Слайд 1К уроку по рассказу В.Катаева «На даче»
7 класс
Слайд 2Слово о писателе
Катаев Валентин Петрович (1897–1986) – прозаик, драматург,
сценарист.
Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом Совинформбюро,
газет «Правда» и «Красная звезда». В качестве корреспондента находился в районе боевых действий под Ржевом и Орлом. Наиболее известные произведения: романы «Время, вперед!», «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», повесть «Сын полка», сказка «Цветик-семицветик». По сценариям В. Катаева были поставлены многие кинофильмы, в том числе «Цирк» (в соавторстве с Г. Александровым, И. Ильфом и Е. Петровым), «Белеет парус одинокий», «Сын полка», мультипликационный фильм «Цветик-семицветик».
Слайд 4Подготовка к восприятию рассказа
Какие ассоциации вызывает у вас слово
«дача»? Как вы думаете, о чем может быть рассказ с
таким названием?
В рассказе В. Катаева «На даче» действительно есть слова и словосочетания, передающие атмосферу летнего отдыха: сонные сосны подмосковной дачи, сад, дорожки. В то же время вам встретятся и такие слова: зенитки, фугаски, шрапнель, трассирующие пули. Знаете ли вы значение этих слов? Какая тематика объединяет эти слова? (Они объединены военной тематикой.)
Слайд 5Подготовка к восприятию рассказа
« На даче»
В этом рассказе В. П.
Катаева описывается один из эпизодов в начале Великой Отечественной войны.
Когда начинается бомбардировка и осколки снарядов начинают срезать ветки, все сначала пугаются, но Женя их успокаивает, узнав, что самолёт наш.
Слайд 6Главные герои рассказа « На даче»
маленький мальчик Павлик;
пятилетняя девочка Женя,
несмотря на детский возраст, уже умеющая различать по звуку наши
и чужие самолёты;
отец, старающийся успокоить и спасти детей.
Слайд 7Главная мысль рассказа Катаева
« На даче»
Главная мысль заключается в том,
чтобы показать все ужасы и жестокость войны. Дети, лишённые нормального
полноценного детства, начинают приспосабливаться к новой ситуации. Девочка играющая в саду с игрушечной обезьянкой в воздушную тревогу, успокаивает её, подражая родителям.
Рассказ учит беречь и ценить мир.
Слайд 8Выявление восприятия
Что в рассказе произвело на вас наибольшее
впечатление и почему? В каком фрагменте, на ваш взгляд, сильнее
переданы чувство страха и ощущение беззащитности мирных людей в военное время?
Постановка исследовательского задания
В начале урока вы обратили внимание на контраст между заглавием и военной тематикой рассказа. Где еще в тексте встречается контраст (антитеза) и какова роль этого приема?
В случае затруднения можно обратить внимание учащихся на контраст:
– между названием рассказа и его проблемой (название – «На даче»; проблема – беззащитность мирных жителей во время бомбежки, испытывающих не только физические, но и психологические страдания);
– между двумя эпизодами (в первом говорится о реальной опасности – ночном налете, во втором – о мнимой опасности);
– между описаниями предрассветного дачного пейзажа («…сонных сосен подмосковной дачи» и «настойчивых» и «угрожающих» звуков воздушной тревоги, завершающихся метафорой «окрестности кричали») и ночного воздушного боя (неподвижный Марс; разрушительные последствия воздушной атаки подчеркиваются описанием «равнодушного неба»);
– между поведением персонажей и ситуациями, в которых они оказываются (поведение детей во время ночного воздушного налета и поведение Жени днем, когда реальная опасность миновала.
Слайд 9 Итоговые вопросы и задания по разделу
Почему столь разные
по стилю и теме произведения, как «Сигнал» В. Гаршина и
«На даче» В. Катаева, помещены в одном разделе? Попробуйте сформулировать проблематику, объединяющую эти произведения.
Самостоятельно сделайте вывод по уроку, используя ключевые слова: мирные люди, ситуация вооруженного конфликта, беззащитность, уязвимость, физические и психологические страдания. Мирные люди не участвуют в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война может нести им не только физические, но и психологические страдания.