Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
АНГЛИИ 18 ВЕКА
Слайд 2ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ:
Отсутствие революционного пафоса, интересы концентрируются на быте
и нравах, отсутствие героики
художественные стили и течения перемешивались и
развивались в неевропейской последовательности.
английский рационализм предпочитал классицизм (рококо только в декоративном искусстве)
особое развитие сентиментализма, был назван по произведению Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768)
в архитектуре – палладианство
- в живописи - расцвет портретного и сатирического жанров.
- национальные традиции развиваются в литературе и театре.
Именно в Англии зародились многие идеи Просвещения.
Слайд 3Кристофер Рэн, Собор св. Павла в Лондоне
Крупнейшим английским архитектором рубежа
17-18 веков был
Кристофер Рэн (1632-1723)
Возводил разнообразные здания: дворцы, церкви,
университет, госпитали
Пытался соединить ренессансные традиции с барокко и классицизмом
- разрабатывал купольные перекрытия
создал национальную архитектурную школу
его постройкам свойственны масштабность, монументальность, величественность
АРХИТЕКТУРА
Слайд 4Андреа Палладио
(1508–1580)
Итальянский
архитектор
эпохи Позднего Возрождения, заложил принципы
зодчества, которые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII–XVIII вв.
Слайд 5В начале 18 века английская архитектура развивалась в традициях классицизма,
но отличных от классицизма Рена.
Это направление получило название палладианство –
напрвление строгого
классицизма в духе мастеров Ренессанса, где главным было достижение гармонии
Здания этого стиля:
совмещали в себе черты усадебного дома, городского особняка
и доходного дома.
- Строго пропорциональны, с портиком и колонами
трёхэтажные; первый – рустованный, второй – главный с большими окнами
интерьеры напротив по -барочному сложны и изысканы
Арх. Ричард Берлингтон, Чизик-хауз, 1725
Слайд 6Палладианцы внесли большой вклад в развитие садово-паркового искусства
На смену геометрически
правильным «регулярным» паркам пришли
пейзажные «ландшафтные» парки,
названные впоследствии английскими.
Слайд 7УИЛЬЯМ ХОГАРТ
(1697-1764)
ОСНОВАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО -КРИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ
Смысл творчества
видел в создании искусства, полезного стране.
создал труд «Анализ красоты»,
библию английских теоретиков искусства
- главные темы: продажность парламента, обнищание народа, распущенность нравов
Писал картины сериями, как в театре с последовательным развитием событий.
первый цикл «Карьера продажной женщины», самый знаменитый
«Модный брак»
ЖИВОПИСЬ
Автопортрет с мопсом
Слайд 8«Модный брак», картина 1 – «Подписание брачного контракта»
Слайд 9«Модный брак», картина 2 – «Утро после свадьбы»
Слайд 10«Модный брак», картина 4 – «Туалет графини»
Слайд 11«Модный брак», картина 6 – «Смерть графини»
Слайд 12Хогарт
«Продавщица креветок»
1760
Слайд 13«Переулок джина»
«Антиреклама» в поддержку Указа 1751 г., ограничивающего
продажу джина.
Несмотря на Указ 1736 г., простые граждане
неумеренно употребляли джин всю первую половину XVШ века. Последствия были катастрофическими.
Слайд 14ДЖОШУА РЕЙНОЛЬДС
(1723-1792)
Первый президент академии художеств, портретист
Создал галерею «идеальных»
современников: полководцев, литераторов,
актёров, то есть тех, кто служил отечеству.
- Возглавил Академию и
основал систему подготовки национальных художников.
выделял в работах своих и чужих «высокий» стиль, но его творчество было доступно широкому зрителю.
- утверждал в портретах мысль, что главное в человеке – его душевные качества.
Джошуа Рейнольдс Портрет Нелли О'Брайен 1760
Слайд 15Джошуа Рейнольдс родился в 1723 г. в Плимптоне (Девоншир) в
семье пастора. В доме его отца было множество прекрасных книг,
которые помогли будущему художнику стать образованным человеком. В возрасте 17 лет Рейнолдс начал учиться у Т. Хэдсона в Лондоне. Через два с половиной года художник вернулся домой, в Плимптон, где начал писать на заказ портреты.
Автопортрет
В 1749 г. на борту военного корабля Рейнолдс отправился в путешествие вокруг Европы. Покинув корабль в Италии, живописец в течение трех лет изучает искусство великих мастеров Возрождения.
В 1752 г., возвращаясь на родину, Рейнолдс посещает Париж. С 1753 г. художник живет в Лондоне, где получает известность как талантливый портретист.
Даже раннее творчество Рейнолдса говорит о том, что художник во многом превзошел своего учителя, Т. Хэдсона.
Слайд 16В 1760-е гг. Рейнолдс — сложившийся мастер со своим оригинальным
художественным стилем.
Некоторые его портреты восхищают кажущейся простотой и непринужденностью.
«Портрет писателя Лоуренса Стерна» 1760
Слайд 17Другие же представляют собой торжественные аллегории
«Портрет герцогини Гамильтон-Арджилл в виде
Венеры»
«Гаррик между музами трагедии и комедии»
Несмотря на подобную трактовку
образов, эти портреты не кажутся холодными и безжизненными.
