Слайд 1Изучение арифметических
действий в начальной школе
Вычислительные приемы
сложения и вычитания для чисел первого и второго десятка
Слайд 2 Основные понятия
Сложение и вычитание называют действиями первой ступени.
Умножение и
деление называют действиями второй ступени.
Символ сложения — знак
«+» (плюс),
символ вычитания — знак «-» (минус).
Символ умножения — знак «х», который на письме
часто заменяется точкой, стоящей в центре клетки «•». Символ деления — знак «:»
Слайд 3Толкование смысла действия сложения
С теоретико-множественной точки зрения сложению соответствуют такие
предметные действия с совокупностями (множествами, группами предметов) как объединение и
увеличение на несколько
элементов либо данной совокупности, либо совокупности, сравниваемой с данной.
Слайд 4Следовательно:
. В связи с этим, ребенок должен научиться моделировать на
предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять)
их со слов учителя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.
Слайд 5задания, которые ребенок должен научиться выполнять по
словесному описанию педагога
до знакомства с символикой действия сложения:
1. Возьми три морковки
и два яблока (наглядность). Положи их в корзину. Как узнать, сколько их вместе? (Надо сосчитать.)
На полке стоит 2 чашки и 4 стакана. Обозначь чашки кружками, стаканы квадратиками. Покажи сколько их вместе.
Сосчитай.
Из вазы взяли 4 конфеты и 1 вафлю. Обозначь их фигурками и покажи, сколько всего сладостей взяли из вазы.
Сосчитай.
Слайд 6ситуации моделирующие объединение двух множеств.
У Вани 3 значка. Обозначь значки
кружками. Ему дали еще и у него стало на 2
больше.
Что надо сделать, чтобы узнать, сколько у него теперь значков? (Надо 2 добавить.) Сделай это. Сосчитай результат.
Слайд 8ситуации моделирующие объединение двух множеств.
У Пети было 2 игрушечных грузовика.
Обозначь грузовики квадратиками.
И столько же легковых машин. Обозначь легковые
машины кружками. Сколько ты поставил кружков?
На день рождения ему подарили еще три легковые машины. Каких машин теперь больше?
Обозначь их. Покажи, насколько больше.
Слайд 10ситуации моделирующие объединение двух множеств.
В одной коробке 6 карандашей, а
в другой на 2 больше.
Обозначь карандаши из первой коробки зелеными
палочками, карандаши из второй коробки — красными палочками.
Покажи, сколько карандашей в первой коробке, сколько во второй.
В какой коробке карандашей больше? В какой меньше? На
сколько?
Слайд 12Толкование смысла действия вычитания
Действию вычитания соответствуют четыре вида предметных
действий:
а) удаление части совокупности (множества);
б) уменьшение данной совокупности на несколько единиц;
в) уменьшение
на несколько единиц совокупности, сравниваемой
с данной;
г) разностное сравнение двух множеств.
Слайд 131.Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначь
цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка.
Что надо сделать, чтобы это показать? Покажи, сколько цветов теперь сможет понюхать Слоненок.
2.У Мартышки было 6 бананов. Обозначь их кружками. Несколько бананов она съела и у нее стало на 4 меньше. Что надо сделать, чтобы это показать? Почему ты убрал 4 банана? (Стало на 4меньше.) Покажи оставшиеся бананы. Сколько их?
3. У жука 6 ног. Обозначь количество ног жука красными палочками. А у слона ног на 2 меньше. Обозначь количество ног слона зелеными палочками. Покажи, у кого ног меньше. У кого ног больше? На сколько?
4. На одной полке стоит 5 чашек. Обозначь чашки кружками. А на другой полке — 8 стаканов. Обозначь стаканы квадратиками. Поставь их так, чтобы сразу было видно, чего больше — стаканов или чашек. Чего меньше? На сколько?
Слайд 14Сложение и вычитание
Учащиеся должны усвоить:
таблицы сложения и
вычитания в пределах десяти;
состав чисел второго десятка;
овладеть
приемами устных вычислений ;
Эти приемы в дальнейшем используются при устном сложении и вычитании в пределах тысячи, миллиона.
Слайд 15Целесообразность методики обучения вычислительным приемам оценивается по следующим характеристикам:
1) приемы
должны допускать иллюстрацию с помощью наглядных пособий;
2) количество приемов
сложения и вычитания в пределах ста должно быть минимальным;
3) необходимость изучения того или иного приема — методически обоснованной.
Слайд 16Вычислительное умение
Вычислительное умение – это развернутое осуществление действия, в
котором каждая операция осознается и контролируется. Вычислительное умение предполагает усвоение
вычислительного приема.
Слайд 17Вычислительный прием
Вычислительный прием - это способ получения результата.
Вычислительный прием
- это последовательность определенных действий над данными числами, выполнение которых
приводит к нахождению числового значения данного выражения.
Слайд 18Этапы формирования вычислительного навыка
подготовка учащихся к знакомству с вычислительным
приемом;
знакомство с вычислительным приемом;
закрепление вычислительного приема на репродуктивном
уровне;
отработка вычислительного приема через систему упражнений;
трансформация вычислительного приема в новые условия.
Слайд 19Характеристика навыка
Навык характеризуется свернутым, в значительной мере автоматизированным выполнением действия,
с пропуском промежуточных операций, когда контроль переносится на конечный результат.
Слайд 20 Вычислительные приемы для чисел первого десятка.
« Десяток»
Свойство
Натурального
Ряда чисел
Смысл
действий
Сложения и
вычитания
I
II III IV
Переместительное
Свойство
сложения
Взаимосвязь
Между суммой
И слагаемыми
+1
- 1
+ 2.3.4
-2.3.4
+5.6.7.8.9
- 5.6.7.8.9.
10 – 1 = 9
2 +
1 = 3 9 – 1 = 8
3 + 1 = 4 8 – 1 = 7
4 + 1 = 5 7 – 1 = 6
5 +1 = 6 6 - 1 = 5
6 +1 = 7 5 – 1 = 4
+1
-1
Слайд 22Подготовительная работа
+ 2
- 2
+ 1 + 1
- 1 - 1
4
+ 1 + 1
4 + 1 = 5
5 + 1
= 6
Слайд 25 Вычислительные приемы для чисел первого десятка.
« Десяток» IV
Переместительное
Свойство
сложения
+5.6.7.8.9
8, 9.
2+7
7 +2 =9
3+5
5 + 3 = 8
Слайд 28
2+ 2 = 4
3+ 2=5
4+2=6 3+3=6
5+2=7 4+3=7
6+2=8
5+3=8 4+4=8
7+2=9 6+3=9 5+4=9
8+2=10
7+ 3=10 6 + 4=10 5+5= 10
Слайд 29 Вычислительные приемы для чисел первого десятка.
« Десяток»
Взаимосвязь
Между суммой
И слагаемыми
- 5.6.7.8.9.
- 5.6.7.8.9.
Слайд 30Зависимость между компонентами действия сложения
3+2 =5
3
2
5
5
- 3 = 2
5 - 2 = 3
Слайд 32 С целью выработки навыков:
Устный счет;
Игры: «молчанка»,
«эстафета», «лесенка» ,
« круговые примеры» и др.;
математические диктанты;
Разнообразные письменные
упражнения;
Задания творческого характера:
составь примеры, задачи,
найди и исправь ошибку,
вставь пропущенное число и т.д.