Слайд 1 Итоговое сочинение.
Тематическое направление
«Месть и великодушие»
Слайд 3В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях
человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии
и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы,
на поступки других людей, анализируют
поведение героев в ситуации
нравственного выбора
как в личностном, так и в
социально-историческом плане.
Слайд 4«Месть и великодушие» : список произведений
В.В. Быков «Сотников»
Л.Н. Толстой, «Война
и мир»
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
4. Б.Л. Васильев
«А зори здесь тихие…»
5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
6. М.А. Шолохов «Судьба человека»
7. В.М. Гаршин «Трус», «Сигнал»
8. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
9. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
10. В. Закруткин «Матерь Человеческая»
Слайд 5Примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году
по направлению - «Месть и великодушие».
- Что такое месть?
- Как
вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
- Почему человеку нужно быть великодушным к братьям нашим меньшим?
- Что такое великодушие?
- Нужно ли мстить врагу?
- Можно ли оправдать месть?
- Что такое «кровная месть»?
Чем великодушие отличается от благородства?
Как убедить человека отказаться от мести?
Чем великодушие отличается от доброты?
Как научить подрастающее поколение великодушию?
Слайд 6-Что значит достойно пережить поражение?
- Сила или слабость человека проявляется
в великодушии?
Как вы понимаете фразу А.С. Пушкина «милость к падшим
призывал»?
Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?
Может ли мстительный человек быть счастливым?
Согласны ли вы с мнением И.Фридмана: «Месть – это прощение»?
Слайд 7Великодушие — кротко переносить чужую погрешность.
Демокрит
То, что кажется великодушием, весьма часто – только замаскированное честолюбие, презирающее мелкие выгоды, чтобы достигнуть гораздо больших.
Ф. Ларошфуко
Поверьте, признак мудреца — великодушное забвенье.
Лопе де Вега
Посредственный человек редко бывает великодушным
Жан де Лабрюйер
Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца.
Никола Себастиан Шамфор
Без великодушных идей человечество жить не может.
Ф. М. Достоевский
Слайд 8Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него.
— Марк Аврелий
Месть — это слабых душ наследство,
В груди достойного ему не место.
— Карл Теодор Кёрнер
Чтоб быть справедливым возмездье могло,
Лишь злом воздавать подобает за зло.
— Фирдоуси
Месть есть наслаждение души мелкой и низкой.
— Ювенал Децим Юний
Часто бывает так, что лучше не заметить оскорбления, чем потом мстить за него.
— Сенека Луций Анней (Младший)
Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его.
— Фрэнсис Бэкон
Слайд 9Аргументы по направлению «Месть и великодушие»
Л. Н. Толстой "Война и
мир"
Умение прощать облагораживает душу человека. Далеко не все могут побороть
в себе чувство злости, разочарования. Князь Андрей, узнав об измене Наташи, сказал Безухову, что падшая женщина не может быть прощена. Но спустя время, пусть и не сразу, он простил свою возлюбленную. Особенно трогательно выглядят сцены перед смертью Болконского, когда он чувствует любовь ко всему миру и объясняется с Наташей.
Слайд 10Лев Николаевич Толстой
«Война и мир»
Андрей Болконский проявляет благородство, великодушие, когда
он видит своего врага Анатоля Курагина без ноги. В душе
Андрея уже нет ненависти и злобы. Он смог его простить и забыть прошлые обиды.
Слайд 11А. Дюма "Граф Монте Кристо"
Проблема мести отражена в романе французского
писателя Александра Дюма "Граф Монте Кристо". Главный герой, моряк Эдмон
Дантес, в результате лживого доноса оказывается заключенным замка Ив. Там молодой человек знакомится с аббатом Фариа, таким же узником. Все вокруг твердят, что аббат сумасшедший, а он открыл Дантесу причину его заточения и назвал виновных. Отныне Дантес даёт слово отомстить обидчикам и сдерживает клятву. Впоследствии он станет богатым и влиятельным человеком, графом Монте Кристо.
Слайд 12А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
Пушкин в своем романе доказывает, что
благородство и способность к великодушным
поступкам – это качества человека,
не зависящие
от происхождения. Это доказывает образ Емельяна
Пугачева, предводителя восставших крестьян.
Перед нами человек слова. Это становится понятно
в его общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл
сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости. Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.
..Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть
по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»
(Глава "Сирота«)
Слайд 13(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только,
что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника.
(3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску. (13)Увидев Бабушкина, всё сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот. (19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
(20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал: — Спасибо за подарок!
(21)— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я. (22)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
(25)— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что ...
(26)Тридцать лет прошло с тех пор. (27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(29)А эта книга... (30)Колек, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы всё тебе отдали...
(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (33)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
(По В. Дроганову, «Несостоявшийся подарок»)
Слайд 14 Я согласна с автором
рассказа, потому что часто бывают ситуации, когда люди могли бы
быть более великодушными, отзывчивыми, человечными. А совершая некрасивый поступок, человек впоследствии осознает свою вину, но исправить уже ничего не может. И это должно стать для него уроком на будущее.
Позиция автора по этой проблеме заключена в финале рассказа: «Человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят».