Слайд 1Изотерапия как средство развития речи ребенка
Выполнила Плотникова А.М.
Слайд 2Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия – лечебное
воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. При развитии мелкой моторики через
рисование создаются предпосылки для становления многих психических процессов.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Слайд 3 Изотерапия способствует:
развитию связной речи;
освоению нетрадиционных техник рисования;
помогает раскрыть личность
детей, их творческие способности;
нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых
знаний.
Слайд 4 Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Рисование на сюжет рассказа
с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.
В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.
Слайд 5 Изотерапия включает в себя несколько методов рисования:
Рисование пальчиками;
Рисование ладошкой;
Монотипия предметная;
Монотипия
пейзажная;
Кляксография.
Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, дети
учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.
Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
Слайд 6Нетрадиционные техники изотерапии
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: различные
рамочки, печати, трафареты, штампы, палочки, трубочки, колпачки, печать-клише, природный, бросовый
и необычный декоративный материал.
Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный отклик на эстетические качества предмета, поддерживают и расширяют интерес.
Слайд 7«Рисование ладошками», «Пальчиковая живопись»
Коррекционная деятельность рисования ладошками и пальчиковой живописи:
тактильное восприятие текстуры краски и бумаги, движение кистями рук, тонкие
движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза - руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, эмоциональный отклик на эстетические качества предмета.
Используя нетрадиционные технологии «изотерапии», дошкольники формируют навык в умении создавать красивый образ или предмет, сюжетную композицию или фантастический образ.
Деятельность с бумагой, красками, карандашами и другим художественным материалом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
Слайд 8«Тестопластика»
На занятиях с использованием изотерапии дети сталкиваются с новыми словами,
учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи,
что способствует активизации словаря дошкольников.
Так в лепке из необычного материала (солёное тесто или специальное тесто для лепки) у ребёнка формируется: тактильное восприятие необычной текстуры теста, владение приёмами лепки, развивается сила рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза - руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, чувство удовлетворения от самостоятельного трудового усилия.
Слайд 9«ТАРО ГОМИ»
Раскрашивание картинок альбома Таро Гоми вызвало интерес у детей
старшего дошкольного возраста. Японский иллюстратор Таро Гоми сумел сохранить видение
маленького ребенка. Его рисунки взрослым могут показаться каракулями, но ребенок воспринимает их совершенно по-другому. Они ему понятны и привычны. У него не возникает страха испортить красивый взрослый контур, который встречается в обычных раскрасках. И ребенок с удовольствием развивает идею, которую подал автор.
Слайд 10«Мандалы»
Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Важно
понимать, что разрисовывание мандал детьми – урок, который позволяет быть
наедине самим с собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки.
На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.
Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.
Слайд 11 В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания
речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и
имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности, различные виды изобразительного искусства благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» предложить какой-либо материал, ребенок вынужден просить недостающее, то есть проявлять речевую инициативу.
Все свои действия ребёнок старается проговаривать (почему он взял именно этот цвет, какое у него настроение, когда он рисует). После того как ребёнок нарисовал, обсуждается что он нарисовал, нравится ли ему, что он использовал в работе.
Слайд 12Список источников
1. http://psymedcare.ru Дата обращения 25.04.18 20:33
2. https://nsportal.ru
Дата обращения 25.04.18 21:11
3. https://yandex.ru/images Дата обращения 25.04.18 21:40