обычного Нового года, который мы празднуем в полночь с 31 декабря на 1 января, Сагаалган наступает рано утром, сразу с восходом солнца.
Слайд 134.Для поддержки этнических культур и обеспечения конституционных прав на национально-культурное
развитие принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года. На какой территории реализуется Стратегия?
А. В российских республиках
Б. В тех регионах России, где много этнических групп и языков
В. На всей территории России
Слайд 155. Русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель,
первый исследователь Тянь-Шаня, организатор Первой всеобщей переписи населения Российской империи
1897
года:
А. Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)
Б. Пётр Кузьмич Козлов (1863-1935)
В. Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)
Г. Петр Петрович Семенов (1827-1914)
Слайд 16 Петр Петрович Семенов (1827-1914)
Бывают три типа географов – путешественники,
краеведы и организаторы. Петр Петрович был и тем, и другим,
и третьим.
Русский географ, ботаник, энтомолог, общественный деятель, статистик, искусствовед и путешественник. Первым из европейцев исследовал Тянь-Шань. Открыл горный массив Хан-Тенгри. Инициировал ряд экспедиций в Центральную Азию. Организовал первую перепись населения в России. Его именем названы 11 географических местностей: вершины на Шпицбергене, в Центральном Тянь-Шане, Монгольском Алтае, хребты на правом берегу р. Юкон и к югу от оз. Кукунор, перевал и ледник в горах Тянь-Шаня, пролив в Карском море и др., а также многие растения и животные.
Слайд 176.Государственная перепись населения – важное историческое событие, она проходила в
современной России в 2002 и 2010 годах. Когда состоится следующая
Всероссийская перепись населения?
А. В 2020 г.
Б. В 2030 г.
В. В 2040 г.
Г. В 2050 г.
Слайд 18Первая перепись населения состоялась в Российской империи в 1897 году.
Предстоящая, в 2020 году, будет уникальной, так как впервые не
будет использоваться бумага. Первые результаты появятся в конце 2020 года, предварительные итоги - в феврале 2021 года. Углубленную аналитику опубликуют в течение 2021-2022 годов.
Слайд 197.Россия многокультурная и многоязычная страна. Как государство подсчитывает это многообразие?
А.
В России нет официальной статистики о
национальностях и
языках
Б. Кроме государственной переписи, в России
имеются и другие источники официальных
сведений о национальностях и языках
В. Государственная перепись – единственный источник официальных сведений о
национальностях и языках в России
Слайд 20Государственная перепись – единственный источник официальных сведений
о национальностях и языках в России
Слайд 218. Какие возможности есть у каждого жителя страны для самоопределения
национальной принадлежности во время Всероссийской переписи населения?
А. Указывать свою национальность
запрещено
Б. Указывать свою национальность можно,
выбирая из официального списка
В. Можно указывать свою национальность
совершенно свободно
Слайд 22Российская Федерации — государство, на территории которого проживают представители более
150 различных национальностей. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права
и свободы провозглашены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства . Исходя из указанного основой конституционных ценностей российского общества является государственная защита безопасности личности, вне зависимости от каких-либо признаков, а также обеспечение правопорядка, укрепление политической и социальной стабильности. В этом ключе национальная принадлежность граждан не имеет юридического значения, так как государством гарантируется равенство всех перед законом и обеспечивается равный доступ к социальным благам. Вместе с тем определение и указание своей национальности имеет культурное значение для жизни общества.
Слайд 239. В одной из республик России говорят более чем на
30 языках. Средневековые географы писали, что это «страна гор и
гора языков». О какой республике Российской Федерации идет речь?
А. Республика Алтай
Б. Республика Башкортостан
В. Республика Дагестан
Г. Кабардино-Балкарская Республика
Слайд 24Территория современного Дагестана, и в большей степени горного Дагестана, именуется
в исторической литературе по-разному, что имело отношение к соседским народам,
или же к нашествиям завоевателей, которые именовали эту территорию на своём языке.
Некоторые историки относят к Южному Дагестану более раннее наименование «Албания», соответствующее «Стране гор». Дагестан расположен в северо-восточной части Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Дагестан является самой многонациональной республикой России
Аварцы, андо-цезские народы и арчинцы — 496,1 тыс. чел. (27,5 %, 1989 г.), 758,4 тыс. чел. (29,4 % , 2002 г.)
Даргинцы — 280,4 тыс. (15,6 %, 1989 г.), 425,5 тыс. (16,5 %, 2002 г.)
Лезгины — 204,4 тыс. (11,3 %, 1989 г.), 336,7 тыс. (13,1 %, 2002 г.)
Лакцы — 91,7 тыс. (5,1 %, 1989 г.), 140,2 тыс. (5,4 %, 2002 г.)
Табасараны — 78,2 тыс. (4,3 %, 1989 г.), 110,2 тыс. (4,3 %, 2002 г.)
Чеченцы — 57,9 тыс. (3,2 %, 1989 г.), 87,9 тыс. (3,4 %, 2002 г.), 152,4 тыс. (5,7 %, 2011 г.)
Рутульцы — 15,0 тыс. (0,8 %, 1989 г.), 24,3 тыс. (0,9 %, 2002 г.)
Агулы — 13,8 тыс. (0,7 %, 1989 г.), 23,3 тыс. (0,9 %, 2002 г.)
Цахуры — 5,2 тыс. (0,3 %, 1989 г.), 8,2 тыс. (0,3 %, 2002 г.)
На языках тюркской группы алтайской языковой семьи в Дагестане говорят:
Кумыки — 231,8 тыс. (12,9 %, 1989 г.), 365,8 тыс. (14,2 %, 2002 г.)
Азербайджанцы — 75,5 тыс. (4,2 %, 1989 г.), 111,7 тыс. (4,3 %, 2002 г.)
Ногайцы — 28,3 тыс. (1,6 %, 1989 г.), 38,2 тыс. (1,4 %, 2002 г.)
На языках славянской группы индоевропейской языковой семьи в Дагестане говорят:
Русские (включая терских казаков), украинцы, белорусы — 175,4 тыс.(9,7 %, 1989 г.), 124,3 тыс. (4,8 %, 2002 г.)
На языках иранской группы индоевропейской языковой семьи в Дагестане говорят:
Таты и горские евреи (таты-иудаисты) — 16,6 тыс. (0,9 %, 1989 г.), 1,9 тыс. (0,1 %, 2002 г.)
Слайд 2510. Какой из перечисленных языков - рекордсмен России по количеству
букв (66)?
А. Татарский
Б. Адыгейский
В. Ительменский
Г. Нивхский
Слайд 26Известно что наш с вами русский язык содержит 33 буквы,
в татарском на 6 букв больше (39), нивхский язык имеет
48 букв, напомню нивхи живут на Сахалине и немного их в Амурской области, там они называются материковые, а сахалинские - островные. У народов Камчатки ительменов в языке на одну букву меньше чем в языке нивхов (47).
Больше всего букв 66 находится в алфавите адыгов, это адыгейский язык.
Слайд 2711. Какие из перечисленных языков России являются финно-угорскими языками?
А. Карачаево-балкарский,
крымскотатарский,
чулымский
Б. Нанайский, негидальский, эвенский
В.
Вепсский, хантыйский, марийский
Г. Агульский, рутульский, табасаранский
Слайд 28Состав и структура финно-угорской
языковой семьи
Финно-угорская языковая семья – это
группа генетически родственных языков, которые распространены в Финляндии, Норвегии, Швеции,
Эстонии, России, Венгрии и других странах.
Наиболее распространёнными языками данной семьи являются венгерский, финский, эстонский, мордовский языки, вепский, хантыйский, марийский. Это вызвано тем, что на них разговаривают народы, которые образовали собственные национальные государства (или субъект Федерации)
Слайд 2912. В России, при большом количестве языков, широко распространен русский
язык. Какая часть населения владеет русским языком в Российской Федерации?
А.
Половина населения
Б. Две трети населения
В. 75% населения
Г. Более 90% населения
Слайд 30На территории Российской Федерации самый распространенный язык русский и это
логично.
Но, как показывает практика, не все население говорит только на
русском языке, некоторые этнографические группы населения общаются исключительно на своем родном языке, например: адыгейском, татарском, цыганском, ительменском и т.д. Хотя русский язык и считается одним из самых распространенных в мире и стоит на 6 месте по количеству говорящих на данном языке.
Но, чтобы свободно общаться на территории России, все же стоит знать русский язык, поэтому верным ответом будет ответ «Более 90% населения».
Слайд 3113. Котляры, ловари, сэрвы, влахи, крымы – каким группам населения
России принадлежат эти названия?
А. Грекам
Б. Караимам
В. Татарам
Г.
Цыганам
Слайд 32Котляры-цыганская группа из рода Рома, эмигрировавшая в Россию из Румынии.
Традиционные занятия-лужение, ремонт посуды, паяние котлов.
Ловари-цыганская этническая группа Рома, происходящая
из Венгрии, профессиональная спецификация-торговля лошадями, часто ворованными.
Сэрвы-цыгане сербско-румынского происхождения. Традиционные занятия-торговля лошадьми, кузнечество (котлярство), пошив обуви.