Слайд 18Актер Дэвид Гаррик между музами Трагедии и Комедии
Слайд 19Джошуа Рейнольдс Портрет полковника Бэнестра Торлтона 1761
Джошуа Рейнольдс Портрет полковника
гренадеров Джорджа К. Кроуссмейкера 1782
Слайд 20Младенец Геракл, удушающий змей
Кроме портретов, Рейнолдс создает в этот период
мифологические и исторические композиции.
В 1788 г., выполняя заказ Екатерины
II, он пишет картину «Младенец Геракл, удушающий змей», которая должна была символизировать мощь и силу Российской империи.
Слайд 21Годом позже Рейнолдс закончил композицию «Великодушие Сципиона Африканского» для Потемкина.
Это полотно прославляет благородство полководца, который возвращает дочь побежденного им
царя ее жениху.
Слайд 22В настоящее время эти картины хранятся в Эрмитаже вместе с
другой известной картиной английского мастера — «Амур, развязыывающий пояс Венеры»
(1788).
Считается, что моделью для образа Венеры послужила известная красавица Эмма Лайон, позднее ставшая леди Гамильтон.
Слайд 23Рейнолдс — замечательный колорист. Во многих его картинах доминируют золотисто-красные
оттенки, контрастирующие с синими, зелеными и голубыми тонами и придающие
особую выразительность изображению.
В 1781 г. художник посетил Голландию и Фландрию, где близко познакомился с творчеством П. П. Рубенса и Рембрандта. Влияние великих мастеров заметно в таких свойствах живописи Рейнолдса, как национальная характерность и биографичность портретов.
Ярким примером этого стало лучшее произведение последнего периода жизни художника — портрет юриста Джошуа Шарпа, датированный 1786 г.
Слайд 24«Командир морской эскадры Огастес, виконт Кеппел»
Черты классицизма в картине:
сама поза Кеппела напоминает античную статую.
Художник придает своему персонажу
героические черты, помещая его в мрачный пейзаж с обломками кораблекрушений.
Слайд 25«Лорд Хитфилд, губернатор Гибралтара»
Антураж картин символичен. Он намекает на
занятия заказчиков:
- штормовое море за спиной Кеппела;
- крепость,
окутанная дымом орудийных выстрелов, служащая фоном для фигуры губернатора, держащего в руках ключ на цепи.
Слайд 26С 1784 г. Рейнолдс — придворный художник короля. За свои
заслуги он получил звание английского пэра и стал сэром Джошуа.
В
1768 г. Георг III подписал устав Королевской академии, которая сделалась центром британской художественной жизни. Ее президентом стал сэр Рейнолдс. Ежегодно или раз в два года он выступал в академии со знаменитыми «Речами», выразившими идеи XVIII века применительно к изобразительному искусству и критике. Эти сочинения, затрагивающие вопросы художественного мастерства и эстетики, способствовали развитию художественного вкуса публики и образованию молодых живописцев.
Пост директора Королевской академии Рейнолдс занимал до самой смерти. В его доме и мастерской собирались известные ученые, писатели, политические деятели, военные, актеры, светские красавицы.
Слайд 27ТОМАС ГЕЙНСБОРО
(1727-1788)
Блистательный английский портретист
Зачинатель портретного и пейзажного жанра в
Англии
лирическая настроенность персонажей портретов и пейзажа
умел передать эмоциональность, непосредственность
чувств
- мягкая, гармоничная манера письма
Томас Гейнсборо Автопортрет 1754
Слайд 28Томас Гейнсборо родился в 1727 г. в Сёдбери (Суффолк) в
семье торговца сукном. Очень рано он проявляет интерес к лепке
фигурок различных животных, а в 10 лет выполняет первые зарисовки с видами природы Суффолка.
В 1740-е гг. Гейнсборо уезжает в Лондон, где обучается у гравера Ю. Гравло. Некоторое время он берет уроки живописи у Ф. Хеймана.
В 1746 г. художник женился на внебрачной дочери герцога де Бофор и поселился в городке Ипсвиче, расположенном недалеко от Сёдбери. Здесь Гейнсборо выполнял заказные портреты, а в свободное время писал пейзажи. Хотя художник и жаловался своим друзьям, что заказы мешают ему заниматься свободным творчеством, от материальных трудностей семью избавляло небольшое состояние, полученное женой Гейнсборо в наследство.
Слайд 29Ранние портреты художника, представляющие английские семьи, прогуливающиеся или отдыхающие на
природе, немного напоминают «разговорные сцены». Большую роль в этих композициях
играет пейзаж, иногда похожий на голландские ландшафты, как, например, в картине Портрет Энеаджа Ллойда с сестрой Люси
Слайд 30В других полотнах модели изображены на фоне скромной, но очень
поэтичной английской природы. Чудесен пейзаж с пшеничным полем в полотне
«Портрет мистера Эндрюса с женой» (ок. 1749)
Слайд 31Томас Гейнсборо. Портрет герцогини де Бофор
Томас Гейнсборо. Портрет Гейнсборо-Дюпона Ок.
1770
Слайд 32«Утренняя прогулка» — портрет Уильяма и Элизабет Хэллет, 1785 г.
Слайд 34Портрет актрисы Сарры Сиддонс
Портрет актрисы Сарры Сиддонс
Слайд 35Томас Гейнсборо
Портрет дочери Маргарэт Ок. 1770
Томас Гейнсборо Неоконченный портрет
дочерей художника Ок. 1759
Слайд 36Томас Гейнсборо Бич и щенок Ок. 1777