Слайд 23: вводная часть
4-10: основные качества руководителя
11-14: советы для руководителей
15: the
end
Слайд 37 главных качеств хорошего руководителя
Какие навыки руководителя представляют для компаний
наибольший интерес? Что изменилось в этом наборе за прошлое десятилетие
и что изменится в следующее? Чтобы выяснить это, я опросил в 2010 году сотрудников пяти самых известных в мире рекрутинговых компаний, занимающихся подбором топ-менеджеров. Опытные консультанты по кадрам проводят собеседования с сотнями, если не с тысячами соискателей, оценивают их навыки лидеров, на протяжении ряда лет отслеживают карьеру своих клиентов, зачастую сами же и помогают им перейти на другое и на третье место. Они также наблюдают, как эти руководители ведут переговоры, какие пункты контракта для них наиболее важны, по какой причине они решают сменить компанию
Слайд 4В итоге удалось выявить семь навыков или черт характера, которые
наиболее всего ценятся компаниями:
Лидерские задатки. Это качество считается совершенно необходимым для
всех руководителей высшего звена, а не только для гендиректора. Один специалист по кадрам так описывал поиски главы информационного отдела: «Раньше на первом месте стояли бы специальные знания, а теперь больше внимания обращают на лидерские навыки, чем на технические». Какого рода лидерство требуется – в этом вопросе эксперты расходились, кто называл «вдохновляющее лидерство», кто «неавторитарное лидерство, соответствующее современным талантам руководителей», «ответственное» лидерство, «лидерство как сочетание искренности, уважения к другим и умения выстраивать доверие в коллективе», был также вариант «стратегического лидерства». Упоминалось этическое лидерство. Некоторые эксперты отмечали, что тип лидерства определяется потребностями конкретной компании. «Если фирма быстро растет, осваивает новые горизонты или стратегии, ей требуется лидер-визионер», - ответил один из респондентов. Другой уточнил: «Ответственное лидерство – это способность поднять организацию в целом или какую-то ее функцию на новую высоту». Прозвучали и предсказания: например, что в 2020 году компании будут искать «того же [те же качества, что и в 2010] и еще более ценить «”неразмываемые” качества лидера и опыт спасения бизнеса в трудные времена»».
Слайд 5Стратегическое мышление и руководство.
Часто упоминалось «стратегическое предвидение», способность мыслить стратегически
и глобально. Один консультант выделил способность «задать стратегическое направление», другой
отождествил стратегическое мышление с «интегрированным лидерством». Подчеркивали также, что стратегическое мышление предполагает и способность осуществить видение или мечту (один респондент назвал это качество «исполнительской смекалкой», другой – «высоким стандартом работы»). Один специалист по кадрам напомнил, что стратегическое мышление – сравнительно новое требование для руководителей высшего звена, и второй подтвердил, что интерес к этому качеству вспыхнул относительно недавно: в последнее десятилетие, в 2000–2010 гг.
Слайд 6Технические и технологические навыки. На третьем месте среди наиболее востребованных качеств
руководителя высшего звена упоминаются технические навыки, в особенности полная осведомленность
в той конкретной области, которая находится в их компетентности – например, в сфере права, финансов или ИТ. В особенности респонденты выделяли техническую и технологическую грамотность. «Топ-менеджер должен понимать, какую роль в его организации играют технологии и как их применять», - сказал один из специалистов. Другие настаивали на финансовых знаниях и умениях, «специфических для отрасли». Вопреки расхожему мнению, значимость многих технических навыков не идет на убыль, а, наоборот, возрастает.
Слайд 7Умение выстраивать отношения и создавать команду. Многие консультанты высматривают в соискателях
качества, способствующие организации идеальной команды: умение не просто собрать, но
и возглавить людей, чтобы коллектив слаженно работал. «Лидер мирового уровня должен собрать команду, исключительно сильную по лидерским качествам, и повести ее дальше. В одиночку никто не выигрывает», - предупредил один из отвечавших, а другой добавил, что современный руководитель должен «ориентироваться не на свои интересы, а на развитие коллектива». «Начальники не отсиживаются больше в кабинетах», - сказал один консультант, они должны стать «командно-ориентированными, постоянно работать в многозадачном режиме, руководить без чинов и регалий, выдерживать напряжение, заботиться о том, чтобы подчиненные не выгорели, и все это с широкой улыбкой на лице, в общем и открытом для всех офисе». Еще один респондент охарактеризовал современную фирму в целом как слаженную команду, а главной обязанностью руководителя назвал «вести и развивать ее коллектив, начиная со старшего звена, и заканчивая “рядовыми”».
Слайд 8Умение подать себя и общаться. Все специалисты сошлись на том, что
идеальный руководитель должен обладать даром убеждения и умением преподносить себя
и свои идеи: «интеллектуальной способностью общаться с самым широким кругом заинтересованных лиц», как выразился один из моих собеседников. Задача не из простых, ведь сейчас заинтересованных людей гораздо больше, чем прежде. Чтобы убеждать самые разные аудитории, и осведомленные, и не владеющие информацией, внутри компании и вне ее, дружественно или скептически настроенные, требуется немалая гибкость ума и стиля. Некоторые специалисты считают, что лучший соискатель должен быть готов работать в совете директоров, другие подчеркивали способность «влиять на развитие бизнеса и работу клиентского отдела» или повышать «ценность организации» как таковой. Также руководители высшего звена должны поддерживать и хорошие отношения за пределами компании. «Умение подать себя превратилось в ключ к успеху, - рассуждает один из респондентов, - и в будущем его важность будет только возрастать, так как жизнью большого бизнеса интересуются и СМИ, и государственные органы, и сотрудники, и держатели акций, и законодатели». Прозвучало также предостережение: руководителям предстоит «выступать перед неподатливой аудиторией». И, наконец, менеджеры высшего звена должны быть восприимчивы к новой информации и уметь ее анализировать.