Влахи (влахуря) тоже цыгане, преимущественные занятия гадание, кузнечество (котлярство).
С крымами сложнее, скорее это искажённое название караимы (караи), спорного тюркско-семитского происхождения, объединённого вероисповеданием, но не национальной принадлежностью.
Слайд 3314. Самоназвание какого из этих народов («ня») в переводе на
русский язык означает «товарищ»?
А. Абазины
Б. Буряты
В. Нганасаны
Г. Саамы
Слайд 34Если точно не знать ответ, то ни за что не
догадаешься, тем более, что это не эндоэтноним а (неточная форма
перевода от полного самоназвания советскими лингвистами) как "люди", а перевод няа, ня — «товарищ», на самом деле корень там не ня, а нгау- который коренной самодийский народ переводит как небо, а вот наса, насан — человек). Относися к малочисленным вымирающим народам Сибири, большей частью проживает в Красноярском крае. Это нганасаны.
Слайд 35
15. Какой народ России включает «горную» (кырык) и «луговую» (олык)
группы?
А. Ижора в Ленинградской области
Б. Кумыки в Дагестане
В. Марийцы в
Республике Марий Эл
Г. Ногайцы в Ставропольском крае
Слайд 36Ижоры это финно-угорский народ, они хоть и являются коренным народом,
но к сожалению эта этническая группа вымирает. 2002 год -
327 человек, 2010 год - 266 человек.
Кумыки это коренной народ живущий в Дагестане и Северной Осетии, и не разделяется на горцев и жителей равнин.
То же самое можно сказать и про ногайцев. Тюркский народ Кавказа, Крыма и Поволжья. Среди народа марийцев есть четыре этнические группы, которые в свою очередь подразделяются на две основные луговые и горные. Такое расселение народа марийцев связано с историческими традициями, некоторыми различиями в культуре и языком.
Слайд 37
16. Сопоставьте современные и старинные названия народов Дальнего Востока, наделенных
статусом коренных малочисленных в России. Некоторые
старинные названия используются в быту
и сегодня.
Ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.
Слайд 38
В этом вопросе собраны малочисленные народы, проживающие в Восточной Сибири,
в Приамурье/ Приморье и на Сахалине. Чтобы определить перевод названия
или имени на русский нужно обязательно знать самоназвание народа, именно с самоназвания начнается история. Итак, нанайцы - дальневосточный народ, выходцы из северной Маньчжурии и с берегов Байкала,к нанайцам, которые называют себя най-человек, а полносью нанай - как человек(най) земли(на) относят все тунгусо-маньчужрские народы. Русские и европейцы в старину называли их гольды.
Нивхи (этноним нивгу-люди, нивх- человек)- коренной малочисленный народ Сахалина и Амурья, раньше называли их по маньчжурски, от слова лодка (гиле)- гиляки. Жили на Сахалине в Венском по соседству с айнами, которых уже на 1996 год не осталось, а самих нивхов на тот момент было в становище всего 167 человек.
Эвенки (этноним эвэнкил - человек)выходцы из Монголии и с северо-востока Китая, старое название от якутского тонгуус - тунгусы.
Эвены - родственная группа эвенкам, устаревшее название ламуты
Слайд 3917. В среде какого народа, ныне имеющего статус коренного малочисленного
в России, традиционно были распространены железоделательные ремесла, при этом русские
переселенцы называли своих соседей «кузнецкие татары»?
А. Энцы
Б. Уйльта
В. Кереки
Г. Шорцы
Слайд 40Энцы- исчезающий народ происходивший из поселенцев тундры.
Народ Уйльта официально сегодня
называются Ороки. Народ живший преимущественно на Сахалине, сегодня исчезающий. Занимаются
рыбалкой и охотой.
Согласно последней переписи, Кериков осталось 4 человека.
Для нашего ответа остается только один вариант шорцы. Сегодня большинство шорцев говорят по-русски. Хотя шорцы считаются православными, их религия основывается на промысловых культах. К культурным достоинствам следует отнести искусство горлового пения. Как это не прискорбно, но культура шорцев постепенно исчезает. «Кузнецкими татарами» называли шорцев.
Слайд 4118. Некоторые группы русского народа связаны с историей старообрядчества. В
Поволжье – это кержаки и кулугуры, в Ставрополье – некрасовцы.
Как именуют потомков старообрядцев в Забайкалье?
А. Духоборы
Б. Семейские
В. Молокане
Г. Субботники
Слайд 42Это население живет порядка 200 лет, их называют староверами Забайкалья.
Но их численность очень мала. В 2010 году, во время
переписи населения было всего 26 человек.
Свое название они получили потому, что переселялись большими семьями, а с собой у них было очень много имущества, что очень их отличало от каторжников, которые переселялись либо парами, либо по одному человеку, да и практически без имущества.
Эти семьи даже заселяли целые деревни и села. Они занимались сельскохозяйственной деятельностью, выращивали разные культуры.
Поэтому верным ответом является – Семейские.
Слайд 4319. Пироги и лепешки – излюбленное традиционное блюдо многих народов
России. Сопоставьте кулинарное блюдо и этническую кухню.
Ответ запишите в формате
А – 1; Б – 2 и т д.:
Слайд 44Кулебяку знают все. С неё и начнём. Не вызывает сомнения,
что это национальное русское блюдо. Наверное, нет человека, который бы
не попробовал этот пирог с мясом или рыбой. А то и с грибами. Многие пробовали и чепалгаш, эта вкуснейшая и сытная, слегка солоноватая лепёшка пришла к нам из Чечни. Её готовят с творогом и с травами .Следующее блюдо готовят именно по чувашскому рецепту, с картошечкой и лучком, на дрожжах, называется это - хуплу.
В семьях, где есть мужчины, янтык просто необходим. Мясо - лучше телячье, зелень - по вкусу, а в остальном похоже на классические наши чебуреки. Только чебуреки на масле жарят, а крымский янтык - на разогретой сухой сковородочке.
Остаётся губадия. Этот питательный, калорийный, сладкий десерт пришёл к нам из кухни татарской. Пирог с таким романтическим названием - одно из самых любимых блюд детворы, потому что в нём есть курага и изюм.
Слайд 4520. На Руси до XVIII века была основой питания, но
затем ее заменил картофель. Её приготовляли в традиционной русской печи
в собственном соку, а благодаря лекарственным средствам, применяли и в лечении.
Что это за овощ?
А. Репа
Б. Свекла
В. Брюква
Слайд 46Основным овощем для нашей страны является картофель, но так было
не всегда. Появился картофель на Руси только в конце 17
века, спасибо нужно сказать Петру I, который привёз его из Голландии. А уже при правлении Анны Иоанновны, его стали выращивать в большинстве губерний. Что же до этого ели русские подданные? А ели они - репу. Из репы готовили множество блюд и подавали их и на первое, и на второе, и даже на третье. У этого овоща много преимуществ: дешевизна, хорошее хранение, а также репа очень полезна. В ней содержится много витаминов и микроэлементов. Основным овощем репа была не только в России, но в своё время и в Европе.
Слайд 47
21. Согласно древним удмуртским преданиям в этой реке, протекающей по
территории Можгинского, Вавожского и Сюмсинского районов Удмуртии, водятся крылатые огнедышащие
кони. Иногда по ночам они выходят на сушу. Чтобы завладеть таким конём по поверью нужно бросить в реку что-то железное, тогда он не сможет вернуться в реку. Если верить легендам, когда-то в д. Большая Докья обитали потомки таких коней – «бурдо вал» («крылатые кони»): по ночам у них были видны крылья. Согласно народной этимологии название данной реки переводится с удмуртского языка как «лошадиная река».
О какой реке идет речь:
А. Иж
Б. Кильмезь
В. Вала
Г. Чепца
Слайд 48У многих финно-угорских существуют представления, что в воде обитают прекрасные
кони и иногда они выходят на сушу. Некоторым удается их
приручить, поэтому они имеют хорошую породу лошадей. Так, по представлениям, лучшие породы скакунов имеют водное происхождение. Считается, что потомство вышедших оттуда коней до сих пор обитает в табунах. Обычно они имеют «мышиную» масть, "серые в яблоко".
Взглянув на карту Удмуртской Республики, обратив внимание на названные районы, можно с уверенностью утверждать, что правильный ответ – река Вала .
Слайд 4922. На территории Удмуртской Республики часто встречаются двучленные наименования населенных
пунктов с повторяющейся второй частью. Например: Бодья – Якшур-Бодья, Гучин-Бодья
и Синяр-Бодья (Кизнерский р.-он), Динтем Бодья (Завьяловский р.-он) и др.;
Пельга – Карамас-Пельга (Киясовский р.-он), Тыловыл-Пельга (Вавожский р.-он), Аравазь-Пельга (Кизнерский р.-он) и др.; Пурга – Малая Пурга, Ожмос-Пурга (Завьяловский р.-он), Большая Пурга (Игринский р.-он) и др.;
Можга – Пуро-Можга (Малопургинский р.-он),Сям-Можга (Увинский р.-он), Большая Можга (Вавожский р.-он) и др.
Что означает повторяющаяся правая часть наименования?