Слайд 9Управление изменениями. Повышается спрос на способность управлять изменениями – качество, которое
до недавнего времени не пользовалось признанием и не ценилось как
таковое. Специалисты по кадрам отметили, что все чаще им поручают найти кандидата, который стал бы «двигателем перемен», мог осуществить «преобразования или реформы», сплотил бы команду для «решающих изменений». Один вдумчивый консультант сказал, что под «управлением изменениями» применительно к этой должности обычно понимается не столько готовность к радикальным, преобразующим всю компанию реформам, сколько способность постоянно жить в текучем и переходном состоянии. «Руководитель обязан быть «агентом перемен», - пояснил он. - Он должен быть настроен на постоянные усовершенствования, постоянное выстраивание связей, налаживание процессов и систем, совершенствование коммерческих отношений, увеличение доли рынка, развитие лидерства». Другой консультант высказал мнение, что компания, которой нужен творец перемен, зачастую предпочитает человека со стороны, поскольку он «привнесет новые навыки и новое мировоззрение, чем поспособствует значительным позитивным сдвигам и росту».
Слайд 10Честность. Разумеется, честность нельзя назвать специальным навыком, но репутация человека, который
всегда соблюдает этические нормы, ценится, по словам опрошенных нами экспертов,
очень и очень высоко. Один из них даже сказал, что требуется «этика вне сомнений». Другой припомнил, что раньше на этом акцента не делалось, но сейчас вопрос репутации вышел на первый план»: «Личная честность, соблюдение этических норм… стали намного важнее, ведь информация стала распространятся намного быстрее». Еще один комментарий: «Организации проверяют “приемлемость” кандидатов на руководящие посты с точки зрения инвесторов, законодателей и государственных органов».
Слайд 11Используйте ваши положительные качества, не связанные с профессией, на рабочем
месте.
Найдите способ получить подтверждение ценности вашего вклада в общее дело.
Вам придется по-новому, более широко взглянуть на свои качества, выйти за рамки своего рабочего окружения и затем вернуться к своим обязанностям с пониманием того, что вам помогло преуспеть в прошлом.
Если вы, к примеру, состоите в религиозной общине, клубе выпускников, участвуете в работе общественной организации или помогаете организовывать совместные ужины с соседями, именно это может стать новым источником положительных отзывов о вашем вкладе и сильных сторонах, которые могут пригодиться на рабочем месте. Например, если в семье у вас репутация умельца, способного починить всевозможную технику, подумайте, как это качество может начать работать на вас. Одна из наших клиенток получила восторженные отзывы об организации нескольких крупных мероприятий, на которых множество приглашенных участников смогли пообщаться друг с другом. Она поняла, что этот же подход можно использовать для объединения всех сторон, задействованных в проведении крупномасштабного процесса изменений внутри ее компании.
Слайд 12Найдите возможность проявить себя в своей должности. Если у вас сложная
работа, выберите несколько заданий, при выполнении которых вы можете показать
себя наилучшим образом, чтобы компенсировать более слабые стороны. Это поможет вам закрепиться на вашей должности. Мы часто чувствуем себя наиболее ценными на работе, когда видим, какое влияние оказываем на других. По этой причине поиск ролей и возможностей, которые позволят вам оказывать влияние на работе или в профессиональном сообществе, станет важным способом проявить себя.
Слайд 13Когда вы получаете отрицательный отзыв, постарайтесь не забывать и о
положительных. Напоминания о том, какой вклад вы вносите, не только сделают
вашу реакцию на критику менее болезненной, но и обеспечат уверенность в себе и способность к действиям: они понадобятся вам, чтобы понять важность критики для дальнейшего роста. Определите, какие ваши лучшие качества помогут вам вынести полезный урок из критики и как вам развиваться дальше, не теряя ощущение собственного я.
Слайд 14Сами давайте обратную связь
Лучший способ не забывать о своих положительных
сторонах — хорошо отзываться о положительных сторонах окружающих. Такой обмен
мнениями по принципу взаимной полезности может укорениться и стать для вас привычным. Например, в конце проекта поделитесь своими мыслями о том, как каждый из членов вашей команды внес значительный вклад в работу. Завершающие торжества тоже просто созданы для обмена отзывами друг о друге. В любом случае, если позволяет время и график, для этого можно использовать электронную или обычную почту или общение один на один.
Дейл Карнеги и Джон Максвелл сравнили процесс развития людей с добычей золота: в процессе вам придется перекопать тонны грязи, но вы приступаете к этому с мыслью о том, что ищете золото. Точно так же люди, которые признают и подтверждают вклад других, могут более последовательно проявлять свои лучшие качества. Помните: становиться лучше самому и выявлять лучшее в других — это путешествие длиною в жизнь. С мужеством, любознательностью и целеустремленностью вы можете развивать свои качества, чтобы менять в лучшую сторону себя самого, свои отношения и даже свою организацию.
Слайд 15Назвали основные качества которыми должен обладать грамотный руководитель