А. Название реки, на берегах которой расположены населенные пункты
Б. Название одного рода (удм. воршуд), выходцами из которого основаны поселения
В. Имя первого поселенца – основателя поселения.
Слайд 50Для удмуртских наименований населенных пунктов характерно использование воршудных имен. Эти
очень древние названия указывают на места былого проживания или переселения
людей того или иного рода. На территории Удмуртии они широко распространены и сохранились в современных названиях населенных пунктов: Якшур-Бӧдья, Новая Мӧнья, Поршур-Тукля, Сям-Можга, Большая Уча, Ныши-Какси, Карамас-Пельга, Старая Салья, Малая Пурга.
Слайд 5123. Согласно данным переписи 2010 г. в Удмуртии проживает более
8 тыс. представителей этого народа, что составляет около 0,5% населения
республики. Исторически они компактно проживают на юге и юго-западе Удмуртской Республики: в Алнашском, Граховском и Каракулинском районах. Причем, в Каракулинском районе составляют 17,7% населения и занимают второе место по численности.
О каком народе идет речь?
А. чуваши
Б. бесермяне
В. вепсы
Г. Марийцы
Слайд 52Согласно данным переписи 2010 г. в Удмуртии насчитывалось 8,98 тыс.
марийцев, что составляет около 0,5% населения республики. Из них большая
часть проживала в сельской местности (60,6%). Компактные группы марийского населения имеются на юге и юго-западе Удмуртской Республики: в Алнашском, Граховском и Каракулинском районах. Причем, в Каракулинском районе марийцы составляют 17,0% населения . Особую известность получили марийские селения Ныргында, Быргында, Мари-Возжай, Мари-Гондырево, Усть-Сакла, Варали.
Слайд 5324. Удмурты и марийцы, татары и чуваши называют это скопление
звезд «Дорога диких гусей». А как называют его русские?
А. Большая
медведица
Б. Млечный путь
В. Лебедь
Г. Возничий
Д. Гончие псы
Слайд 54Созвездие Млечный путь удмурты именуют «Луд сюрес» («дорога диких гусей»).
По преданию, эти птицы якобы «прилетают весной и улетают осенью
по Млечному пути», рассекающему звездное небо серебристой светящейся полосой, неразличимыми звездами.
Слайд 55
25.В 2019 г. исполнилось 125 лет со дня рождения этого
выдающегося российского историка, исследователя истории и культуры народов Урало-Поволжья. Этнография,
мифология и фольклор финно-угорских народов, история зодчества Казани ХVI-ХVIII вв., история и культура волжских булгар и казанских татар, ананьинская культура и мн. др. становится темами его исследований. «Очерки по истории Казанского ханства», «Культ коня в Прикамье» – уже только эти труды внесли его имя в историографические обзоры. После ареста по обвинению в троцкизме и расстрела в 1936 г. многие его работы остались неопубликованными.
Особое место в его научных изысканиях занимало воссоздание удмуртского героического эпоса, впервые опубликованного в 1986 г., – «Песнь об удмуртских батырах (Из народного эпоса удмуртов. Песни, сказания…)». Укажите имя этого ученого:
А. Дмитрий Константинович Зеленин
Б. Михаил Георгиевич Худяков
В. Павел Николаевич Луппов
Г. Кузебай Герд
Слайд 56Дми́трий Константи́нович Зеле́нин
(21 октября 1878 , родился в селе Люк, Вятская губерния— 31 августа
1954, Ленинград) российский и советский этнограф( в 2019 году 141 год со
дня рождения). Труды: «Восточнославянская этнография. Статьи по духовной культуре 1901-1913»
Слайд 57Михаи́л Гео́ргиевич Худяко́в
(3 сентября 1894, Малмыж, Вятская губерния — 19 декабря1936, Ленинград) — советский археолог,
исследователь истории и культуры народов Поволжья. Основные работы посвящены истории татар, Волжской
Болгарии, археологии Казани. В 1920-х годах опубликовал ряд историко-этнографических и археологических работ по истории тюркских и финноугорских народов региона. Особую роль играют «Очерки по истории Казанского ханства», напечатанные в 1923 году.
Слайд 58Па́вел Никола́евич
Лу́ппов
(22 октября 1867, с. Усть-Чепца, Вятская губерния — 2 февраля 1949, Ленинград) — российский и
советский историк, вятский краевед. Доктор исторических наук. Заслуженный деятель науки Удмуртской
АССР. Труды: «Христианство у вотяков в первой половине XIX в. Вятка», 1911;
«Политическая ссылка в Вятский край», 1933;
«История города Вятки» , 1958.
Слайд 59Кузеба́й Герд
(настоящее имя Кузьма́ Па́влович Ча́йников; 2 января 1898, Большая Докья, Вятская губерния — 11 января 1937, Сандармох, Карельская
АССР) — удмуртский поэт, прозаик, драматург, национальный и общественный деятель. Активист удмуртского национально-культурного строительства
сборниках «Крезьчи» («Гусляр», Ижевск, 1922), «Сяськаяськись музъем» («Цветущая земля», Казань, 1927), «Лёгетъёс» («Ступени», Ижевск, 1931).
В стихах обращался к теме жизни и труда рабочего класса, писал об индустриализации сельского хозяйства, в стихотворении «Гуртын буран» («Буран в деревне») выступил против произвола при коллетивизации. Написал поэмы «Чагыр чын» («Голубой дым», 1920), «Завод» (Ижевск, 1921), «Бригадиры» (1930), повесть «Матй»—"Мотя" (1915, опубликована в 1920), комедию «Шалтра Онтон» («Непутёвый Антон», 1916), в 1919 опубликовал пьесы «Люгыт сюрес вылэ» («На светлый путь»), «Адзисьёс» («Свидетели»), в 1920 «Туно» («Ворожея»).
Слайд 6026. Жители этого и окрестных сёл (особенно бывшего с. Паздеры)
славились на всю округу как отменные «огуречники». Огурцы выращивали на
огромных – высоких и длинных (до 1 км) – грядах. Огурцы мешками увозили на продажу в Ижевск и Пермь. Старинным секретам засолочного мастерства здесь посвящен специальный праздник, который проводится ежегодно в августе. Известно это старинное русское село и Вознесенским храмом, главными святынями которого являются «старые иконы» – деревянные скульптурные изображения Христа, Богородицы и апостола Иоанна, созданные в традициях пермской деревянной скульптуры. Многими они почитаются как чудотворные. Согласно преданию, иконы были сделаны в Перми по заказу одного купца, который потом отказался от заказа. Тогда мастер пустил их по Каме. Рыбаки с. Паздеры приняли плывущие по реке иконы за бревна и отталкивали их от своих лодок. Однако они раз за разом подплывали к ним против течения. Когда иконы достали из воды, оказалось, что они совершенно сухие, а от ликов исходит сияние. В сер. ХХ в. иконы перенесли из Паздеринской часовни в Вознесенский храм этого села. Укажите это село:
А. Арзамасцево (Каракулинский район)
Б. Перевозное (Воткинский район)
В. Гольяны (Завьяловский район)
Г. Ершовка (Камбарский район)
Слайд 61 Главным украшением села Перевозное, несомненно, является Вознесенский храм Свято-Успенского
женского монастыря. Здесь можно увидеть много интересного. Чудотворные деревянные скульптуры Христа,
Божией Матери и Иоанна Богослова. Тогда мастер, искусно вырезавший композицию Голгофы, обвязал свои иконы полотном и пустил по Каме. Рыбаки села Паздеры приняли плывущие по реке иконы за бревна и пытались оттолкнуть их от своих лодок. Однако Святые Иконы раз за разом подплывали к ним “против водички”. Так продолжалось несколько дней. Однажды в полночь рыбаки, возвращавшиеся с уловом, услышали плач со стороны реки. Они оглянулись и увидели, что от бревен исходит сияние в виде столпа, уходящего в небо. Когда иконы доставали из воды, люди увидели, что они совершенно сухие и что от них исходит сияние. Поэтому их и назвали Живыми, а впоследствии – Старыми, из-за давности появления их в селе. Иконы были перенесены в ближайшую часовню. Свою известность монастырь в Перевозном заслужил благодаря удивительной легенде. Якобы когда-то давно по реке Каме против течения приплыли сюда деревянные скульптуры распятого на кресте Спасителя и предстоящих Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова. Их определили в храм. И с тех пор стали замечать, что фигуры эти чудотворные.
Гастрономический праздник традиционного русского засолочного промысла впервые прошел в Удмуртии в 2014 году в рамках Международного Бурановского фестиваля. В 2016 году его посвятили 315-летию села Перевозное. В 2017 году народный праздник вошел в топ-10 лучших гастрономических праздников.
Слайд 6227. На территории Российской Федерации сохранилось лишь 6 до сих
пор действующих исторических (не являющихся т.н. «новоделами») ветряных мельниц. Одна
из них находится в Удмуртии. Где она расположена?
А. д. Турынгурт (Увинский район)
Б. Архитектурно-этнографический музей-заповедник
«Лудорвай»
В. д. Мельниково (Можгинский район)
Г. д. Мельничата (Селтинский район)
Д. д. Мельниченки (Красногорский район)
Слайд 63Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай»
Расположен в 17 км от Ижевска по Увинскому
тракту.
Территория музея – 60 гектаров.
В музее представлены строения, предметы религии,
культуры и быта народов республики кон. XIX - нач. XX вв.
В фондах музея – около 6000 экспонатов.
В год здесь бывает не менее 34 тысяч туристов, причем не только из России, но и из стран Азии, Афирики, Европы, Северной и Южной Америки. В юбилейном 2016 году в музее уже побывало около 30 000 гостей. Музей-заповедник организует обзорные, тематические и интерактивные экскурсии. Но «Лудорвай» – это не только памятники архитектуры. Прежде всего это несколько тысяч предметов обихода, которыми пользовались наши предки – посуда, одежда, мебель, домашняя утварь, транспорт и многое другое. Каждая мелочь на территории музея дышит историей. Более того – многие предметы вы точно увидите здесь впервые и вряд ли с ходу сможете угадать их назначение, даже если все детство провели в деревне у бабушки.
Безусловно, главный центр притяжения для гостей «Лудорвая» – это ветряная мельница, выстроенная в 1912 году и перенесенная в музей из Алнашского района в начале 1990-х гг. Мельница в «Лудорвае» полностью отреставрирована, и по праздникам ее лопасти освобождают от креплений, чтобы на потеху публике намолоть настоящей муки. Но самое интересное – верхушка мельницы может свободно вращаться практически на 360 градусов! Нужно это для того, чтобы лопасти ловили самый сильный ветер. Раньше крышу подтягивали влево или вправо, используя в качестве рабочей силы лошадку, сейчас это делают сотрудники музея. На нижнем ярусе мельницы установлены жернова: нижний (ленивец) был неподвижен, верхний (бегунок) крепился к вертикальному валу и вместе с ним вращался.
Слайд 6428. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность бесермян
в стране составляет 2201 чел., причем около 96% из них
живут на территории Удмуртии. Бесермяне входят в перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.На каком языке говорят бесермяне?
А. чувашском (бесермянское наречие)
Б. удмуртском (бесермянское наречие)
В. татарском (бесермянское наречие)
Г. бесермянском
Слайд 65Бесермяне (самоназвание – бесерман) – народ в России. Включены в Единый
перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (2000 г.). Расселены на
северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чепцы (приток р. Вятки) в пределах Юкаменского, Глазовского, Балезинского, Ярского районов, а также в сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926 г. составляла 10 034 человек (в последующих переписях, вплоть до 2002 г., как отдельный этнос не выделялись, включались в состав удмуртов). Согласно результатам переписи 2002 г. численность в Российской Федерации – 3122 чел., из них 2998 чел. Проживают в Удмуртской Республике.
Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть. Чисто бесермянских деревень – 10. Язык бесермян – наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских языков.
Слайд 6629. Старинное прозвище, закрепившееся за жителями этого города, – «рябинники».
В 1997 г. был утвержден герб города с веткой рябины.
Какой
это город?
А. Камбарка
Б. Сарапул
В. Воткинск
Г. Ижевск
Слайд 67В своих огородах жители села Ижева не выращивали фрукты и
ягоды, это считалось баловством. За ягодами и грибами ходили в
лес. Зато рябина росла в каждом палисаднике. Рябиновое варенье, пироги были в каждом доме. Когда весной женщины пекли «жаворонки», то глазки делали не из изюма, а из рябины. За любовь к рябине за ижевцами закрепилось прозвище «рябинники». Так что рябину можно вполне сделать главным символом города.
Слайд 68 30. В начале XX в. отдельные территории этого субъекта
Российской Федерации являлись частью Вятской, Пермской, Уфимской губерний Российской империи.
В 2020 г. будет отмечаться 100-летие его образования. Здесь родились великий русский композитор П.И.Чайковский, кавалерист-девица Надежда Дурова, одна из основательниц МХАТ О.Л.Книппер-Чехова, известные оружейники Г.Н.Никонов и Е.Ф.Драгунов, легендарная лыжница Г.А.Кулакова, знаменитые Бурановские бабушки и мн. др. С 1949 г. здесь работал М.Т.Калашников. Регион известен как родина «хлебных ушек» (пельменей). О каком регионе идет речь?
А. Удмуртская Республика
Б. Республика Чувашия
В. Кировская область
Г. Республика Марий Эл
Слайд 69Удмуртская Республика В начале XX в. отдельные территории современной Удмуртии
являлись частью Вятской, Пермской, Уфимской губерний Российской империи.
Начав с чисто
культурнической работы, удмуртские организации постепенно пришли к осознанию необходимости объединения удмуртского народа для защиты своих интересов и 4 ноября 1920 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР приняли Декрет об образовании Вотской автономной области за подписями М.И. Калинина и В.И. Ленина. Эту дату официально принято считать днем рождения удмуртской автономии.
Слайд 70Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года
в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского
часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. В возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
Выдающий русский композитор, целиком отдававший себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что они во всём мире в нынешнее время являются самыми исполняемыми произведениями. Очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное делает Петра Ильича величайшей творческой личностью не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.
Слайд 72Ольга Книппер родилась в семье инженера-технолога Леонарда Августовича и профессора
по классу вокала Анны Ивановны (урождённой Зальца) Книппер. Согласно большинству
советских источников, она появилась на свет в Глазове Глазовского уезда Вятской губернии Российской империиоднако сама актриса писала, что родилась «недалеко от Глазова», где её отец в то время работал управляющим Кокманского винокуренного завода. В 1871 году семья переехала в Москву[25 мая 7 июня 1901 г. вышла замуж за Антона Павловича Чехова.
Слайд 73Ни́конов
Генна́дий Никола́евич
11 августа 1950, г. Ижевск, Удмуртская АССР, СССР— 14
мая 2003, г. Ижевск, Удмуртии, Россия —советский и российский конструктор стрелкового оружия ,
доктор технических наук, ведущий инженер-конструктор ПО «Ижмаш»
Слайд 74Евге́ний Фёдорович Драгуно́в
(20 февраля1920— 4 августа1991) — советский конструктор-оружейник, создатель многочисленных образцов стрелкового спортивного
и боевого оружия. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации Всего
Евгением Драгуновым созданы около 27 различных конструкций стрелковых систем[, например[:
СВД
МС-74
С-49
ТСВ-1
ЦВ-55 «Зенит»
ЦВ-56 «Зенит-2»
МЦВ-55 «Стрела»
МЦВ-56 «Тайга»
МЦВ-59 «Стрела-3»
«Биатлон-7-2
ПП-91 «Кедр»
Малогабаритный Автомат МА
Слайд 75Гали́на Алексе́евна Кулако́ва
советская лыжница, 4-кратная олимпийская чемпионка, 9-кратная чемпионка мира,
обладательница Кубка мира, 39-кратная чемпионкаСССР. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России.
Проживает в п. Италмас Завьяловского района Удмуртии.
Слайд 76«Бура́новские ба́бушки»
(удм. «Брангуртысь песянайёс») —российский музыкаль-ный фольклорный коллектив из села Бураново Малопургинского
района Удмуртии, получивший известность благодаря исполнению хитов известных российских и зарубежных исполнителей
на родном удмуртском языке.
Коллектив представлял Россию на конкурсе песни «Евровидение-2012» в Баку, по результатам которого занял второе место.
Слайд 77Михаи́л Тимофе́евич Кала́шников
(10 ноября 1919, Курья, Алтайская губерния — 23 декабря , 2013 Ижевск, Россия)— советский конструктор стрелкового оружия. Доктор
технических наук(1971), генерал-лейтенант(1999), создатель всемирно известного автомата Калашникова (АК). В 1948 году
Калашников был командирован на военный завод города Ижевска для освоения образца и изготовления войсковой партии автоматов. В это время он также работал над проектом самозарядного карабина. Демобилизовавшись в звании старшего сержанта, Калашников переехал на постоянное жительство в Ижевск и продолжил конструкторскую работу на "Ижмаше". 1 сентября 1949 года он был зачислен в штат отдела главного конструктора.
Слайд 78Слово «пельмени» финно-угорского происхождения, причем доподлинно неизвестно, из какого именно
языка оно пришло. Изначально оно звучало как «пель-нянь», что переводится
как «хлебное ухо» или «ухо из теста».
Слайд 79Источники
1.https://posredi.ru/udmurty-narodnye-predstavleniya-o-vremeni-i-kosmose.html
2.https://yandex.ru/images
3.http://www.minnac.ru/minnac/info/besermjane.html
4.https://udm.aif.ru/society/201879
5.https://obrazovaka.ru/alpharu/ch/chajkovskij-petr-ilich-tchaikovsky-petr-ilyitch#ixzz65JjNVoy7
6.https://www.culture.ru/materials/193416/udivitelnaya-zhizn-kavalerist-devicy-nadezhdy-durovoi
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/B0
8.unknown; derivative work by Brücke-Osteuropa - собственная работа, Общественное достояние,
https://commons.wikimedia.org
9.ria.ru/20121110/910264283.html
10.izvestiaur.ru/society/16769201.html
11.www.bolshoyvopros.ru